Усадьба Остафьево в Москве.
С конца XVIII века Остафьево принадлежало князьям Вяземским. В 1898 году Петр Вяземский продает ее мужу своей сестры — графу Сергею Шереметеву. При Вяземских усадьба была крупным центром русской культуры. Здесь бывали Пушкин, Жуковский, Батюшков, Грибоедов, Давыдов, Гоголь. 12 лет прожил в усадьбе Николай Карамзин, написавший здесь 8 томов «Истории государства Российского».
В 1899 году Шереметевы открыли в усадьбе общедоступный музей, приурочив дату к столетию со дня рождения А.С. Пушкина. Они выпустили открытки с видами усадьбы, карамзинской комнаты с реликвиями А.С. Пушкина, аллеей «Русский Парнас» и интерьеров дома, издали пять томов «Остафьевского архива», 12-томное собрание сочинений П.А. Вяземского, сочинения П.П. Вяземского.
После революции в усадьбе располагался музей дворянского быта, а в 1930-х здесь открыли пионерский лагерь. Усадебную коллекцию распределили по другим музеям. Лагерь просуществовал недолго, позднее здесь основали дом отдыха правительства. С начала Великой Отечественной войны в усадьбе расположился госпиталь, а в 1947 году на его месте открыли элитный дом отдыха Совета Министров СССР. В 1988-м его закрыли, а усадьбе вернули музейный статус. Сначала музей в Остафьеве служил филиалом Государственного музея А.С. Пушкина, а в 1994-м он получил федеральный статус.
«В советский период дворец претерпел ряд значительных изменений, нарушивших стиль строгого классицизма. Был восстановлен ряд утраченных элементов внешнего облика дворца и устранены поздние наслоения. Восстановили лестничные пристройки во внутренних углах ризалитов со стороны паркового фасада, парадную лестницу и террасу южного фасада, раскрыли колоннады, застекленные в период существования дома отдыха. Вертикальной доминантой и украшением дворца стал бельведер, разобранный из-за ветхости еще в 60-е годы XIX века», — отметила Ирина Резниковская, главный архитектор государственного музея-усадьбы «Остафьево» — «Русский Парнас».
По ее словам, Овальный зал (фото 10) дошел до нас в большей сохранности, чем все остальные помещения. В нем были восстановлены шесть дверей, ведущих в парк, в 1930-е годы они были переделаны в окна. По историческим фотографиям воссоздали лепной потолочный карниз, измененный в тот же период. Отреставрированы базы и капители полуколонн, а также искусственный мрамор стен и полуколонн.