ИНКЕРМАНСКИЙ СВЯТО-КЛИМЕНТОВСКИЙ ПЕЩЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ
— один из старейших пещерных монастырей в Крыму. В скалах Инкермана до наших дней сохранилось около 350 вырубленных в скалах пещер, в которых с древних времен находились, в том числе, монастыри.
Церковное предание связывает основание монастыря с именем Святого Климента – ученика апостола Петра, римского епископа, а потом папы, сосланного за проповедь христианства императором Траяном, известного чрезмерной жестокостью и ненавистью к христианам, в каменоломни в окрестностях Херсонеса (ныне – Севастополь) и претерпевшего там ~ в 101 году мученическую кончину за продолжение исповедования христианства. Климента утопили, привязав к ногам якорь. Рассчитывая запугать христиан Инкермана, вместе с ним были казнены простые прихожане и ужесточены условий содержания каторжников каменоломен.
Мощи Святого Климента, обретённые через год после его кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса (где были обретены), доступ в который открывался, по преданию, раз в год, когда — в день смерти праведника — море отступало; потом они были перенесены на небольшой остров (ныне — Казачий ) посреди бухты, на котором, согласно преданию, руками ангелов была построена церковь.
Около 861 года мощи Святого Климента были обретены Святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия Блаженного и священников из константинопольского собора Святой Софии. Мощи были внесены в Херсонесский храм, и по молитвам Святого Климента совершалось много чудес.
Возле монастыря находился водный источник, забивший чудесным образом из скалы после молитвы Великомученика Климента и носящий его имя. Он существовал до недавнего времени, принося ежедневно до 1600 литров воды. (Пересох в 1970-х годах (возможно — в связи с проводившимися строительными работами), а его вода, постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы).
Монастырь расположен в Инкермане на правом берегу Черной речки. Пещеры служили первым монахам и жильем, и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах. Из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами. Находясь рядом с крупным торговым портом, монастырь жил безбедно. Во времена средневековья здесь, в долине, находились несколько десятков крупных монастырей и скитов — «Инкерманский Афон».
Считают, что главный храм уже существовал в 1427 году при князе Алексее — правителе православного княжества Феодоро, и его посещали обитатели крепости Каламиту, руины которой сохранились до наших дней. Возведён он был,скорее всего, на месте более древних укреплений, возможно, периода императора Юстиниана I.
О существовании храма свидетельствовали надписи и фрески, существовавшие в IХ-ХIII веках, ныне утраченные. Единого мнения о времени возникновения главного храма монастыря Св. Климента (Георгия) нет. Исследователи по-разному трактуют строительство этой вырубленной в скале трехнефной базилики — от VIII до XV века.
Существуют также разные точки зрения о причине изображения креста в храме. Например, как иконоборческий символ. На основании этого делают вывод, что церковь построена армянским мастером, так как подобные изображения известны в армянских храмах.
Впервые описание монастыря и его главного храма Св. Георгия (позже Св. Климента) дал в 1634 году священник Иаков Лызлов, входивший в состав посольства царя Михаила Федоровича, к крымскому хану в марте 1634 года. Местные христиане показали священнику и его двум спутникам храм Св. Георгия с нетленными мощами, которые достали из гробницы и омыли теплой водой, при этом кожа покраснела как у живого человека. Послам рассказали, что татары несколько раз выносили их из церкви, но наутро они снова оказывались на прежнем месте. Священник Иаков решил увезти мощи неизвестного святого на Русь, но ночью ему приснился сам Климент и запретил это делать.
Еще раньше польский посол Мартин Броневский, побывавший в Крыму в 1578 году, писал о крепости Каламиту и населявших её греках.
Турецкий путешественник Эвлия Челеби в 1665 году также был в Инкермане. Он писал о греческом монастыре, но подчеркивал, что население уже было смешанное.
Упадок Инкерманского монастыря связан с захватом турками в 1475 году княжества Феодоро и Южнобережья. Некоторые ученые предполагают, что монахи ушли на мыс Фиолент и основали там Георгиевский монастырь. Возможно, в последующие века обитель на короткое время возрождалась. Так в некоторых документах упоминается церковь Святого Георгия, а в 1773 году штурман русского фрегата «Мадон» Иван Батарин обозначил на карте у подножия крепости Инкерман именно «собор Святого Георгия Победоносца».
В 1778 году после исхода христиан из Крыма монастырь опустел окончательно. Упоминание о нем осталось только в название горы – Монастырская.
Возрождение древней обители началось после присоединения Крыма к России. Архиепископ Иннокентий не мог обойти стороной место, связанное с именем епископа и папы римского Климента. Благодаря его стараниям Указом Святейшего Синода от 15 апреля 1850 год Инкерманская обитель была открыта. Сразу началась реконструкция трех пещерных храмов. Однако, из-за отсутствия денег, проходила она без дорогостоящих работ. Храмы очистили от мусора и камней, обновили росписи.
15 октября 1852 года была освящена церковь во имя Священномученника Климента. Предание утверждает, что сам Климент вырубил этот храм в скале. Церковь имела форму базилики, два ряда колонн (частично сохранились) делили храм на три нефа. К церкви ведет коридор, в котором вырубленны каменные скамьи. В центре остатки горнего места. Над ним в стене – ниша для запрестольного образа. Здесь же вырезан большой крест. От фресок, о которых упоминал священник Иаков, в XIX веке можно было рассмотреть только изображение Спасителя сидящего на престоле.
С правой стороны храма находился древний предел (пещерная церковь) в честь апостола Андрея Первозванного – небольшой, с низким потолком. Алтарь, маленькие окна, царские врата, престол были вырублены в скале.
В 1857 году была открыта еще одна пещерная церковь, посвященная римскому епископу и папе Святому Мартину Исповеднику — исторической личности, одного из наиболее значительных церковно-политических деятелей VII века, сосланного в 655 году в ссылку в Херсонес за непоколебимое отстаивание ортодоксальных христианских взглядов, где он и умер от голода.
За Свято-Климентовским храмом имеется еще одно помещение с вырубленной вдоль стен каменной скамьей. В древние времена она служила трапезной, к которой шла лестница.
Помимо основного пещерного комплекса в Монастырской скале, в восточной ее части имелся небольшой скит с храмом Евграфия, а также храм с крещальней «Атка» («Афка»).
Восстановлением монастыря занимался московский историк, археолог и художник Дмитрий Михайлович Струков (1827 – 1899). Он покрыл потолок храма Святого Климента серебрянной краской, создал новые настенные росписи, настелил доски на пол, отреставрировал фонтан с золоченым крестом. Им также были написаны иконы для храмов. Правда современные археологи сожалеют, что в результате древний храмы утратили свой первоначальный вид.
Через два года после открытия монастыря началась Крымская война. Недалеко от обители шли тяжелые бои. 24 октября 1854 года союзная армия обстреляла крепость Каламиту, где расположились русские войска. Серьезно пострадал и монастырь. Ядра попали даже в пещерные храмы. Вошедшие английские войска, разграбили практически все имущество обители.
После окончания войны монашеская жизнь в киновии возобновилась. После учреждения 16 ноября 1859 года самостоятельной Таврической епархии начались обновление комплекса пещерных храмов, их реставрация, расширение Свято-Климентовского монастыря.
В 1867 году построили дом настоятеля и домовую церковь во имя Святой Троицы, отреставрировали источник святого Климента.
В 1868 году освятили престол в храме Св. Мартина, парусиновый иконостас с одного из судов, затопленных в период обороны 1854-1855 годов, заменили на цинковый со стеклянной мозаикой и росписью, выполненной академиком живописи Виктором Доримедонтовичем Фартусовым. Финансировали эти работы купцы Четвериков и Мелюшин.
В 1895 году в обители построили новый храм в поздневизантийском стиле, алтарную часть которого вырубили в скале. Он был освящен в честь Великомученника и целителя Пантелеимона, и был посвящен спасению семьи Императора Александра III в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года у станции Борки, о чем говорила надпись на фронтоне храма.
Построенная в 1875 году железная дорога Лозовая — Севастополь прошла по территории монастыря, в нескольких метрах от его храмов и построек. Нарушив уединение и покой монахов, она, тем не менее, способствовала потоку в обитель паломников и туристов. В 1896 году для них возвели двухэтажную гостиницу на 24 номера.
В 1905 году в обители появилось сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма Святого Евграфия и освятили во имя Священномученника Димитрия Солунского. К 50-летию первой Севастопольской обороны на плато Монастырской скалы был заложен, а в 1907 году освящен храм во имя Святого Николая. Средства на его постройку дал ростовский купец Рогожин. Выполненный в классических формах поздневизантийской церковной архитектуры с двумя приделами, крестообразный в плане, к сожалению, полностью разрушен в годы Великой Отечественной войны.
27 сентября 1905 года в присутствии Великого князя Алексея Михайловича и ветеранов Крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы «Всех скорбящих Радость». Храм устроили на месте древней Софийской церкви. Внутри него хранились образа войсковых частей принявших участие в боях близ монастыря.
К 1910 году архитектурный облик обители сложился окончательно. Были построены два жилых здания для братии, в одном из которых устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу.
Древней монастырь в разное время посещали Императрица Екатерина II, Император Александр III, члены царской семьи: Великий князь Алексей Александрович, Великая княжна Мария Александровна, Великий князь Алексей Михайлович.
Постепенно повышалось благосостояние обители. Монахи поддерживали в порядке исторический памятник, находившийся на территории монастыря – крепость Каламиту.
Рядом с обителью находился некрополь, частично сохранившийся до наших дней. На нем был похоронен известный изобретатель в области военно-морского дела Евгений Викторович Колбасьев.
В 1917 году в киновии жили 25 монахов и 122 послушника.
В годы гражданской войны монастырь поддержал белую армию барона Врангеля.
После установления советской власти в Крыму земли монастыря были национализированы и переданы трудовой артели деревни Инкерман, куда вошли и монахи.
С 1920 года все монастырские храмы становятся приходскими.
В 1922 году для борьбы с голодом из них изъяли 68 серебрянных предметов и передали религиозной общине, которую возглавил архимандрит Венедикт (Чеботарев). Но денег у общины не хватало, чтобы поддерживать все храмы.
В 1925 году Инкерманская община отказалась от пяти церквей, оставив себе пещерный храм во имя святого Климента и домовую Троицкую церковь. Они просуществовали недолго.
В 1926 году Севастопольским райисполкомом было принято решение о закрытии Георгиевского и Инкерманского монастырей. Храмы и церковное имущество перешли в ведение Севастопольского музейного объединения.
В 1927 году сильное землетрясение повредило здания собора святого Николая и Благовещенской церкви. В том же году разобрали часовню на могиле войнов, погибших в Инкерманском сражении.
В 1928 году закрыли храм иконы «Всех скорбящих Радость».
В 1932 году уничтожили собор Святого Николая.
В монастыре после его закрытия остались жить настоятель архимандрит Венедикт (Чеботарев), отец Прокопий (Кочан) и два 85-летних старца отец Герман (Андреевский) и отец Митрофан (Бороздин).
Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря разместился штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. Во время Второй обороны Севастополя в июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах старались сдержать врага, рвавшегося к городу. После войны погибшим войнам поставили памятник.
Богослужения в Инкерманском монастыре возобновились ровно через 60 лет при епископе Симферопольском и Крымском Василии. С 1991 года трудами настоятеля архимандрита Августина (в миру Александра) Половецкого, духовника св. Луки Войно-Ясенецкого, братии и мирян началось постепенное возрождение монастыря. Были восстановлены храмы и келейные корпуса. Из Киева была передана частица честной главы Святого священномученика Климента. К сожалению, 13 сентября 1996 года архимандрит Августин с иеромонахом Агапитом погибли в автомобильной катастрофе. Их погребли в стенах монастыря.
С 26 января 2019 года были возобновлены ежедневные богослужения во всём пещерном храмовом комплексе.