Иоанн (Снычёв), митр. С.-Петербургский и Ладожский.
На протяжении всей истории нашего Отечества в эпохи духовной смуты и разорения государства промыслительно появлялись великие молитвенники, заступники и печальники Земли Русской. Они возвещали народу правду Божию, выводили его на путь спасения и единства, безстрашно обличали грехи и пороки. Вот и на исходе XX века наш многострадальный народ, измученный новой смутой и разорением страны, нашёл своего пророка в смиренном митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне…
(Снычёв Иван Матвеевич; 9.10.1927, село Нов. Маячка, ныне поселок Херсонской обл., Украина , митр. С.-Петербургский и Ладожский, церковный историк, духовный писатель. Из крестьянской семьи. Вскоре после его рождения родители переехали в Оренбуржье, с нач. 30-х гг. проживали в Сорочинске. В 1942 г. Иван Снычёв окончил сорочинскую 7-летнюю школу и поступил в Орский индустриальный техникум, но не получил стипендии и вынужден был прервать обучение; вернулся в Сорочинск.
В 1943 г. стал посещать богослужения, проводившиеся свящ. Леонидом Смирновым в домовой церкви. В конце ноября. 1944 г. призван в армию, но в апреле 1945 г. демобилизован по состоянию здоровья.
Служил пономарем Петропавловского храма в г. Бузулуке при настоятеле свящ. Леониде Смирнове. В июле того же года поступил келейником к Чкаловскому (Чкаловом в 1938-1957 назывался Оренбург)
9 авг. 1945 г. посвящен во иподиакона. 7 июня 1946 г. пострижен в рясофор с сохранением имени Иоанн. 9 июня того же года рукоположен архиеп. Мануилом во диакона с зачислением в штат Никольского кафедрального собора г. Чкалова, а 14 янв. 1948 г.- во иерея. В том же году «за неустанное проповедование Слова Божьего» И. был награжден набедренником. Вместе с архиеп. Мануилом объезжал отдаленные приходы, позднее сам ездил для исполнения архиерейских поручений, записывал жизнеописания исповедников и подвижников благочестия епархии, составил акафист «Пресвятой Богородице ради чудотворнаго Ея образа Табынския» (впосл. написал много богослужебных песнопений). Служил с архиеп. Мануилом до его ареста в сент. 1948 г. В янв. 1949 г. зачислен на 2-й курс Саратовской ДС, к-рую окончил в июне 1951 г. по 1-му разряду. В окт. того же года поступил в Ленинградскую ДА. Во время учебы по поручению Ленинградского и Новгородского митр.Григория (Чукова) совершал богослужения и читал проповеди в храмах Ленинградской епархии, пользовался большим уважением у клира
В июне 1955 г. окончил Ленинградскую ДА со степенью кандидата богословия
8 окт. 1956 г. пострижен в мантию с прежним именем и по истечении срока стипендиатства определен преподавателем гомилетики, практического руководства для пастырей и сравнительного богословия в Минскую ДС, размещавшуюся вЖировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре. С окт. 1957 г. по указу ПатриархаАлексия I переведен в распоряжение архиеп. Мануила, стал его личным секретарем, был назначен на должность штатного священника Введенского кафедрального собора в Чебоксарах.
Иоанн продолжал обработку собранных митрополитом. Мануилом документальных материалов по истории Русской Церкви ХХ в., систематизировал сведения по составу иерархии РПЦ и топографии архиерейских кафедр. Особое внимание уделял истории отделившихся от Церкви течений в период управления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). В нач. 60-х гг. И. написал работу «Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия — григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история». Он подробно разбирал обстоятельства возникновения и развития основных течений, оппозиционных митр. Сергию, дал каноническую оценку действиям их наиболее известных представителей. 4 февр. 1966 г. за эту работу И. был удостоен Советом МДА степени магистра богословия. Он постоянно выступал с проповедями и духовными наставлениями. И. написал ряд работ, посвященных изучению наследия выдающихся духовных писателей: «Духовные крупицы из творений святителя Иоанна Златоуста», «Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова», «Руководство к духовной жизни: по письмам епископа Феофана [Затворника]», «Жизнь и деятельность Филарета [Дроздова], митрополита Московског
25 нояб. 1965 г., в день увольнения на покой митр. Мануила, Иоанн был определен епископом Сызранским, викарием Куйбышевской епархии и временно управляющим Куйбышевской и Ульяновской епархиями. 12 дек. хиротонию состоявшуюся в Сергиевом трапезном храме Троице-Сергиевой лавры, возглавил митр. Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). В хиротонии участвовали 8 архиереев, в т. ч. митр. Мануил. 20 марта 1969 г. И. был утвержден правящим епископом Куйбышевским и Сызранским, с сент. 1972 г. также временно управлял Чебоксарской епархией. После антицерковной кампании при Н. С. Хрущёве в Куйбышевской епархии оставалось 18 действующих приходов. Первоочередной задачей И. было предотвратить дальнейшее разорение и закрытие церквей. Храмы ремонтировались и благоустраивались, нек-рые после пожара были фактически отстроены заново. И. регулярно объезжал вверенные ему епархии, совершал богослужения, собиравшие многочисленных верующих. Активность архиерея вызывала беспокойство властей. Согласно отчету по составу епископата РПЦ за 1974 г. зам. председателя Совета по делам религий В. Фурова, И. относился к группе архиереев, наименее лояльных к советской власти. 9 сент. 1976 г. И. был возведен в сан архиепископа. 14 сент. 1980 г. награжден орденом прп. Сергия Радонежского 2-й степени, 19 нояб. 1985 г.- св. Владимира 2-й степени.
Отец Иоанн . принимал участие в Поместном Соборе РПЦ 1988 г.
20 июля 1990 г., после избрания Ленинградского митр. Алексия (Ридигера; см. Алексий II) Патриархом Московским и всея Руси, И. был назначен митрополитом Ленинградским и Ладожским, постоянным членом Свящ. Синода РПЦ. 9 августа в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Ленинграда состоялись интронизация о Иоанна и его 1-я встреча с паствой. 7 сент. 1991 г., после возвращения городу исторического названия, стал титуловаться митрополитом С.-Петербургским и Ладожским. Возглавлял Богослужебную комиссию Свящ. Синода, участвовал в работе Комиссии по канонизации святых. За годы архиерейского служения И. в С.-Петербургской епархии общее число действующих храмов выросло почти в 3 раза, возобновились богослужения в Казанском и Измайловском соборах, в церквах святых Симеона и Анны, св. Пантелеимона, Благовещения и др. И. много сделал для возрождения Валаамского мон-ря, были открыты Коневский Рождество-Богородицкий, Зеленецкий Свято-Троицкий, тихвинский Успенский, Введено-Оятский мон-ри и Свято-Троицкая Сергиева пуст. в пос. Стрельна. К концу . 1995 г. в С.-Петербургской епархии существовало 226 приходов и 7 мон-рей, служили 284 священника и 123 диакона. О Иоанн рукоположил в епархии более 200 иереев и диаконов (всего за 25 лет архиерейского служения — 445 священников и диаконов). Было воссоздано епархиальное ДУ, основаны епархиальные курсы катехизации для учителей и медицинских работников, возродилась традиция крестных ходов по Невскому проспекту. Началось издание «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей», газет «Православный Санкт-Петербург», «Соборная весть», «Горница», «Правило веры», «Чадушки», «Собеседник православных христиан», «Архангельский глас» и др. В 1994 г. благословил основание изд-ва «Православная Русь».
За каждым богослужением. проповедовал, регулярно встречался с горожанами на вероучительных беседах, выступал в телепрограмме «Храм», радиопередаче «Колокола», на страницах многочисленных периодических изданий. С 1992 г. Иоанн получил широкую общественную известность как автор многочисленных церковно-исторических и историософских работ, в которых писал о причинах и путях выхода из поразившего страну духовного кризиса. Наиважнейшими моментами в этом процессе считал восстановление духовной памяти, возрождение национально-религ. самосознания, обращение народа к правосл. Церкви как к «древнейшему хранилищу живой веры и нравственной чистоты». вел строгий аскетический образ жизни. Был прост, добросердечен и мягок в общении, всегда вникал в заботы обращавшихся к нему людей. Имел много духовных детей; духовные наставления верующие передавали друг другу, они публиковались в газетах и журналах, были изданы отдельными книгами.
Отпевание Иоанна после кончины было совершено сонмом священнослужителей во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым) в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, священноархимандритом которой являлся Иоанн . Погребен в братской части Никольского кладбища лавры. В Самаре ежегодно 9 окт. в память об Иоанне проводятся Иоанновские чтения с участием церковной и светской общественности (научной, педагогической, медицинской и т. д.), издаются сборники статей участников.