Иркутск. Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери.

К середине XIX века старый кафедральный Богоявленский собор, построенный еще в 1718 году, перестал удовлетворять нужды прихожан. Иркутск к тому времени значительно вырос и требовался новый, более вместительный и более величественный собор.
Ефим Андреевич Кузнецов, иркутский миллионер-золотопромышленник, в 1849 году сделал пожертвование в размере 250 тысяч рублей на сооружение нового Кафедрального Собора в Иркутске: «Я имею на себе обет, данный Господу Богу в дни испытаний моих, когда боролся с лишениями и опасностями… Обет сей много лет носимый в душе моей… в том состоит, чтобы собственными средствами, без всякого сторонняго вспомоществования, но своеобразно с требованиями времени, воздвигнуть в Иркутске Кафедральный Собор. Преисполненный сими чувствами, обращаюся к Вашему Высокопреосвященству с покорнейшею просьбою. Примите в распоряжение свое для издержек на построение Собора представляемый при сем капитал… Всего на сумму двести пятьдесят тысяч руб. серебром». При этом он не стал ставить каких-либо условий, а лишь скромно понадеялся, что «смиренный задатель, воскрешаем в памяти служителей алтаря Господня не изсякаемою благотворительностию своею, конечно, обрящет отраду, что имя его не забудется при жертвах и молениях, возносимых к Богу». Выбор места под строительство Собора длился с 1850 по 1872 годы. Первоначально предполагалось снести древнюю Спасскую церковь или Богоявленский собор, но горожане отвергли этот вариант. Наконец, в 1872 году для строительства отвели таможенную площадь, которая была перед этим расчищена от всех зданий, кроме Спасской церкви. Руководил строительством специальный комитет во главе с протоиереем П. Громовым, а после смерти последнего — с его преемником протоиереем А.Виноградовым. 17 апреля 1875 года новый Кафедральный собор был торжественно заложен архиепископом Вениамином в присутствии генерал-губернатора Восточной Сибири барона Фредерикса, а также чиновников и горожан. В основу строительства был положен проект, составленный архитектором Владиславом Андреевичем Кудельским. Сразу же, на первом этапе строительства, между архиепископом Вениамином и Кудельским возникли разногласия, приведшие к отстранению последнего от наблюдения за строительством кафедрального собора. Архиепископ Вениамин высказал ряд замечаний по поводу неудобной планировки храма, неудачного, на его взгляд, решения фасадов и предложил изменить проект. Наблюдать за работами по возведению собора был приглашен инженер Митрофан Нилович Огонь-Догоновский, который составил новый проект Казанского собора, по которому предлагалось соединить храм с колокольней с помощью одноэтажной галереи, а также внести существенные исправления в декоративное решение фасадов. В таком виде чертеж был отправлен в Святейший Синод, где рассмотрение его затянулось на шесть лет. Наконец, в 1882 году проект был представлен императору Александру III, который нашел проект излишне скромным и пожелал для столь «монументального сооружения соблюсти более благолепия в наружнем его виде и стиле». Между тем, несмотря на эти задержки, строительство собора уже началось. Строительные работы велись безостановочно, за исключением зимнего периода. Летом они продолжались до 12 часов ночи. К июню 1879 года стены собора были возведены на высоту второго яруса окон. Но страшный пожар, уничтоживший половину города, приостановил строительство на шесть лет. Убыток от пожара оценивался только по собору примерно в 100 тысяч рублей. Строительство возобновили в 1885 году. Руководить работами был приглашен Генрих Владимирович Розен, который представил свой проект восстановления храма и поправки в предыдущий проект согласно замечаниям императора. Проект Г.В. Розена выдержан в русско-византийском стиле и отличался более пышным декоративным убранством. Праздничность и нарядность нового проекта больше соответствовала требованиям времени, и он был принят к строительству. Генрих Владимирович руководил работами весь период возведения собора. Новый Богородице-Казанский кафедральный собор представлял собой пятиглавый крестово-купольный храм. Центричность композиции нарушалась длинной галереей, соединяющей храм и колокольню. Иконостас главного придела был вырезан по рисункам барона Г.В.Розена молодым иркутским мастером Н.П.Поповым. Им же были выполнены иконостасы боковых приделов, но уже по его собственным рисункам. В восточной части подвального этажа была устроена усыпальница с приделом во имя Второго Страшного Пришествия Христова. В 1892 году в усыпальнице с правой стороны был погребен архиепископ Вениамин. Он практически ежедневно бывал на строительной площадке и всячески способствовал быстрейшему разрешению проблем, возникающих при возведении храма. В этой же усыпальнице в 1900 году был похоронен протоиерей нового кафедрального собора Афанасий Виноградов, которым была составлена подробная летопись строительства Казанского собора. В 1892 году основные работы по храму были завершены, и строители приступили к установке иконостасов и внутренней отделке. Ограду вокруг собора начали возводить в 1892 году. Весной 1893 года работы завершили. Вокруг собора был посажен сад из елей, пихт и сосен. Возведение кафедрального Богородице-Казанского собора и его внутреннее устройство было окончено в 1894 году. Всего на строительство и заведение церковной утвари было израсходовано 904 025 рублей и 42,5 копейки. 25 января 1894 года состоялось освящение главного придела в кафедральном соборе во имя иконы Казанской Божией Матери. В день освящения из городских церквей проводились крестные ходы. По дороге к собору были выстроены войска, музыка играла «Коль славен». Освящение храма совершали два архиепископа в сослужении двух архимандритов, семнадцати священников и трех протодиаконов. В период с конца января до конца августа 1894 года архиепископом Тихоном последовательно были освящены престолы нового Кафедрального Собора. Всего в храме было шесть престолов: во имя иконы Казанской Божией Матери, св. Николая, свв. Евфимия и Евфимии, свв. Тихона и Митрофана, св. Иннокентия, преподобного Вениамина и Страшного Суда. Иркутский кафедральный собор входил в число крупнейших храмов России. Он вмещал 5 тысяч прихожан, а его высота достигала 60 метров. После Октябрьской революции жизнь кафедрального собора начала замирать. В 1919 году было разрушено паровое отопление, и богослужения стали совершаться только в теплое время года. В 1920-е годы в ограде собора устроили спортивную площадку, молодежь здесь играла в футбол. При этом была выбита значительная часть стекол, особенно пострадала усыпальница. В местных органах печати велась активная кампания за ликвидацию собора. В этот период кафедральный Казанский собор содержала немногочисленная община верующих, которая на свои скудные средства пыталась как-то исправить наносимый храму ущерб. В 1930 году, несмотря на ходатайства Епархиального Церковного Управления, собор был закрыт. В январе 1932 года Отдел охраны памятников подписал приговор собору, отказавшись от предложения приспособить его под музей и согласовав его снос, как здания, не представляющего исторической и художественной ценности. Попытка разобрать собор на строительный материал не увенчалась успехом, и его было решено взорвать. Первый взрыв собора был произведен в августе 1932 года (потребовалось несколько взрывов, чтобы окончательно его обрушить). Бригады рабочих вручную разбирали обломки собора, сгружая их на вагонетки, которые увозили мусор по временным рельсам, устроенным на площади. После выравнивания остатков собора на Тихвинской площади уровень ее поднялся почти на метр. От богатейшего внутреннего убранства сохранилось всего несколько икон. В 1938 году на месте бывшего казанского собора началось строительство Дома Советов, который ныне является зданием администрации Иркутской области. Сейчас перед зданием Администрации, на месте собора, возведена памятная часовня. Информация с сайта Записки скучного человека

Самая главная боль, от которой кровоточит сердце, — уничтожение Казанского кафедрального собора, который в начале ХХ в. так гармонично завершал весь архитектурный ансамбль Тихвинской площади.
Необходимость сооружения нового собора возникла уже в середине ХIХ в.: горожан не устраивал из-за тесноты Собор Богоявления. Нужен был храм более вместительный и благолепный. В 40-х г.г. ХIХ в. внёс первую жертву из своих капиталов на строительство собора купец Евфимий Андреевич Кузнецов. Незадолго до своей смерти он распорядился о пожертвовании 250 000 серебром на сооружение кафедрального собора во имя Казанской Божьей Матери в Иркутске. Умер он в сентябре 1850 г., похоронен был у алтарной части церкви Преображения, в приходе, в котором он жил, который также был частью его неусыпных забот. Пока шли разборы возникшего дела по его завещанию, пока обсуждались проекты строительства собора, подыскания места, прошло почти тридцать лет. Места долго не находилось, даже собиралась для этого снести церковь Нерукотворного Образа Спаса.
Кафедральный собор заложили 17 апреля 1875 г., строился он в течение 19 лет. Пожар 1879 года, при котором выгорела половина города, вновь отодвинуло строительство на неопределённый срок, нужно было поднимать город из пепелища.
К продолжению строительства собора возвратились только в 1885 г. В этом году для наблюдения за работами был приглашён архитектор-инженер барон Г.В. Розен. Он представил епископу Вениамину проект высочайше утверждённого проекта фасада собора. Затем он вновь представил проект, где готические главы были заменены на византийские. Храм был весьма просторным, поскольку вмещал около пяти тысяч молящихся, В 1891 г. епископ Вениамин поручил барону Розену составить рисунок иконостаса, что в том же году барон выполнил.
Два года работал мастер Попов над иконостасом по рисунку Розена. Иконостас был высотой 8 метров и состоял из трёх ярусов. В нижней части были следующие иконы: Спаса Нерукотворного образа, икона Казанской Божьей Матери, икона Иннокентия Святителя, икона Александра Невского. На царских вратах обычные иконы: Благовещение и четыре Евангелиста. На пономарских вратах — Иконы Стефана и Михаила. Во втором ярусе пять икон – над царскими вратами Тайная вечеря, по левую и по правую сторону иконы четырёх составителей древних литургий. В верхнем ярусе одна икона – Воскресение Христово. В таком виде, по словам паломников по святым местам, Царские врата имеют замечательное сходство с Царскими вратами в главном Иерусалимском храме над Гробом Господнем. 25 января 1895 г. был освящён главный придел храма.
В 20-х г.г. ХХ в. Храм ещё красовался на площади, но близились 30-е роковые, когда судьба его несчастная должна была разрешиться. В 1930 г. собор был закрыт, терпя уже лишения от Советской власти. И уже шла переписка о его судьбе. В письме от 13.01.1932: «В ответ на ваше отношение Иркутский государственный музей Восточно-Сибирского края ставит Вас в известность, что здание Собора по своему плану и конструктивным особенностям для приспособления под музейное помещение непригоден и музею не нужен, т.к. расходы по его перестройке – равны стоимости нового здания. Собор на учёте памятников не состоит и со стороны отдела охраны препятствий к сносу его не встречается».
Взрывы Собора начались в августе 1932 г. Взрывали по ночам. Никого не пускали, место было оцеплено, обнесено забором с колючей проволокой поверху. По воспоминаниям жителей Иркутска тех времён. По ночам не могли спать из-за взрывов. Иван Андреевич Медведев рассказывал мне, днём жители стояли на Глазковской горе, многие плакали. Иркутяне не шли работать на разборку завалов, работали женщины-переселенки с Украины и Белоруссии. Для вывоза щебёнки была проложена узкоколейная рельсовая дорога, для чего уничтожили архирейское подворье Собора Богоявления. Щебёнку разбрасывали и по всей площади, укатывали железными катками, уровень площади поднялся на один метр. После взрывов рваные раны на теле собора, о чём свидетельствуют фотографии, будто вопият о невыносимой боли…
Убирали мусор в течение 1933-1934 г.г. В 1938 г. на месте Собора стали строить Дом Советов – тяжеловесное серое здание, в нем воплотилась вся угрюмость сталинских времён. Там, где был собор – пустое место, оно не заполнилось ничем гармоничным. Мне кажется, если в ясную, лунную ночь выйти к берегам Ангары, то в её водах отразится та красота мира, ушедшая навсегда, ничем невосполнимая…
Каменщикова Эльвира Альбертовна, 1992-2009, декабрь

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?