У входа на городское кладбище в 1793 — 1795 гг. была построена церковь Входа Господня в Иерусалим. (По церкви и кладбище получило название Иерусалимского.) Эта церковь была частично разрушена землетрясением.
В 1820 г. был заложен новый храм по проекту губернского архитектора Деева. В 1823 г. обрушился свод уже почти полностью построенной церкви. После этого строительство продвигалось медленно и было закончено только в 1835 г. Иконостас выполнен по проекту архитектора А.Васильева. В 1890 г. к церкви пристроены с севера и юга два придела, увенчанные куполами, существенно обогатившими силуэт церкви.
В 1930-х гг. храм был закрыт. Здание было перестроено и разделено на три этажа, купола уничтожены. В бывшей церкви разместилось училище культуры. Кладбище было закрыто в 1932 г., а в 1957 г. на его месте устроен центральный парк культуры и отдыха, при этом уничтожены ценные исторические надгробия.
В настоящее время церковь реставрируется. Раз в неделю проводятся богослужения.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Входо-Иерусалимский храм. http://www.irkutsk.lusya.com/ru/pages/churches15.htm 2. Входо-Иерусалимская церковь. http://www.imd38.ru/index.php?module=content&act=read&id=36 3. Входо-Иерусалимская церковь в Иркутске. http://verbnoe.paskha.ru/Hramy/irkutsk/
Первая каменная Кладбищенская церковь была заложена 11 сентября 1793 года. По окончании строительства и отделки церковь 11 ноября 1795 года освящается во имя Входа в Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа. Возведение и благоукрашение храма поддерживалось добровольными пожертвованиями горожан. Немалую лепту своих средств внесли купец Иван Логгинович Медведников, купец и староста этой церкви Дмитрий Дмитриевич Демидов. 14 июня 1820 года начато строительство нового теплого храма во имя Входа Господня в Иерусалим и Святителя Митрофана, епископа Воронежского.
24 марта 1868 года во время торжественного богослужения, совершенного митрополитом Иннокентием в сослужении иркутского архиепископа Парфения, епископа Вениамина, был освящен главный придел во имя Входа Господня в Иерусалим. Придел во имя иконы Иерусалимской Божией Матери освящён в 1890 году. 12 мая 1891 года архиепископ Вениамин в сослужении епископа Агафангела совершает освящение придела во имя святого Митрофания Воронежского, чудотворца.
Церковь Входа Господня в Иерусалим была выстроена по проекту томского архитектора А.П. Деева в стиле позднего классицизма.
Постановлением Президиума Иркутского Горсовета от 1 октября 1931 года было принято решение о закрытии Иерусалимского храма и передаче ценностей и церковного имущества представителям Советской власти в пользу государства. Церковь была переоборудована в склад облмилиции. В 1980 году здание Входо-Иерусалимской церкви было передано на баланс Управления Культуры Иркутского Облисполкома.
С 1990 года храм находится под государственной охраной как памятник истории и культуры г. Иркутска. В июне 2003 года здание церкви было передано в пользование Иркутской епархии. И с этого же года на добровольные пожертвования иркутян начаты восстановительные работы по реставрации храма. 28 апреля 2013 года в престольный праздник Входа Господня в Иерусалим Высокопреосвященнейшим Вадимом, митрополитом Ангарским и Иркутским, в сослужении иркутского духовенства совершено Великое освящение храма.
http://ierusalimka.ru/page.php?6
Храм был заложен 11 сентября 1793 г. Строительство его закончилось в 1795 г. Это была небольшая каменная церковь во имя Входа Господня в Иерусалим. Церковь на Входо-Иерусалимском кладбище была построена на средства купца М. Сибирякова. К середине XIX в. церковь значительно обветшала и частично была разрушена землетрясением.
В 1835 г. на месте этого храма был построен новый. Церковь установили на самой высокой точке города. С её колокольни были видны все иркутские храмы и монастыри. Проект новой церкви был составлен томским губернским архитектором А.П. Деевым. Строительство длилось с 1820 по 1835 г.г. Велось оно медленно, это было связано с повреждением конструкций: в 1823 г. обрушился свод в уже почти отстроенной церкви. Наконец только в 1830 г. заканчиваются основные строительные работы (без внутренней отделки). Иконостас для новой церкви выполнялся по рисунку, составленному иркутским архитектором А. Васильевым. Авторский надзор за выполнением внутренних работ велся очень тщательно. В 1835 г. Иркутская губернская строительная комиссия произвела освидетельствование построенного храма. Освящение готовой церкви состоялось 25 июля 1835 г. Первоначально она имела один придел, в 1890 г. с южной и северной сторон пристраиваются еще два придела.
В советское время купола храма были снесены. Здание было перестроено и разделено на этажи. Сейчас храм восстанавливается приходской общиной и постепенно приобретает свой прежний вид. Построена девятиметровая колокольня. Служители церкви уверены: восстановить храм — долг перед памятью похороненных на Иерусалимском кладбище.
В настоящее время церковь представляет собой одноэтажную постройку, перекрытую общей для всех объемов кровлей. Утрата венчающих частей храма и колокольни изменили её облик до неузнаваемости. Первоначальная объемно-пространственная композиция была очень выразительна благодаря контрастному сочетанию массивного храма, увенчанного восьми лотковым куполом, и стройной ярусной колокольни. Построение церкви и ее отдельных частей было необычно для культовой архитектуры Иркутска и явилось отголоском общерусского развития классицизма. Фасадный декор постройки строг и лаконичен. Оконные проемы, лишенные наличников и украшенные только сандриками, простой антаблемент, колонные портики с трех сторон — все это характерно для зрелого классицизма.
http://irkipedia.ru