Интерпосёлок. Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Задне-Никифоровская Важеозерская мужская пустынь основана около 1530 г. учениками прп.Александра свирского прпп. Геннадием и Никифором Важеозерскими. По преданию, при жизни преп. Никифора здесь построили деревянную Преображенскую церковь и 10 братский келий. Никифор умер 9 февраля 1557 г.; день его кончины (н.ст. 22 февраля) стал днем памяти покровителей карельского края Свв. Никифора и Геннадия Важеозерских. В начале 17 в. пустынь опустошили шведы и поляки, от которых игум. Дорофей с 7 братьями приняли мученическую смерть. В 1786 г. она упразднена и обращена в приходскую церковь. Возрождение началось в 1800 г., когда обитель приписали к Александро-Свирскому монастырю. С 1830 г. здесь поселился отшельник из Коневского монастыря о.Исайя с 3 учениками. В пустыни тогда стояли 2 деревянные церкви — Преображенская и Благовещенская.
В 1846 г. пустынь стала самостоятельной. В 1858 г. был освящен новый каменный храм во имя Всех Святых, где под спудом покоились мощи преподобных основателей. В 1855 г. пожар уничтожил почти все деревянные монастырские строения. Братия разошлась по другим обителям епархии. За устройство монастыря энергично взялся иеромонах Геннадий, прибывший сюда в 1887 г. С духовной и материальной помощью о.Иоанна Кронштадского пустынь была вновь отстроена. Восстановили каменный Всехсвятский храм, в 1892 г. освятили новый деревянный Преображенский. При монастыре действовали портняжная и сапожная мастерские. После 1917 г. монастырь был закрыт, были уничтожены все монастырские иконы, книги, архивы, погост, братский корпус, монастырская стена и скит. Затем на территории разоренного монастыря поочередно размещались колония для малолетних преступников, лесопункт, психиатрическая больница.
В 1992 г. монастырь возрожден как женский и переименован в Важеозерский Спасо-Преображенский женский монастырь. Скудных средств, получаемых от пожертвований, хватало только на то, чтобы сохранить и только в малой степени отреставрировать храмы и гостиничный корпус. Обитель обеспечивала себя сельскохозяйственными продуктами от имеющегося хозяйства. Богослужения совершались в деревянном Преображенском храме. Малыми средствами храм отреставрировали: починили печи, установили новый иконостас. Началось восстановление колокольни. Были восстановлены каменный зимний храм во имя Всех Святых и надвратная церковь преп. Иоанна Рыльского. Несмотря на все сложности, монастырский устав отправлялся неукоснительно под духовным руководством игумена Иллариона (Кильганова).
С ноября 2000 г. обители возвращен статус мужского. В настоящее время богослужение в летнее время совершается в восстановленной деревянной Преображенской церкви, в зимнее — в восстановленном каменном храме Всех Святых. Восстанавливаются церкви Иоанна Рыльского и Иоанна Кронштатского. Построены часовни: вмч. Никиты — над святым колодцем, Новомучеников Российских — на монастырском кладбище, прп. Сергия Радонежского — в монастырском саду. Нашлась храмовая икона Важеозерских святых — ее принес мальчик, чья бабушка, когда в часовне устроили конюшню, спасла святыню от лошадиных копыт и сберегла ее.
Источники: Рудин Л.Г.,Кузнецов П.В. Cправочник-путеводитель «Монастыри русской православной церкви». — Москва, 2001г.; http://www.patriarhia.ru/db/print/31495.html; http://www.tours.ru/country/stories.asp?id_country=KAR&id_stories=4274; http://www.ticrk.ru/ru/regions/region_3577/settlement_4001/sights/6059.html

Важеозерско-Никифоро-Геннадьевская пустынь, общежительная, при озере Важе, в 57 верстах от города Олонца, переименованная в 1909 году из «Задне-Никифоровской». Основана в 1886 году она была упразднена; в 1800 году приписана к Александре-Свирскому монастырю; с 1846 года стала самостоятельной. Недалеко от пустыни, в пещере, почивают мощи преподобных Никифора и Геннадия. Монастырю принадлежит в С.-Петербурге (на Московской улице) подворье, при котором устроен дом трудолюбия.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Свято-Митрофаниевский скит Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Пустынь расположена на территории Республики Карелия, в 120 км от г. Петрозаводска. Основание ее восходит к 1904 году, когда игумен Митрофан – настоятель Важеозерского монастыря (1889-1911 гг.), будучи большим почитателем Воронежского святителя, основал в 4 километрах от своего монастыря Митрофаниевский скит с церковью и колокольней.

Важеозерская обитель была основана учениками преподобного Александра Свирского преподобными Геннадием и Никифором. Старец Геннадий первым поселился на берегу озера Важе около 1500 года (точная дата неизвестна) в небольшой пещерке. «Пищею для него было былие, а ложем земля». За свои подвиги он сподобился великих Даров Божиих, чудес и исцелений еще при жизни. Преставился преподобный Геннадий около 1516 года, монастыря так и не основав, но освятив своими подвигами это место и приготовив его к приходу другого сподвижника и ученика святого Александра Свирского – преподобного Никифора.
В 1520 г. преподобным Никифором и пришедшими с ним насельниками Свирского монастыря на берегу Важеозера была возведена деревянная Преображенская церковь и поставлены несколько келий. Так был создан Важеозерский Спасо-Преображенский монастырь, первым игуменом которого и стал преподобный Никифор, бывший им до своей кончины, последовавшей 9/22 февраля 1557 г.
По жалованной грамоте царя Иоанна Васильевича Грозного на землевладения, обитель получила «на все четыре стороны по версте, опричь мхов и болот и глыб». Этой же грамотой повелевалось, чтобы монахи «лес разчищали, и пашню к монастырю своему пахали сами своими руками, а не наймом и без подмоги; а деревень бы есте и починков на том лесу не ставили, и крестьян бы есте на тот лес не призывали, и из найму бы есте того лесу и пашни пахати однолично не давали никому». Таким образом, монастырю запрещалось владеть деревнями, крестьянами, нанимать рабочих, а все работы должны были выполняться самими монахами.
После смерти преподобного Никифора настоятелем монастыря стал игумен Дорофей. При нем над могилами преподобных основателей была поставлена часовня. Несчастье, постигшее в начале XVII в. русскую землю, когда на Руси было смутное время, разразилось и над Никифоровской пустынью. Толпы шведов («немецких людей») вторглись сюда, разграбили, опустошили пустынь: все имущество ее разграбили или уничтожили, иноков разогнали, часть перебили вместе с игуменом Дорофеем (семь, а по другим памятникам — двадцать человек братии). Отшельники не оказывали сопротивления грабителям. В последствии могилы страстотерпцев долгое время были местом паломничества. После разорения обитель долгое время не могла подняться из пепла. Из писцовых книг 1618, 1619 и 1623 г.г. видно, что братия была крайне мала: «священник черный Феодосий, келарь Феодорит и старцы Ефрем, Тарасий, Арсений и Иона», а «приходу у них в том монастыре не было и книг нет, потому что после немецкаго разорения монастырь был пуст и старцы скитались между двор».
В 1640 г. настоятелем в монастыре был игумен Антоний, пожертвовавший в монастырь довольно ценное Евангелие и построивший келью на свои деньги; кроме того келарь, казначей, 4 старца и 6 служек. Но состояние обители все еще было бедное. Например, в описи 1640 г. значится, что тогда были «две только ризы полотняные и стихарь полотняный с крашенинным оплечьем. Одежды для престола были крашенинные ветхие».
После игумена Антония строителем монастыря стал старец Варлаам, а в 1680 г. его сменил старец Савватий, в связи с чем монастырскому имуществу была составлена новая опись. Из этой описи видно, что и утварь церковная и другое имущество монастырское, а также скотоводство значительно умножились и улучшились. Число иноков и рабочих к этому времени увеличилось до 22 человек. Еще в лучшем положении находим обитель в 1685 и 1697 гг. Утварь церковная и имущество монастырское были в то время уже безбедные и довольно ценные.
Также в писцовых книгах 1680 и 1685 г.г. упоминается о веригах чудотворца Геннадия, хранившихся в часовне св.вмч. Никиты. В книгах 1697 г. упоминается о двух грамотах государя царя Петра Алексеевича и брата его великого государя Иоанна Алексеевича, одна о дарованной монастырю пахотной земли и пороге Сиговце и о разрешении рыбной ловли, а другая о спуске в пороги корбасов. По тем же документам известно, что в последние 15 лет XVII столетия строителями были: Ферапонт, Николай, Макарий, Варлаам и Сергий.
Время от 1701 по 1764 г.г. отмечено мероприятиями правительства Российской империи по секуляризации церковного имущества. В связи с этими мероприятиями Никифоровская пустынь в июле 1723 г. была приписана к Сяндемской пустыне. В 1764 г. пустынь была совсем закрыта, а церковь ее была обращена в приходскую, с припиской к Коткозерскому приходу. В описании Александро-Свирского монастыря сказано, что до штатов 1764 г. за этим монастырем была приписною вместе с другими монастырями и Важеозерская или Задне-Никифоровская пустынь.
В 1800 г. Важеозерская обитель вторично была приписана к Александро-Свирскому монастырю и состояла за ним до 1846 г. В ней тогда постоянно жили один иеромонах, один иеродиакон, три монаха из Александро-Свирского монастыря и несколько богорадников.
В 1803 г. в Задне-Никифоровской пустыни было два храма («Ведомости об упраздненных монастырях Олонецкой епархии, 1800-1803 г.г.», РГИА): 1. Преображения Господня (деревянная, холодная, крыта тесом, «глава обита чешуею», «состоит в твердости»); 2. Благовещения Пресвятой Богородицы (деревянная, теплая, крыта тесом, «глава обита чешуею», «находится в твердости, точию крыша весьма ветхая»).
С 1830 г. в пустыни с тремя своими учениками поселяется афонский постриженик старец о. Исаия (в миру Иоанн Софронов). С его появлением Важеозерская обитель начала возрождаться и в 1840 г., когда число насельников возросло до 15 человек, старец Исаия обратился с прошением к Обер-Прокурору Священного Синода графу Николаю Александровичу Протасову с просьбой о возвращении пустыни самостоятельности. И вот, «1846 года марта 6 дня Олонецкая Консистория по выслушивании указа из Святейшаго Синода от 6 февраля 1846 г. за № 360 об оставлении приписанную к Александро-Свирскому второклассному монастырю Задне-Никифоровскую пустынь самостоятельною, с существующим в оной настоятельством строительским и с семью монашескими вакансиями, на правах общежития приказали: оный указ записать и принять к исполнению».
Но в благоустроенном виде обитель просуществовала недолго. 25 июля 1885 г. монастырь постигло несчастье: страшный пожар, начавшийся при сильном ветре, в самое короткое время уничтожил все строения пустыни, кроме деревянной часовни св. великомученика Никиты над кладезем, под горою – у самого озера, и риги, да обгоревших каменных стен церкви Всех Святых и небольшого дома у входных (западных) ворот. После пожара все проживавшие в пустыни богорадники должны были разойтись, а братия была размещена частью по другим обителям епархии, а частью – в уцелевшей риге. В пустыни остались только управляющий иеромонах Вениамин и трое священнослужителей, для совершения богослужений в уцелевшей часовне странникам и другим посетителям святого места, для приведения в порядок монастырских дел и охраны оставшегося имущества.
Очевидно, велико было ходатайство и заступление Святых небесных покровителей обители – прпп. Геннадия и Никифора, потому что спустя полгода после пожара каменная церковь Всех Святых, усердием и трудами настоятеля о. Вениамина с братиею, была восстановлена и 6 февраля 1886 г. освящена. На восстановление обители дал свое благословение и был первым щедрым жертвователем св. прав. Иоанн Кронштадтский, неоднократно посещавший эти места. Уже 19 июня 1892 г. святым прав. Иоанном Кронштадтским был освящен восстановленный Преображенский храм. В 1894 г. трудами братии во главе с иеромонахом Антонием в каменной церкви во имя Всех Святых была закончена стенная живопись. Храм украшал великолепный четырехъярусный иконостас с золоченой резьбой и резными колоннами. Но настоящим украшением храма была сделанная в виде гробницы, изукрашенная снаружи бронзовыми и золочеными рельефными головками херувимов, металлическая посеребренная рака, стоявшая над местом захоронения прпп. Геннадия и Никифора. С передней стороны ее была гравированная в золоченом венке надпись: «Св. рака сооружена в благоверное царствование Императора Александра III, Преосвященнаго Павла Епископа Олонецкаго и Петрозаводскаго, настоятелем Вениамином, сотрудником иером. Геннадия, на пожертвования благотворителей; освящена о. протоиереем Кронштадтского Андреевского собора Иоанном Ильичем Сергиевым 1892 г.». Каждый воскресный и праздничный день перед этой ракой совершались братские молебные пения.
В мае 1896 г. была начата постройка обширной каменной стены со Святыми Вратами и надвратной церковью во имя преп. Иоанна Рыльского, ангельское имя которого носил о. Иоанн Кронштадтский.
Из книги В.В. Зверинского » О православных монастырях в Российской империи» том 1,2,3 (Санкт-Петербург, Типография В.Безобразова и Коми, 1892): Задне-Никифоровская-Спасская-Вашезерская, мужская пустынь, заштатная, Олонецкой губ. и yезда, в 62 верстах к сев.-вост. от Олонца, при озере Важе, среди лесов. Основана в первой половине XVI ст. учеником Александра-Свирскаго, преп. Никифором и сотрудником его Геннадием. В 1764 г. упразднена н обращена в приходскую Коткозерскаго прихода; в 1 800 г. приписана к Александре-Свирскому монастырю. и в 1846 году обращена в самостоятельную. Близь пустыни в пещере, устроенной в горе, почивают мощи основателей, коим память чтится ежегодно 9 февраля.
Из книги Л.И. Денисова «Православные монастыри Российской Империи. Полный список» (Москва, Издание А.Д.Ступина, 1908): Задне-Никифоровская нештатная общежительная мужская пустынь в 57 в. от у. г. Олонца, при озере Важе. Основана в первой пoлoвине XVI столетия учеником преп. Александра Свирскаго преп. Никифором и его сподвижником Геннадием: в 1786 г. упразднена и обращена в приходскую церковь; в 1800 г. причислена к Александро-Свирскому монастырю; в 1846 г. стала самостоятельною. Пустынь владеет 382 дес. земли. Игумен. Монахов 25. послушников 15.
Из книги П.П. Сойкина (составитель) «Православныя русскія обители» (С.-Петербургъ: Книгоиздательство П.П.Сойкина, 1910): Задне-Никифоровская пустынь, въ Олонецком уезде,находится в 57 вер. от г. Олонца, на берегу озера Важе. Со всех сторон она окружена густыми вековыми лесами, которые придают ей уединенный, суровый вид. Основана пустынь в первой половине XVI столетия учеником преп. Александра Свирскаго преп. Никифором и сотрудником его преп. Геннадием. Не владея достаточными материальнымя средствами, обитель пришла в упадок и в 1764 г. была закрыта и обращена в приход, приписанный к Александро-Свирскому монастырю. В 1846 г. ей вновь была возвращена самостоятельность. Управляет немногочисленной братией игумен. В пустыни два храма: во имя Всех Святых, в котором почивают под спудом мощи препп. Никифора и Геннадия, и второй храм в честь Преображения Господня. В Петербурге за Невской Заставой имеется подворье пустыни с храмом.
После революции 1917 г. монастырская жизнь прервалась. В 1918 г. на землях Задне-Никифоровской пустыни возникла монашеская коммуна, заведующим которой стал казначей пустыни монах Стефан. В ноябре 1920 г. хозяйство Задне-Никифоровской пустыни перешло в ведение уездного отдела образования, организовавшего здесь совхоз и при нем детскую колонию имени Зиновьева. В колонии жило 32 несовершеннолетних подростка, которые трудились в хозяйстве. Пяти монахам, по свидетельству которых в новых условиях хозяйство упало, разрешили остаться при закрытой обители в качестве работников; они занимали лишь одно небольшое помещение. Богослужения совершались в одном храме, другой был передан колонии под организацию театра (его так и не удалось открыть). В 1922 г. земли монастыря взяла в аренду артель финских эмигрантов «Райвая», члены которой выступали за окончательное выселение монахов; последние добивались разрешения жить в доме у монастырской ограды, владеть храмами и иметь небольшой участок земли для обеспечения себя продуктами.
В 1922 или 1923 г., во время массовых репрессий монашествующих, иноки Важеозерской обители были расстреляны на территории монастыря. В 1935 г. пустынь была разорена, иконы, служебные книги и монастырские архивы, погост, братский корпус, монастырская стена были уничтожены. На территории монастыря началось строительство Интерпоселка. Храм Всех Святых использовался как кинозал и столовая, в Преображенском храме был спортзал. Колокольня была снесена, а храмы обезглавлены. Кладбище монашествующих снесено и часть участка использовалось как отхожее место. После 1945 года в стенах бывшей обители расположились колония для несовершеннолетних и психиатрическая больница.
Возрождение обители началось в 1991 г., тогда монастырю был возвращен юридический статус. Монастырь был возрождён как женский. Были восстановлены Преображенский храм, колокольня, каменный зимний храм Всех Святых и надвратная церковь прп. Иоанна Рыльского. С ноября 2000 г. монастырь преобразован в мужской. В 2000 г. в Важеозерский мужской монастырь были перенесены мощи блаженного инока Владимира, чудотворца, постриженника Важеозерской пустыни, 30 ноября епископом Выборгским Назарием благочинному Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря иеромонаху Иоанну был передан мощевик с частицами мощей святого благоверного князя Александра Невского.

История монастыря

В 2000 г. обитель стала именоваться Спасо-Преображенским Важеозерским монастырем. До апреля 2001 г. он был женским. С 1995 по 2001 гг. старшая сестра обители — монахиня Мария (Ющенко). Под ее руководством восстанавливались трапезная, пекарня с мастерской, начато строительство домов Владыки, архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила, и духовника монастыря игумена Илариона. С апреля 2001 года монастырь вновь стал мужским, наместником был назначен иеромонах Паисий (Ковалев). С мая 2003 г. наместником утвержден игумен Иларион (Кильганов).
За это время сделано немало: полностью отреставрированы храмы, заново выстроена колокольня, после пожара 2001 года восстановлена надвратная церковь преп. Иоанна Рыльского, построены два братских корпуса, воздвигнуты новые Святые Врата, восстановлена часовня св. великомученика Никиты, на месте оскверненного братского кладбища построена часовня Новомучеников и Исповедников Российских. 28 июля 2000 года в обитель были торжественно перенесены мощи инока Владимира. В 2002 году на храме Всех Святых восстановлены маковки пяти куполов.
Монастырь опять становится местом массового паломничества, как и было раньше. Здесь под спудом храма Всех Святых находятся мощи преподобных Геннадия и Никифора Важеозерских, захоронение старца Игнатия. Также это место связано с памятью святого праведного Иоанна Кронштадтского. И сейчас сюда приходят люди восстанавливать поруганные святыни, а также возводить новые монастырские строения.
В 2005 г. в монастыре была возведена часовня преп. Сергия Радонежского, чудотворца российского. В 2007 г. отстроена трапезная для паломников – «Архондарик». В 2011 г. закончено восстановление исторического братского корпуса. В нем располагается сейчас большая и малая трапезная. В монастыре есть церковная лавка, в которой представлен широкий ассортимент церковной утвари (икон, лампад, крестиков, свечей и проч.), а также книг, сувениров православной тематики, мед с монастырской пасеки. Здесь можно заказать требы и поминовения. Построена новая баня, продолжается кладка кирпичной стены вокруг монастыря. Начато строительство монастырской гостиницы для паломников.
В монастыре на данный момент имеется 4 действующих храма, 5 часовен и святой колодец.
С любовью в монастыре возрождается древнейший иноческий чин – Возношение Панагии. После воскресной Литургии Панагия – Богородичная просфора – возлагается на специальный сосуд с блюдом. Подняв сосуд с просфорой, священник несет ее во главе крестного хода в трапезную. После окончания трапезы просфора с молитвой разрезается и раздается для вкушения присутствующим.

Возрождение обители

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?