Своим появлением Вознесенский мужской монастырь обязан монахам во главе со старцем Герасимом, которые пришли в Сибирь вместе с основателями Иркутского острога. В 1669 году они отделились от казаков и ниже по течению на левом берегу Ангары выбрали себе холм. Известна точная дата заложения монастыря – 12 декабря 1672 года. Тогда с благословения царя Алексея Михайловича Романова на выбранной земле появились две монастырские кельи, а также деревянная церковь во имя Вознесения Господня – одна из первых культовых православных построек Восточной Сибири. Через семь лет на территории монастыря произошёл пожар, восстановить монастырскую обитель удалось лишь к 1678 году. Кроме старых строений также была возведена церковь Тихвинской иконы Божией Матери, освящённая в 1692 году. Прославилась она благодаря тому, что в 1731 году под ней в специально устроенном каменном склепе был погребён иркутский епископ Иннокентий Кульчицкий. Когда монастырь несколько раз полностью выгорал, эта церковь оставалась нетленной, что и придало ей чудотворный ореол. Пережив несколько пожаров, эта постройка, которую называли самой старой деревянной церковью Иркутска, была уничтожена в 1930-х годах – её распилили на дрова при возведении мясокомбината.
Особый период в истории монастыря связан с именем святителя Иннокентия. «Он окончил духовную академию в Киеве и по приказу Петра Первого был направлен в Пекин с духовной дипмиссией», – рассказывает Сергей Гасперский. Но китайцы дважды отказали ему во въезде в страну. Проведя в Бурятии около трёх лет, 15 января 1727 года Кульчицкий определением Святейшего Синода получил сан епископа Иркутского и Нерчинского. Тогда же была основана самостоятельная Иркутская епархия, отделившаяся от Сибирской. «При нём в Иркутске было построено 37 церквей, а на территории Вознесенского монастыря появилась первая школа, основанная в 1725 году, где детей крестьян обучали грамоте, арифметике, китайскому и монгольскому языкам для сопровождения купцов за рубеж. Однако посмотреть на неё вы не сможете – теперь на её месте стоит двухэтажный деревянный дом», – отмечает лектор «Прогулок…» Тем не менее, среди оставшихся после советского времени немногочисленных строений монастырских владений числится небольшое жёлтое здание бывших настоятельских келий. Там также была расположена школа, но появилась она значительно позже и отличалась от предшественницы. «Ходили сюда уже лишь дети духовенства, хотя их обучали тем же самым дисциплинам, что и прежде», – говорит Гасперский.
Управлял Кульчицкий Иркутской епархией чуть больше четырёх лет, скончался в 1731 году. Спустя несколько десятков лет, в 1804 году, из-за нетленности мощей он был причислен к лику святых. Поклониться его мощам приезжали со всей страны. Среди паломников были и члены царской семьи. Они, как и все остальные путешественники, останавливались в монастырской гостинице. Её здание всё ещё существует – с другой стороны от входа в уничтоженный храм Вознесения. До 1838 года она, как и другие постройки монастыря, была деревянной, но после пожара её отстроили из камня.
Несмотря на то, что уничтожение монастыря вместе с четырьмя церквями из пяти пришлось на 1930-е годы, проводить там службы прекратили в 1925 году. За пять лет до этого всё церковное имущество перешло «во временное пользование советских и военных организаций», которые за короткий срок изъяли все ценности. В январе 1921 года «нетленное тело святителя Иннокентия было обнажено и оставлено в храме, охраняемом военным караулом, открытым». В марте того же года мощи увезли из Иркутска в неизвестном направлении. Лишь в 1990 году их обнаружили в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина. Раскопки уничтоженного монастыря иркутяне впервые начали проводить в 1992 году.
Среди оставшихся ныне построек Вознесенского монастыря числятся два братских корпуса, школа, библиотека, баня и ризница. Они уцелели лишь потому, что были отданы под жилые дома. Только малая часть их нынешних обитателей знает об истории этих стен. Без присмотра остались каменные двухэтажные кельи, которые расположены прямо за остановкой «Мелькомбинат». «Самое удивительное, что мы нашли в ленинградском архиве кальку с их изображением, которую теперь ценим как зеницу ока. Кроме того, что здесь жили настоятели и монахи, тут располагалась первая иркутская библиотека», – говорит Сергей Гасперский.
За пустырём, по направлению к Ангаре, расположена чудом сохранившаяся церковь Успения Пресвятой Богородицы, возведённая в XVII веке. В небольшом пристрое к ней располагалась трапезная. Сохранилась она лишь потому, что в ней располагался клуб с кинобудкой. Потом её забросили. Когда чистили здание для реставрации, то обнаружили очень прочный фундамент из лиственничных брёвен, которые придавали такую устойчивость, что внутри церкви – от одной стены до другой 18 метров – нет ни одной опоры. Вблизи располагалась часовня со святым колодцем. Во время этих же раскопок была обнаружена часть монастырской стены. Он дала представление о том, как всё располагалось на территории монастыря. Ещё в одной из трёх часовен Вознесенского монастыря находилась могила основателя – старца Герасима, накрытая чугунной плитой. Над ней располагался церковный архив, сожжённый в начале 1930-х годов. Теперь на месте склепа стоит послевоенный дом.
Существующие постройки Вознесенского монастыря не сохранились в первоначальном виде. Окна ризницы для хранения церковной утвари до потомков дошли в разном состоянии. С одной стороны здания они соответствуют изначальной остроконечной форме, а с другой были расширены – для каких целей, до сих пор неизвестно. Однако этой постройке повезло больше, чем соседней церкви Смоленской иконы Божьей Матери, чьи взорванные остатки ушли под строительство мелькомбината. Изначально эта церковь, построенная в начале XIX века, была восьмикупольной. Однако после реконструкции в 1837–1841 годах осталась лишь одна ротонда».
К концу XIX века Вознесенский монастырь был центром притяжения. На его территории находились не только школы, роскошные храмы, библиотеки и архивы, но и усыпальницы известных иркутских благотворителей: Базановых, Туровых, Бутиных и Трапезниковых. Ни склепов, ни могил теперь не отыскать. Зато вдали виднеются вышки советских фабрик, чьи кирпичи хранят чужую историю.
По материалам «Прогулки по старому Иркутску». Лектор С. Гасперский, член совета краеведов Ленинского района Иркутска. http://www.vsp.ru/social/2015/06/26/555238
На начало XXI века из монастырских строений сохранились Успенская церковь с трапезной, два каменных братских корпуса, школа с братской кухней (бывший дом настоятеля), каменно-деревянные службы, кухня, ризница, гостиница для странников.
https://drevo-info.ru/articles/14218.html
Церковь во имя Вознесения Господня
Первой в монастыре в 1672 г. была построена деревянная церковь во имя Вознесения Господня с приделом Одигитриевским, которая в 1749-1767 гг. была заменена на каменный собор. 9 февраля 1805 г. в Вознесенском соборе были помещены мощи Святителя Иннокентия, канонизированного в 1804 г. С 1883 г. монастырь именуется Вознесенским Святителя Иннокентия. В 1863-1873 гг. собор заново перестраивается по проекту иркутского архитектора В.А. Кудельского. Он имел четыре престола: главный – во имя Вознесения Господня, правый — во имя Святителя Иннокентия (освящен 24 июня 1873 г.), левый — во имя св. Митрофана и Тихона Воронежских (4 ноября 1873 г.), в подклете собора над усыпальницей архиепископа Парфения (24 февраля 1873 г.) — во имя Антония и Феодосия, Печерских Чудотворцев. Архитектура собора была выдержана в русско-византийском стиле. Монументальный крестово-купольный храм венчали пять глав. В 1930-е гг. собор снесли.
Тихвинская церковь
Вторая церковь в монастыре была построена в 1691-1692 гг. и освящена во имя Тихвинской иконы Божьей Матери. Церковь была деревянная. В 1731 г. под ней в специально устроенном каменном склепе был погребен иркутский епископ Иннокентий (Кульчицкий). В 1838-1839 гг. под храмом был устроен придел во имя Святителя Иннокентия (освящен 24 сентября 1839 г.). Тихвинская церковь была ярким образцом в немногочисленном ряду памятников древнерусского зодчества, сохранившихся до начала ХХ в. на территории Иркутской области. Снесли церковь в 1930-е гг. при строительстве мясокомбината.
Церковь Смоленской иконы Божьей Матери
Третья церковь в монастыре была возведена в 1795-1809 гг. и посвящена Смоленской иконе Божьей Матери. Перестроена в 1837-1841 гг. в формах классицизма. Снесена в марте 1932 г.
Церковь во имя Сретения Господня
Четвертая церковь была устроена над главными западными святыми вратами монастыря в 1816-1823 гг. во имя Сретения Господня. В 1878 г. Сретенскую церковь разобрали и на ее месте заложили каменную колокольню. Окончили строительство в 1881 г. Колокольня была типичной для периода эклектики постройкой, в архитектуре которой преобладали элементы барокко. Большой колокол был отлит в Иркутске в 1875 г. и весил 1357 пудов. В 1930-е гг. колокольню разрушили.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Пятую церковь построили в 1780-1783 гг. вместо прежней деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Церковь имела два престола: во имя Успения Божьей Матери и во имя Преподобного Сергея Радонежского. В 1874-1875 гг. с западной стороны церкви пристроили каменную трапезную с братской кухней. В 1910 г. вокруг монастыря возводится новая ограда, включившая в себя южную стену Успенской церкви. В архитектуре здания главенствуют формы барокко, они соседствуют с элементами классицизма. В годы советской власти в храме размещался клуб. Сейчас церковь передана в Иркутскую епархию; здание реставрируется.
Кроме церквей на территории монастыря было три каменные часовни: первая над могилой старца Герасима (1802 г.); вторая над святым колодцем (1836 г.); третья над могилой архимандрита Синесия (1864-1865 (1870?) г.).
В 1919 г. в стенах монастыря разместился Иркутский сводный госпиталь. К началу 1933 г. все церковные здания, за исключением Успенской церкви, были снесены. К нашим дням из монастырских строений сохранились следующие: Успенская церковь с трапезной, два каменных братских корпуса, школа с братской кухней (бывший дом настоятеля), каменно-деревянные службы, кухня, ризница, гостиница для странников.
http://irkipedia.ru/content/voznesenskiy_monastyr
9 февраля 1805 г. в Вознесенском соборе были помещены мощи Святителя Иннокентия (Кульчицкого), канонизированного в 1804 г. Гробница святителя Иннокентия находилась в правом приделе (во имя св. Иннокентия) на особом амвоне, окруженная резной вызолоченной решеткой. Над ракой на четырех золоченых колоннах возвышалась резная золоченая сень (балдахин), созданная иконостасчиком крестьянином Б. В. Поповым. Сень была увешана лампадами, пожертвованными разными лицами. В их числе висела серебряная вызолоченная лампада, подаренная обители наследником — цесаревичем Николаем 24 июня 1891 г. при посещении им монастыря. Рака из чистого серебра отличной работы со многими отливными вызолоченными гирляндами. На правой и левой сторонах её три вызолоченные клейма, на клеймах черневыми буквами начертана история о Святителе. На верху крышки во всю длину её образ угодника Христова среброкованный и по местам вызолоченный, на клеймах — имена Императорской фамилии, при которой рака сделана. Рака весом в 5 пудов 20 фунтов 48 золотников (90 кг) и стоимостью около 14 тыс. рублей была изготовлена в Москве в 1808 г. «иждивением иркутского 1-й гильдии купца И. П. Мыльникова». Рака Святителя Иннокентия в Вознесенской обители хранилась до 1921 г.
Основателем Вознесенского монастыря был старец Герасим, появившийся в Иркутском остроге через несколько лет после его постройки. В 1669 г. он собрал небольшую общину из людей всякого звания и чина и удалился из острога на 5 верст вниз по Ангаре на заранее облюбованное место для возведения пустыни. Огромную помощь в этом строительстве оказали должностные лица города и жители, о чем свидетельствует грамота митрополита Корнилия: «Лета 7180-го (1672) декабря в 2 день великому господину… Корнилию митрополиту Сибирскому и Тобольскому били нам челом Енисейского уезду Иркутского острогу сын боярской Иван Максимов и служилые люди казачей пятидесятник Анисимко Михалев, десятник Ивашко Турчанин с товарищи, чтоб нам… их благословити и велети б старцу Герасиму в Иркутском остроге по край Ангары реки построить монастырь и церковь воздвигнуть во имя Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа… и мы… Корнилий митрополит Сибирский и Тобольский пожаловали их и… благословили». Таким образом, 1672 г. стал годом основания Вознесенского монастыря.
После получения «благословенной грамоты» монастырь начал активно застраиваться. Первой постройкой стала деревянная церковь Вознесения Господня, давшая название всей обители, затем возвели кельи для братии и ограду. В самом монастыре проживало в это время 3 иеромонаха, иеродьякон и несколько монахов.
Одним из самых тяжелых для монастыря стал 1679 г. В этом году случился пожар, уничтоживший все монастырские постройки. Казалось бы, обители нанесен смертельный удар, но она выстояла. Все заботы по восстановлению монастыря взяли на себя сами монашествующие во главе со старцем Исаием. К началу 1690-х г.г. им удалось полностью привести в прежнее состояние все строения, а в 1692 г. построить новую церковь во имя Тихвинской Божией Матери. И в дальнейшем пожары не раз причиняли ущерб монастырским постройкам. Наиболее опустошительный из них произошел в 1783 г. Однако братии всякий раз удавалось не только восстанавливать старые постройки, но и создавать новые. К концу XVIII в. в Вознесенском монастыре имелось три церкви: Вознесенская, Успенская и Тихвинская, 12 жилых келий, часовни, хозяйственные и другие постройки.
Вести активное строительство монастырю давала возможность его хозяйственная деятельность. В конце XVII — начале XVIII вв. Вознесенский монастырь добился от властей пожалований целого ряда деревень и заимок. В разные годы ему принадлежали Введенское, Бадайское, Усольское, Тайтуркское, Узколугское, Еланское, Баклашинское, Мальтинское и другие селения. Вокруг самого монастыря сформировалось подгородное Жилкинское селение. Монастырь активно способствовал заселению своих вотчин. Для этого при обустройстве поселенцам, на первых порах, оказывалась материальная помощь семенами, скотом, инвентарем. В начале колонизации край испытывал недостаток в женщинах. Монастырь сумел организовать обеспечение своих селений «женским элементом». Записываясь «за монастырь», поселянин получал помощь, нередко жену, при этом обязывался отдавать часть урожая обители и обрабатывать монастырские земли. «Благодеяния» накрепко привязывали крестьянина к монастырю. О том, как это происходило, свидетельствует показание бадайского крестьянина Ивана Лукьянова: «… в прошлых летах в Иркутской Вознесенской монастырь во крестьянство отдавались повольно из гулящих людей и на монастырских вкладных бабах и девках поженились и денежную и хлебную и скотинную ссуду и подмогу и пашенный всякий завод с того монастыря взяли и ссудные жилые записи в тот Вознесенский монастырь оне на себя дали, что им… за тем монастырем во крестьянах з женами и з детьми вечно по смерть их и пахать им и сеять по все годы на монастырский обиход всякому человеку по десятине ржи на год». Помимо монастырских крестьян землю обрабатывали вкладчики.
О размерах хозяйства монастыря говорят данные 1728 г. В этом году в монастырских кладовых и на заимках имелось 16 944 пуда хлеба, монастырское стадо составляло 483 головы крупного рогатого скота, 110 баранов и овец, 222 лошади. Кроме земледелия монастырь занимался соляным промыслом в Усольской вотчине и ловлей рыбы на Байкале при деревне Голоустной. К 1755 г. за Вознесенским монастырем значилось 464 души мужского пола, а накануне секуляризации уже 614.
В 1764 г. императрица Екатерина II провела секуляризационную реформу. Все монастырские земли передали в коллегию экономии, сами монастыри разделили на три класса, в зависимости от числа монашествующих, и назначили содержание. Монастыри Иркутской епархии зачислили в 3-й класс и установили содержание 806 рублей 30 копеек. Для Вознесенского монастыря наступили нелучшие времена, которые удалось пережить благодаря деятельности архимандрита Синесия и поддержке епархиальных властей. Синесий управлял монастырем с 1754 по 1787 г. В этот период в монастыре развернулось каменное строительство, было проведено преобразование хозяйственного управления, организованы восстановительные работы после пожара 1783 г. Архимандрит Синесий подготовил основу для дальнейшего развития монастыря и его перевода во 2-й класс, состоявшегося спустя 10 лет — в 1797 г. Количество монашествующих Вознесенского монастыря в XVIII в. было невелико: к моменту открытия Иркутской епархии (1727) в монастыре проживало 28 человек, в период секуляризационной реформы их число сократилось до 12, а к концу века увеличилось до 40.
Иркутский Вознесенский монастырь сыграл огромную роль в истории Иркутской епархии. Он способствовал организации церковного строительства в регионе. Во многих его вотчинах уже в первой половине XVIII в. были построены церкви и часовни, а иеромонахи монастыря нередко становились первыми священнослужителями. В 1725 г. в нем открыли школу для обучения детей духовенства, ставшую первым учебным заведением Восточной Сибири. За период существования школы с 1725 по 1746 г. в ней смогли получить образование более 200 человек. До начала 1750-х г.г. монастырь являлся резиденцией иркутских епископов, здесь же размещался архиерейский приказ и консистория (до постройки отдельного здания в Иркутске). Настоятель Вознесенского монастыря входил в число членов консистории и неофициально являлся вторым лицом в епархии. В 1731 г. здесь был похоронен первый иркутский епископ Иннокентий (под алтарем Тихвинской церкви). Монастырь считался духовным центром Иркутской епархии.
http://irkipedia.ru/content/irkutskaya_eparhiya_obrazovanie_irkutsk_v_panorame_vekov_2004