В 1-й пол. XVIII в. в И. м. началось каменное строительство, к 20-м гг. XIX в. выстроены 4 каменных храма (в т. ч. надвратный), часовни, ограда. В марте 1735 г. по ходатайству Иркутского еп. Иннокентия (Неруновича) Синод выдал строителю И. м. иером. Митрофану шнурованную запечатанную книгу для сбора средств на возведение каменного Вознесенского собора. Деньги, собранные иером. Митрофаном в С.-Петербурге, Москве и по Иркутскому тракту, составили основной капитал для строительства. Еп. Иннокентий также пожертвовал личные средства на возведение храма. В 1738 г. мастера В. Галашев и Я. Вылымов заложили Вознесенский храм, но еп. Иннокентий счел место строительства неудачным, и возведение собора было приостановлено. В 1749 г. рядом с деревянной Вознесенской ц. был заложен каменный собор, в к-ром 10 окт. 1759 г. освящен придельный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских под колокольней, а 17 апр. 1767 г. свт. Софронием — Вознесенский престол.
Формы храма известны благодаря чертежам, сделанным в 1859 г., незадолго до его разборки; они могут быть отнесены к позднему иркутскому варианту нарышкинского стиля. Одноэтажный собор имел уникальное для Сибири и очень редкое для каменного рус. зодчества в целом построение — 2 восьмериками от земли; такая композиция чаще встречается в деревянной архитектуре. Двусветный восьмерик перекрывался высоким 8-лотковым сводом с малым восьмериком и главкой в завершении. Апсида имела близкую к 5-гранной форму и увенчивалась главкой. С запада непосредственно к восьмерику храма (без трапезной) примыкала 5-ярусная колокольня: 3 восьмерика (2 верхних — ярусы звона), над которыми возвышался невысокий купол со шпилем, стояли на 2 четвериках. Окна верхнего света были 8-угольные, вытянутые по вертикали, нижнего — стрельчатые. Верхние наличники имели сложную форму, близкую к завитковой. Фланкирующие лопатки и поля граней украшали многочисленные филенки — стреловидные, в виде перевернутого треугольника, звездообразные, с розетками. Весь богатый кирпичный резной декор был близок — насколько можно судить по чертежам — к декору сохранившейся Крестовской (Крестовоздвиженской) ц. (1747-1760). Вероятно, Вознесенский собор И. м. строился той же артелью, состоявшей преимущественно из устюжских каменщиков.
После пожара 1783 г. собор был отремонтирован и 2 июня 1793 г. освящен, 13 мая 1808 г., после еще одного ремонта, вновь освящен архим. Аполлосом (Алексеевским). В 1811-1813 гг. к собору по обеим сторонам колокольни было пристроено 2 придела — во имя свт. Иннокентия Иркутского и во имя прп. Алексия, человека Божия. Приделы, представлявшие собой самостоятельные объемы в скромных формах позднего барокко, завершались восьмериками, имели неглубокие западные компартименты и апсиды. Возможно, ок. 1811-1813 гг. был построен и притвор-лоджия, примкнувший к колокольне с запада и открывавшийся вовне 4-колонным аттиком. Притвор был перекрыт высокой 2-скатной кровлей сложных барочных очертаний.
В 1863 г. обветшавший Вознесенский храм был разобран до основания (при этом мощи свт. Иннокентия временно были поставлены в монастырской Успенской ц.), и на том же месте 20 мая того же года заложен, а 15 окт. 1872 г. освящен одноименный каменный собор (архит. В. А. Кудельский). Устроенные в том же году престолы в боковых апсидах были посвящены святителям Иннокентию Иркутскому (правый) и Митрофану и Тихону Воронежским (левый), в подклете — преподобным Антонию и Феодосию Киево-Печерским. Храм, возведенный в русско-визант. стиле (в стиле построек К. А. Тона), имел 5 массивных луковичных глав на широких барабанах, был 4-столпным, квадратным в плане, с выступающими объемами неглубокого притвора и полуциркульной апсиды, а также с 3 крыльцами — с запада, севера и юга.
После 1917 г. начались гонения на братию. По воспоминаниям насельника И. м. игум. Евгения (Краснопёрова; Ɨ ок. 1964), «во время революции» в монастырском храме расстреляли 30 монахов (Берхина. 2007. С. 299). В дек. 1918 г. в И. м. состоялось отпевание архиеп. Иркутского Иоанна (Смирнова), в котором принимал участие и настоятель обители еп. Киренский Борис (Шипулин). В марте 1920 — янв. 1921 г. власти вывезли из И. м. часть утвари, не употреблявшейся при богослужении, в т. ч. архиерейский жезл, 17 лампад и водосвятную чашу (ГА Иркутской обл. Ф. 121. Оп. 2. Д. 37. Л. 65, 69). 24 янв. 1921 г. в И. м. в присутствии еп. Бориса (Шипулина) отряд красноармейцев и сотрудников ОГПУ осуществил кощунственное вскрытие мощей свт. Иннокентия, к-рые вскоре были вывезены в Москву. В том же году из храмов и обителей Иркутской епархии началось масштабное насильственное изъятие церковных ценностей. 23 марта 1922 г. губ. комиссия по изъятию церковных ценностей вывезла из мон-ря 220 «предметов» из золота и серебра, в т. ч. раку свт. Иннокентия, богослужебные сосуды, оклады, подсвечники. Вскоре И. м. был закрыт, но по договору Иркутского уездного исполкома с «Подгородно-Жилкинской общиной верующих» в окт. 1923-1925 г. в храмах И. м. совершались богослужения. По нек-рым сведениям, в 1924 г. архиерейская ризница мон-ря была реквизирована в пользу обновленческого «архиепископа» Василия Виноградова, возглавлявшего неканоническое Иркутское епархиальное управление.
В 1924 г. в нескольких зданиях И. м. был размещен детский дом «Трудовая жизнь». В уникальной Тихвинской ц., с 1925 г. находившейся под охраной гос-ва, разместили древлехранилище, сложили иконы, портреты настоятелей и архиереев, а также разобранный иконостас Успенской ц. В 1932 г. была разрушена Смоленская ц., в 1933 г. взорван Вознесенский собор, в 30-х гг. XX в. снесены Тихвинская ц., колокольня, часовни, ограда. В 1938 г. была закрыта и переоборудована под клуб Михаило-Архангельская ц. на ст. Иннокентьевская, но в 1944 г. храм был возвращен РПЦ. Монастырский Успенский храм в советские годы был переоборудован под клуб.
К 2011 г. сохранились 2 каменных братских корпуса, здания школы с братской кухней, неск. хозяйственных построек, а также Успенская ц. с трапезной, в к-рой с авг. 1998 г. проводились реставрационные работы и совершаются богослужения. 28 мая 2009 г. архиеп. Иркутский и Ангарский Вадим (Лазебный) освятил часовню в честь Вознесения Господня на месте алтаря взорванного монастырского собора.
http://www.pravenc.ru/text/674061.html