Подвиг священника
Иоанн Грешнов после окончания Донской Духовной семинарии был рукоположен в священники Высокопреосвященным Афанасием Архиепископом Донским и Новочеркасским и направлен на служение в храм Архистратига Михаила села Картушино. Как священник и человек умный и образованный, батюшка Иоанн был законоучителем церковно-приходской школы, а также открыл школы грамоты в соседних поселках Рафаиловке, Лескино и Каменном.
В начале 20-х годов священник Иоанн Грешнов был назначен на служение в Свято-Преображенский храм слободы Есауловка. Церковь своего дома не имела, поэтому батюшка поселился в общественном доме на улице Краснивка. С первых дней своего служения в есауловском храме батюшка увидел в людях глубокую веру в Бога. Через многие поколения есауловцев вера православная в людях стала главной в их образе жизни. Каждый человек благоговейно в душе исповедовал веру в Христа, с любовью относился к церкви, особенно почитал православные обычаи, обряды и традиции.
Батюшка Иоанн руководил церковно-приходской школой, содействовал развитию церковного хора, а все его богослужения были возвышенны и торжественны. За короткий срок в слободе батюшка заслужил всеобщую любовь людей: всех крестил, учил, венчал, исповедовал, причащал, отпевал, понимал и помогал во всех житейских делах. Для людей церковь была открыта ежедневно.
Однако, уже в середине двадцатых годов местные коммунисты и активисты, выполняя задачу партии, породили злостное противостояние власти и церкви, властьимущих и простых людей. А в тридцатом году был установлен курс на открытое уничтожение церкви в селе.
В это время уже прокатилась волна закрытия и разрушения церквей в соседних селах – Дьяково, Нижний Нагольчик, Ново-Павловка, Боково-Платово и других. Бесноватый атеизм дурманил головы активистам и подвигал к действиям на распространение «антирелигиозной чумы» в Есауловке.
Усердными молитвами батюшки Иоанна и всех православных церковь в слободе сохранялась. Совершались все богослужения, Таинства и требы. Несмотря на запугивания, расправы и ложь, люди шли в церковь и верили в Бога. Необразованные и глупые активисты в сельском Совете и правлении колхоза требовали изгнания из села батюшки Иоанна и разрушения церкви. В ход пошли угрозы батюшке, клевета, нападения на церковный двор и дом священника. В селе сложилась напряженная обстановка: люди боялись, но тайно молились дома.Поздней осенью тридцатого года в кромешной темноте ночи было совершено злодейское нападение на батюшкин дом и выстрелом из обреза убита единственная дочь – Антонина Ивановна. Горе и скорбь были не только в семье батюшки, это злодеяние потрясло все село. Но вера в людях была сильнее страха: Антонину похоронили всем селом и до сих пор память о ней хранится в сердцах людей.
Ничто не могло сломить сильного человека и настоящего священника Иоанна Грешнова. В Свято-Преображенском храме совершались богослужения, церковный хор был одним из лучших в районе, совершая молебен, батюшка Иоанн всегда на коленях молился:
– Господи, Иисусе Христе, Пресвятая Богородице, к вам припадаем о заступничестве, о спасении, грешники мы недостойные, услыште молитву нашу и помилуйте землю Русскую!.. Господи, просвети светом Истины гордынею омраченный разум сеятелей неверия и гонителей христиан, пробуди совесть заблудших и погибающих братьев наших и прости им, Господи, все прегрешения!.. Утоли раздоры, умири сердца непримерительные и пошли мир и благодать Свою на землю и люди Твоя, яко Ты еси Благ и Человеколюбец!..
Всех людей батюшка наставлял на добро и молитву за заблудших гонителей православных христиан.
Борьба с церковью усиливалась с каждым годом. С 34-го по страшный 37-ой год по Есауловке прокатилась волна арестов верующих людей, их называли «церковниками». На основании ложных доносов первым был арестован, демонстративно во время богослужения в храме, регент хора Третьяченко Иван Васильевич. Страшными темными ночами из села увозил энкаведешный «черный ворон» лучших людей: Бекляшову Марию, Должикова Федора, Бережную Василису, Винникова Давида, Шараева Марка, Гудыменко Ивана и других неповинных людей поглощало чрево сибирских лагерей. Всего было арестовано двадцать человек по обвинению в антисоветской пропаганде и агитации. В страшных мучениях лагерей и перед смертью ни один человек не отрекся от Бога.
Батюшка Иоанн в слезах и страданиях молился Богу о сохранении церкви и за всех арестованных. Люди в селе боялись, но все равно шли в церковь и молились. Жизнь в селе продолжалась с верой в Бога.
На сельском собрании о закрытии церкви в 38-ом году старейшие люди выступили против закрытия, а к ним присоединились и все остальные. Тогда активисты села составили ложный протокол собрания и отправили в администрацию области. Решение о закрытии Свято-Преображенского храма с. Есауловка было получено в 39-ом году, но никто не осмелился разрушить храм. Наступило тягостное ожидание.
Батюшка Иоанн накануне разрушения храма круглосуточно молился и в последний день тайно вынес все святыни домой.
Хмурым осенним днем для разрушения церкви была направлена бригада рабочих шахты 22-53. В присутствии многих есауловцев рабочие сорвали кресты, разрушили купола церкви. Выброшенные иконы люди унесли по домам, даже один колокол удалось сохранить. На хмуром небе появилось белое облако над церковью и маленькой девочке Антонине было явление Божией Матери.
После разрушения храма тревога и состояние подавленности, мрачность жизни и ее пустота вошли во все есалуовские хаты: страдала душа христианина. Люди плотно закрывали ставни и двери, зажигали лампадки и молились перед церковными иконами дома.
Через несколько дней решением сельсовета батюшка Иоанн с семьей был выселен из дома и изгнан из села. В разрушенной церкви был устроен колхозный склад. Но не устрашился священник, нашел на окраине заброшенную хату и поселился на Могилке.
Свирепствовали активисты, а отец Иоанн молился в хате, принимал всех верующих. Под страхом смерти и доносительства батюшка тайно по ночам крестил всех детей, местных и приносимых из соседних сел и шахтных поселков, совершал все требы. Нескончаемым потоком шли люди к батюшке, потому что они верили в Бога и любили неустрашимого батюшку Иоанна.
В сентябре 41-го военного года через Есауловку отступали части Красной Армии, а с 31 октября на окраине села заняла оборону 395 шахтерская стрелковая дивизия. В военное лихолетие молился батюшка Иоанн о каждом красноармейце, о победе над врагом. В своей хате он благословлял красноармейцев, а некоторых даже крестил. И на этом рубеже враг был остановлен на девять месяцев.
Узнав о происходящем, сельские активисты насильно вывезли отца Иоанна за село под предлогом доставки в Боково-Антрацит. Возле Кругликовой балочки двое активистов набросились с кулаками на батюшку и хотели отнять крест. С собой жестокостью кирзовыми сапогами изуродовали они батюшкино лицо, в ярости били камнями по голове до потери сознания и, испугавшись, бросили тело в глубокий овраг. Подобрали бездыханного священника Иоанна Грешнова проезжающие солдаты и доставили в медсанчасть на Фоминовку, где на следующий день он был похоронен в братской могиле, как павший на поле боя…
Прошли тяжелые годы Великой Отечественной войны и восстановления страны. В 50-е годы при церкви Святого Александра Невского села Боково-Платово были созданы «двадцатка» и Есауловский хор, регентом которого был Должиков Ф.М. При храме с. Боково-Платово сохранилась есауловская церковь. Несмотря на хрущевские гонения на церковь, в Есауловке вера в Бога была во всех семьях. Так было заложено нашими предками. После празднования 1000-летия крещения Руси усердиями и стараниями Антонины Ивановны Лагутиной и других верующих в Есауловке была возрождена церковная община в 1990 году. А под предводительством священника Должикова Михаила Федоровича построен новый Свято-Преображенский храм, действующий и сегодня.

Через многие десятилетия мы отчетливо понимаем подвиг священника Иоанна Грешнова, заключающийся в том, что он не устрашился безбожников и до конца дней своих служил Богу и людям; он знал о страшных злодеяних большевиков и сознательно пошел на мученическую смерть ради веры православной, показав людям истинную веру, крепость священника и силу духа православного человека; и главное, он знал о незыблемости веры православной на русской земле и благословил на возрождение церкви маленькую девочку Антонину Бережную (Лагутину) и юного Михаила Должикова на священослужительство в с. Есауловка. Время подтвердило его подвиг!
На каждом богослужении в новом Свято-Преображенском храме поминаются убиенные батюшка Иоанн и его дочь Антонина, все за веру православную пострадавшие, молятся люди перед «старыми» иконами и звучит колокол «старой» церкви. И так будет во веки веков!
Профессор, П. Должиков

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?