Инженер из «Прометея» и дьявол Анатэма из пьесы Андреева

Инженер из «Прометея» и дьявол Анатэма из пьесы Андреева — одно лицо.
Два года назад нашла фото актёра Качалова в образе дьявола в спектакле Художественного театра и сразу вспомнила про Ридли Скотта.
Вчера на даче Сергея Дурылина увидела на стене рисунок Малевича с этим персонажем. И сам экскурсовод сказал, что где-то читал, что Скотт был вдохновлен этим образом. Я пока не нашла никаких цитат режиссера на эту тему, но тем не менее, думаю, это вполне реально. Возможно как раз через изучение искусства Малевича он и увидел этот образ.

Про сам спектакль как-то уже писала. Всего несколько десятков показов, и по жалобам оскорбленных верующих и личному указанию Столыпина его показ запретили во всех театрах Империи.
Ниже цитата их обзора, вышедшего в год премьеры спектакля. Описание миссии Анатэмы похоже на поведение инженеров из Прометея по отношению к людям:

Анатэма (Анафема) — олицетворение бесчувственного, сухого и холодного интеллекта, скепсиса и презрения. Некто, ограждающий входы, не допускает сатану в ту ирреальную сферу, где обитает «начало всякого бытия», «великий разум вселенной». Бессильно и настойчиво молит А. у врат вечности, то в «безмолвных корчах, как червь под пятою», то с визгом ужаса и боли, «ползая на брюхе, как собака», то «вытянув змеиную шею», стенает горько и тоскливо. А. ведет с Богом ожесточенный спор о пределах разума в познании тайн мироздания, о христианстве и любви к ближнему, о «путях к бессмертию для человека». Орудием «воинствующего нигилиста», явившегося в мир под именем адвоката Нуллюса, становится бедный старый еврей Давид Лейзер, который из нищеты и отчаяния возносится дьяволом на вершину довольства, выраженного в многомиллионном капитале. Лейзер богобоязнен, добр, человеколюбив и потому раздает состояние. А. это знает, смысл его затеи — предать искушению несовершенного человека, чтобы продемонстрировать своему главному оппоненту бессилие сострадательной христианской любви и веры. Под дикий вой и свист разбитой шарманки, под смех сатаны будет разыгрываться человеческая трагедия. Но путь человека разойдется с путями дьявола. Мефистофель XX века, скорее богоискатель, чем богоборец, потерпит поражение. Он вновь окажется перед необъяснимой тайной и вновь истошно закричит: «Где истина? Где истина? Где истина?», он бросит в небо категорическое «Ты убил!», так и не понявший, что вопрос бессмертия «решается любовью».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?