Интересные факты о Иване Крылове…
Ныне невозможно найти человека, который бы не знал басни «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица» или «Мартышка и очки». И, разумеется, всем известен автор этих замечательных произведений. Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец, поэт, публицист, издатель.
Басни занимали особое место в творчестве Крылова. В целом насчитывается более 230 басен. Все они были изданы еще при жизни поэта и включены в 9 сборников.
Как и отец, Иван Андреевич учился мало: начальное образование получил дома, французскому языку выучился благодаря соседям – очень состоятельному семейству. Зато он был большим любителем чтения.
В юности Крылов с особенным рвением посещал места большого скопления простого народа – торговые площади, ярмарки, где устраивались кулачные бои, было шумно, пёстро и празднично. Нередко он и сам участвовал в боях «стенка на стенку».
В 1788 году умирает мать будущего баснописца, и все заботы о младшем брате легли на его ещё юные плечи. Но он не растерялся, и стал ему настоящим отцом.
Первое произведение Крылова – оперное либретто «Кофейница».
В 1784 году он отнёс его известному в то время издателю Ф.И. Брейткопфу. Последний принял рукопись и даже заплатил автору гонорар в 60 рублей, но не издал.
Одно время Крылов работал в казённой палате. Сумма в 80-90 рублей за год его не устраивала. Сложное материальное положение подтолкнуло искать новое место. И он его нашёл – в канцелярии Кабинета Её Императорского Величества.
В 1789 году Крылов начал издание своего первого ежемесячного сатирического журнала «Почта духов». Помогал ему в этом И.Г. Рахманинов – владелец большой типографии, умный, образованный человек, большой поклонник литературы. Однако острая сатира поэта вызвала крайнее неудовольствие властей. Императрица советовала Ивану Андреевичу бросить все дела и отправиться в путешествие за границу, и даже выделила определенную сумму из казны на уплату всех расходов. Но Крылов отказался.
В 1791 году русский писатель и поэт стал владельцем собственного издательства. Это дало ему возможность организовать новое периодическое издание «Зритель». В нём помимо сатиры – главного оружия Крылова, появились произведения других жанров и направлений – сказки, поэмы, публицистические эссе.
В 1797 году Крылов уехал жить и работать в поместье князя С.Ф. Голицына. Многие считали его «приживальщиком». Но это было не так: он служил секретарем и учителем для детей князя. Несмотря на то, что он всю жизнь был слаб в орфографии, он замечательно преподавал язык и словесность.
Но сельская жизнь была явно ему не по душе. Он тосковал. Удрученное состояние довело его до того, что однажды гости застали его у пруда в совершенно неприглядном виде – полностью обнаженным, с густой бородой и нестрижеными ногтями.
После ухода с должности секретаря Крылов в течение двух лет занимался всем, чем мог, вернее ничем особенным. Он кутил, разъезжал по ярмаркам, много играл в карты. Как за эту пагубную наклонность ему запретили въезд в Москву и Санкт-Петербург.
В биографии Крылова Ивана Андреевича интересных фактов из жизни для детей можно найти немало. Например, В 1805 году он показал известному русскому поэту и баснописцу И.И. Дмитриеву свои переводы Лафонтена. Это был талантливый пересказ двух басен – «Разборчивая невеста» и «Дуб и трость». Дмитриев вынес заслуженный вердикт: в конце концов, Крылов нашёл то, что искал долгие годы, и отныне басня – это его и только его жанр.
В 1810 году Крылов принял новую должность – помощник библиотекаря в Императорской Публичной библиотеке. Со временем, благодаря «отличному дарованию в российской словесности», он стал библиотекарем, и в разы увеличилась его пенсия.
Российский император Николай I в свое время согласился на образование факультета русского языка и словесности при Российской Академии с одним условием – её первым и почётным академиком должен был стать Крылов.
В 1825 году в столице Франции, при содействии графа Орлова вышел первый зарубежный сборник басен Крылова на французском и итальянском языках.
Крылов слыл человеком, который никогда не смущался быть невозможным чревоугодником, грязнулей, бездельником и повесой. Кроме того, в конце жизни эти пороки только усугубились, и великий баснописец просто растворился в бесконечной праздности и лености. Но его по-прежнему все любили, принимая его слабости за добродушное чудачество.
Личная жизнь у поэта и баснописца не сложилась. Он так по-настоящему и не влюбился, не обзавелся большим семейством. Но нередко бродили слухи о его возможных близких отношениях с собственной кухаркой, от которой и появилась на свет внебрачный ребенок – дочь Саша. Подтверждением данных разговоров может служить тот факт, что после смерти кухарки он принял девочку и воспитывал как родную, а всё своё состояние и право на издание своих сочинений передал мужу Александры.
Иван Андреевич Крылов еще при жизни прослыл великим чудаком. О его выходках и шалостях современники рассказывали анекдоты. В некоторых историях эксцентричность Крылова буквально зашкаливает.
Великий обжора!
Иван Андреевич был страстным обжорой. Начавшись с «отменного аппетита», обжорство со временем превратилось в страсть, которую Крылов, казалось, совсем не стремился победить.
Сокрушался по поводу дворцовых обедов, откуда всегда уходил голодным: суп подают чуть на донышке, пирожки — с грецкий орех, на десерт, стыдно сказать, пол-апельсина с вареньем, за добавкой не дотянешься… Сущее наказание для того, кто знает толк в еде! А потому он не имел привычки отказываться от вкусностей.
На одном из обедов у императрицы Марии Федоровны, чувствующий неловкость за соседа Жуковский шепнул Крылову: «Откажись хоть раз! Дай императрица тебя попотчует». В ответ от продолжавшего «нагружать» тарелку Крылова услышал: «А вдруг не попотчует!»
Друзья, знавшие об отменном аппетите Крылова, обычно готовили на званый обед дополнительное кушанье или предлагали специальное меню — исключительно для Ивана Андреевича.
На одном из таких обедов, увидевший вынесенное произведение искусства из громадных гусиных печенок и трюфелей, Крылов сделал вид, что обижен — о «сюрпризе» его не предупредили. На слова хозяина: «Найдется ли еще местечко?», самодовольно и иронично оценивая собственные габариты, Крылов протянул: «Место-то найдется, но какое? Первые ряды все заняты, партер весь, бельэтаж и все ярусы тоже. Один раек остался».
Он предпочитал не ложиться спать натощак: тарелочку кислой капусты да кувшинчик кваска на сон грядущий — так, на всякий случай, чтобы в горле не пересохло.
Не пора ли помыться?
Ивана Андреевича мало заботила собственная внешность. Ходил вечно не чёсанный, исподнее менял по праздникам, мылся и того реже, отчего обладал «специфическим» амбре. Некоторые светские особы не могли устоять перед «очарованием» баснописца — падали в обморок.
Рассказывали, что однажды императрица Мария Федоровна увидела Крылова и попросила привести к себе. Тот отнекивался, ссылаясь на ненадлежащий вид, но в итоге согласился. Перед царицей предстал тучный мужчина в заляпанном жирными пятнами кафтане, панталоны которого были художественно изукрашены подозрительными пятнами желтоватой гаммы.
Через дырку в сапоге умиленно взирал на мир большой палец, хозяин которого, пытаясь поцеловать императрице ручку, чихнул чуть ли ей не в лицо. Царица была в восторге: громко смеялась и подарила «мудрейшему из русских писателей» новый костюм и сапоги из оленьей кожи.
В другой раз, собираясь на маскарад, Крылов все никак не мог решить, кем же ему нарядиться. Попросил помощи, а советчики порекомендовали ему… помыться. «Так вас точно никто не узнает!» — резюмировали они.
Караул! Пожар!
Еще одной странностью Крылова была страсть к пожарам. Ни один петербургский дом не полыхал без его личного «участия». Чем привлекала баснописца стихия огня? Почему он с несвойственным ему проворством спешил на очередную катастрофу? Возможно, он искал новые характеры для своих историй, ведь, как известно, в стрессовых ситуациях обнажаются все скрытые тайники человеческой души.
Видимо, зная о пристрастии Крылова к огню, его арендодатель предложил подписать контракт, в котором Крылов, в случае неосторожного обращения с огнем и возникновения пожара в доме, будет обязан выплатить 60 тысяч рублей.
Иван Андреевич с легкостью подписал документ. Прибавил к цифре еще пару нулей и заметил: «Для того, чтобы вы были совершенно обеспечены, я вместо 60 000 рублей поставил 6 000 000. Это для вас будет хорошо, а для меня все равно, ибо я не в состоянии заплатить ни той, ни другой суммы».
Необычные хобби!
Крылов обожал петушиные и кулачные бои. По словам современников, он с особенным удовольствием посещал «народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрой толпой, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов». Но Крылов не только созерцал. Он принимал непосредственное участие в боях стенка на стенку и нередко выходил победителем.
Любил баснописец и большую карточную игру. По словам Пушкина, был не обычным картежником, а «настоящим фокусником». Существует мнение, что именно удача за карточным столом позволила Крылову «продержаться», когда он в очередной раз оставил службу.
А вот музыкальными способностями Крылов, по-видимому, не обладал. Несмотря на это, очевидцы утверждают, что он обожал играть на скрипке. Существует байка, что Иван Андреевич, проводя зиму за городом, терзал инструмент с таким рвением, что распугал голодных волков, терроризирующих деревню.
Слон в посудной лавке!
Тучность не позволяла Крылову вести активный образ жизни. Он был неуклюж, и чтобы спасти дом от очередных разрушений, предпочитал дремать в кресле. Впрочем, неуклюжесть его зачастую оправдывалась находчивостью.
Известна история, когда он выпросил у Оленина редкую и дорогую книгу. Усевшись утром с чашечкой кофе, он наслаждался роскошными гравюрами, приложенными к раритетному изданию. Вдруг стул покачнулся, и весь кофе оказался на книге. Не мешкая, Крылов бросился на кухню.
Перед кухаркой и соседом Гнедичем, решившими, что Иван Андреевич «слегка того», предстала следующая картина: на полу — море, а Крылов из ведра льет на фолиант воду, пытаясь смыть остатки кофейной гущи.
Между тем, этот небрежный и ленивый человек, был чрезвычайно усерден в работе: он снова и снова выправлял и отшлифовал свои тексты, доводя их до совершенства.
Остроумие, возведенное в степень…
Крылов подарил потомкам настолько «родные» сюжеты, что фразы из его басен прочно утвердились в русской речи: «А Васька слушает да ест», «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона», «Да только воз и ныне там» и многие другие. Не менее остроумен, а зачастую и саркастичен, был Крылов и в жизни.
Так известен комментарий Крылова на постановку комедии «Урок дочкам», главные роли в которой сыграли знаменитые Катерина Семенова и Софья Самойлова. К тому времени обе женщины были матерями семейств, в почтенных летах и довольно объемисты.
Крылов не поленился прийти на спектакль, а когда у него спросили мнение, ответил, что «опытные актрисы сыграли очень хорошо», только вот комедию надобно было назвать не «Урок дочкам», а «Урок бочкам».
А вот еще анекдот. Как-то была у Крылова на ноге рожа. Он с трудом вышел на прогулку по Невскому. Проезжающий мимо знакомец, не останавливаясь, кричит: «Как рожа? Прошла?» «Проехала!» — пробубнил Иван Андреевич.
По просьбе Крылова каждый из друзей вместе с приглашением на его похороны получил экземпляр изданных басен, на котором под траурной лентой значилось: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».