#звезды
Ирэн Голицына — русская принцесса итальянской моды.
Ирина Голицына принадлежала к одной из древнейших русских аристократических фамилий – первые упоминания о славном роде Голицыных относятся к XIII веку. Потомок русских эмигрантов княгиня Ирина Голицына стала владелицей знаменитого в мировой моде итальянского Дома моды Galitzine. В Италии Ирину Голицыну считают Княгиней мировой моды, самой элитной среди всех известных кутюрье и называют «la principessa». Ее имя прочно вошло в историю мировой моды XX столетия наряду с такими мэтрами, как Ив Сен-Лоран, Джанни Версаче, Джон Гальяно, Карл Лагерфельд…
Ирина Голицына родилась в Тифлисе (Тбилиси) в 1918 году. Отец Ирины Борис Львович Голицын, кадровый офицер, революцию не принял, семье удалось уехать в Константинополь. Голицыны стремились попасть в Италию, однако въезд в страну для русских эмигрантов был закрыт.
Эмигрировать им помог старый друг семьи, итальянский посол в России Пьетро Томази делла Торретта, глубоко уважавший аристократическую семью, он сумел подать документы Голицыных среди прочих бумаг, требующих подписи и штампа, и обеспечил им въезд.
Мать Ирины, Нина Лазарева, в 1920 году вместе с дочерью эмигрировала в Италию. Отец сражался в Крыму, долго о нем не было сведений. Через несколько лет с помощью итальянского консульства его нашли, но, пожив немного с семьей, он уехал в Тренто, затем покинул Италию, и перебрался в Париж, где вскоре снова женился.
Дочь с матерью жили безбедно на вывезенные из России драгоценности. Ирен получила прекрасное образование. Дом Голицыных всегда был открыт для русских эмигрантов, любовь к России она сохранила до конца жизни.
В годы учебы в Римском университете Ирэн увлеклась искусством, а затем – модой. Это увлечение было вынужденным – Ирэн не в чем было пойти на дипломатический прием, и она сама сшила себе платье. Однако все были в таком восторге от творения Ирэн, что она почувствовала в себе силы и вдохновение продолжать придумывать одежду.
«Я записалась на курсы живописи и рисунка и предавалась мечтаниям над страницами журнала «Vogue», — писала она в своих воспоминаниях. Врожденный аристократический вкус и артистическое окружение позволяли ей создавать из своих фантазий утонченные наряды и подбирать элегантные аксессуары.
Профессиональная карьера Ирэн Голицыной в мире моды началась в небольшом ателье сестер Фонтана в годы Второй мировой войны, шитье буквально позволяло ей выжить. Сначала она работала обычной швеей в модном доме сестер Фонтана, а вскоре стала настоящим модельером и принесла удачу и известность итальянскому дому мод. Сестры Фонтана ориентировались на взгляды и вкусы итальянской публики, а Ирэн с ее огромным культурным багажом мечтала делать что-то особенное, выходящее за рамки Италии на мировой уровень.
Слава об Ирэн Голицыной прошла по всей Италии, а через два года перешагнула границы страны. Примерно в то же время она познакомилась с Сильвио Медичи де Менецесом –португальским аристократом. Он стал ее мужем, вдохновителем и бизнес-партнером, вместе они открыли собственное ателье.
В 1959 появилась первая самостоятельная коллекция Ирэн Голицыной, сразу принесшая ей американскую премию и звание «Модельер года». Настоящая слава пришла к Ирэн Голицыной в 1963 году. Именно на этом показе была продемонстрирована новая оригинальная, но удобная модель одежды для женщин – пижама-palazzo: шелковая блузка без рукавов и довольно узкие брюки. Ирэн украшала свои пижамы жемчугом и драгоценностями. Волшебные пижамы от Голицыной появлялись в знаменитых голливудских фильмах и на телевидении. Ей была чужд консерватизм, что и сделало Ирэн Голицыну одной из самых актуальных дизайнеров 60-х годов. Итальянская публика рукоплескала ей, пресса называла ее лучшим итальянским дизайнером 60-х годов, а еще – русской принцессой итальянской моды.
В доме моды Голицыной стали одеваться Элизабет Тейлор, Одри Хепбёрн, Ава Гарднер, Грета Гарбо, Софии Лорен, Клаудиа Кардинале, Мария Каллас, Моника Витти, Майя Плисецкая, Жаклин Кеннеди …
Основной чертой всех коллекций княгини Голицыной является «классическая элегантность, сохранившийся навсегда дух аристократизма». Ее любимые цвета — винные: бордо и его оттенки. В ее моделях, представляющих особый стиль в моде, «русское» тесно переплетено с итальянскими и кавказскими мотивами. Создавая одежду, Ирэн Голицына стремится к удобству и практичности, поэтому, начав с моделей от кутюр, она постепенно обратилась к прет-а-порте.
Только в 1988 году Ирэн привезла свою коллекцию для показа в Москве. Потом постепенно ее связи с российским миром моды начали налаживаться и укрепляться. В 1992 г. она посетила Москву, побывала на открытии выставки итальянского дизайна и прочитала лекцию о моде в Московском государственном университете.
В 1996 году, осуществилась другая мечта Ирэн Голицыной: на Пушкинской площади в Москве открылся бутик знаменитого итальянского кутюрье Дома моды Galitzine. В Москве Ирэн заинтересовалась творчеством молодого российского модельера Игоря Чапурина, и в 1997 году она пригласила его работать к себе в Италию. Первая коллекция прет-а-порте, созданная Игорем Чапуриным для Дома моды Galitzine была названа им «Севастополь, ноябрь двадцатого», была посвящена Ирине Борисовне и всем русским эмигрантам первой волны.
Состоялась и долгожданная встреча с Вячеславом Зайцевым, с которым Голицына находилась в долгой переписке. Советский модельер и кутюрье из Рима обменивались эскизами, идеями, мыслями о моде многие годы.
Самым главным событием, связавшим княгиню Ирину Борисовну Голицыну с сегодняшней Россией, стало издание в Москве книги воспоминаний «Из России в Россию». Княгиня Голицына прожила долгую жизнь и встретила XXI век в добром здравии. Ее не стало в 2006 году. Легендарные «дворцовые пижамы» от Голицыной хранятся теперь в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке, музее Виктории и Альберта в Лондоне и Музее костюма в Санкт-Петербурге.