Инкерман. Инкерманский Климентовский мужской монастырь.

Инкерман – знаменитый пригород Севастополя, здесь добывают инкерманский камень – плотный белый известняк, который используют для облицовки зданий. Добывали этот камень с незапамятных времён, поэтому в скалах образовалось множество катакомб и пещер. Именно здесь, в Монастырской и Загайтанской скалах, в средние века возник пещерный монастырь. Он хорошо виден со стороны трассы Севастополь – Симферополь.
Церковное предание связывает основание монастыря с именем святого Климента – римского епископа с 92 по 101 год. В Кесарии Климент принял крещение от апостола Петра, после чего продолжил путешествие с ним, разделив все труды и опасности. За проповедническую деятельность и праведную жизнь Климент был рукоположен апостолом Петром в епископы города Рим. Климент был популярен среди народа, всё большее число римлян становилось христианами…
За неповиновение император Траян сослал его в каменоломни в окрестностях Херсонеса. Святой Климент и здесь крестил в день до 500 человек, каторжников и свободных людей, живших в округе, и основал 75 храмов. Правителям Херсонеса не нравилась деятельность святого Климента, поэтому его решили казнить. На шею святому привязали тяжёлый якорь и бросили его на дно моря в Казачьей бухте. Так в 101 году погиб епископ Климент, но через год море отступило, и в подводном гроте люди увидели останки праведника. Каждый год в день смерти святителя приходили христиане к месту казни и по обнажившемуся дну шли поклоняться святым мощам.
Морской отлив позволял приходить к святым мощам до VI века, затем на маленьком островке посреди бухты была построена церковь. В 861 году в Херсонес прибыли святые братья Константин (Кирилл) и Мефодий. Они обратились к архиепископу Херсонеса Георгию с просьбой помочь им приобрести святые мощи. Святые Кирилл и Мефодий часть мощей перевезли в Рим, где они и хранятся по сей день в базилике святого Климента. Мощи святого Климента оставались и в Херсонесе до X столетия. После крещения князь Владимир испросил себе в благословение от местного епископа честную главу и часть мощей святого Климента и перевёз их в Киев.
А в бывших каменоломнях возник монастырь. Но сначала в VI веке на правом берегу реки Чёрной на высокой скале появилось укрепление, возведённое местными племенами. Позже, когда в этой части Крыма окрепло влияние феодального княжества Феодоро, в конце бухты Северной, в устье реки Чёрной был основан морской порт Авлита, а для его защиты мангупский князь Алексей заново отстроил древнее укрепление, превратив его в крепость Каламиту. Вот здесь, под защитой грозной крепости, примерно в VIII-IX веках и возник пещерный монастырь. Пещеры служили первым монахам и жильём, и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами. Находясь рядом с крупным торговым портом, монастырь жил безбедно.
В 1475 году Крым захватили турки. Они перестроили крепость и назвали её Инкерманом, что означает «пещерная крепость». Очевидно, христианский монастырь не мог существовать рядом с мусульманской крепостью и постепенно пришёл в упадок. Некоторые учёные полагают, что монахи ушли на мыс Фиолент и основали там Георгиевский монастырь.
Возрождение древней обители началось после присоединения Крыма к России. Архиепископ Иннокентий не мог обойти стороной место, связанное с именем папы Римского Климента. Благодаря его стараниям Инкерманская киновия была открыта в 1850 году. Началась реконструкция трёх пещерных храмов. Но поскольку денежные средства государством не выделялись, а сама она была очень бедная, то реставрация проходила без дорогостоящих работ. Храмы очистили от мусора и камней, обновили росписи.
15 октября 1852 года была освящена церковь во имя священномученика Климента. Храм имел форму базилики, когда-то два ряда колонн делили пространство церкви на три нефа. До наших дней сохранилась только часть колонн. К церкви ведёт длинный коридор, в котором вырублены каменные скамейки – очевидно, здесь богомольцы ожидали начала службы. В апсиде сохранился двухступенчатый синтрон, в центре которого остатки горнего места. Над ним в стене вырублена ниша для запрестольного образа. Здесь же вырезан большой процветший крест, концы его расширены и к ним примыкают маленькие кресты в круге.
С правой стороны храма находился древний придел в честь апостола Андрея Первозванного – небольшой, с низким потолком. Алтарь отделялся от остальной части сплошной скальной перегородкой с Царскими вратами посередине.
В 1867 году была открыта ещё одна пещерная церковь, посвящённая римскому епископу святому Мартиниану. В храме прямоугольной формы, перекрытом полукруглым куполом, расширили апсиду.
Через два года после открытия монастыря началась крымская война. У Чёрной речки происходили жестокие бои. 24 октября 184 года союзная армия обстреляла крепость Каламиту, в которой располагались русские войска. Серьезно пострадал и монастырь. Вражеские ядра и пули не разрушили пещерные храмы, остались лишь следы от них на стенах, но англичане разграбили всё имущество Инкерманского монастыря. Но лишь война закончилась, в киновии поселились два послушника и иеромонах. Они очистили храмы от ядер и возобновили богослужения.
В 1867 году построили дом настоятеля и домовую церковь, которую освятили 13 августа во имя Святой Троицы, отреставрировали источник святого Климента. В 1875 году закончили строительство железной дороги, соединившей Севастополь со станцией Лозовая. Она прошла рядом с Монастырской скалой. Шум проходящих поездов нарушил вековую тишину монастыря, но увеличилось число паломников. Чтобы удобно расположить их, в монастыре в 1896 году построили гостиницу, в которой могло разместиться 24 человека.
В 1895 году построили новый храм в византийском стиле. Архитектурной особенностью этого храма, освящённого во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона, было то, что алтарную часть вырубили в скале, остальная часть храма была наземная.
В 1905 году в монастыре появилось сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма святого Евграфия и освятили во имя святого священномученика Димитрия Солунского. Храм расположен в восточной части Монастырской скалы. Д.М.Струков так описал его: «В той же скале, в той же балке, под вершиною скалы встречаем храм… по сторонам его есть скамьи, высотою 9 вершков. Алтарная преграда до потолка, в ней по середине вход в алтарь. В алтаре у стены престол со впадиной вверху: над престолом по стене надпись и остатки фресковых изображений святых в архиерейских облачениях. В северо-западном углу алтарь – жертвенник со впадиною, удобною для хранения священных сосудов, м в юго-западном углу – седалище для священнослужащего.» Во время реконструкции 1905 года скальные стены побелили, но из-за побелки можно было рассмотреть 8 фигур святителей в крещатых одеждах с нимбами над головами. Над престолом находилось изображение Христа в чаше. По низу изображения сохранилась надпись – моление раба божьего Зотика с женою и детьми. Эта надпись датирована 1272 годом. Уже в начале XX века в храме совершали захоронения, сохранились три гробницы, вырубленные в полу небольшой пещеры рядом с храмом.
На верхнем плато в то же время закончили строительство храма во имя святого Николая Чудотворца Мирликийского. Церковь, крестообразная в плане, имела два придела.
27 сентября в присутствии великого князя Алексея Михайловича и ветеранов крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы «Всех скорбящих радосте». Храм устроили на месте древней Софийской церкви, вырубленной в обрыве Каменоломенной балки. Спроектировал и построил этот храм архитектор А.М.Вейзен. Внутри хранились образа войсковых частей, принявших участие в боях на Чёрной речке.
К 1910 году архитектурный облик Инкерманского монастыря сложился окончательно. Были построены два жилых здания для братии, в одном из них устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу, в которой обучались 37 мальчиков… В 1917 году в киновии жили 25 монахов и 122 послушника, всего 147 человек.
В годы гражданской войны монастырь поддержал белую армию барона Врангеля. После установления в Крыму советской власти все земли обители были национализированы и переданы в распоряжение трудовой артели, в которую вошли и монахи. С 1920 года все монастырские храмы становятся приходскими… Денег религиозной общины не хватало, чтобы поддерживать все храмы в надлежащем состоянии. В 1925 году Инкерманская религиозная община отказалась от пяти церквей, оставив себе пещерный храм во имя святого Климента и домовую Троицкую церковь, но и они просуществовали недолго. В 1926 году на заседании Президиума Севастопольского райисполкома было принято решение о закрытии Георгиевского и Инкерманского монастырей. В 1927 году сильное землетрясение повредило здания собора святого Николая и Благовещенской церкви, в из стенах образовались многочисленные трещины. Было решено эти храмы разобрать. Собор святого Николая на верхнем плато уничтожили в 1932 году. Часовню, построенную на могиле воинов, разобрали в 1927 году. В 1928 году закрыли храм иконы «Всех скорбящих Радосте». В монастыре после его закрытия остались жить настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца.
Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря разместился штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. Во время второй обороны Севастополя в июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах старались сдержать врага, рвавшегося к городу.
Возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря началось в 1991 году и шло довольно успешно благодаря неусыпным заботам архимандрита Августина.
По материалам книги «Крым: православные святыни: путеводитель». – Сост. Е.М. Литвинова. Симферополь, «РуБин», ЧП Бинькин, 2003.

Инкерманский святого Климента монастырь, 2 класса, общежительный, в 8 верстах от Севастополя, близ устья Черной речки, в Инкермане («городе пещер»), на отвесной скале. По преданию, здесь подвизался святой Климент (см. 25 ноября), а в VII веке при императоре Констанции был заточен святой Мартин (см. 14 апреля). Здесь же находится кафедра Готфской епископии. В 1850 году архиепископом Херсонским Иннокентием там была открыта киновия, которая в 1905 году возведена в монастырь. Имеющийся в нем пещерный храм (открытый в 1852 году и возобновленный в 1867 году) освящен во имя святого Климента. При нем как бы два придела: во имя святого Мартина Исповедника (с устроенным в нем в 1900 году взамен прежнего новым художественным стеклянно-мозаичным иконостасом, украшенным живописными иконами на цинке) и во имя святого апостола Андрея Первозванного. Эти церкви находятся на полугоре и высечены в скале по левую сторону очень древней лестницы, высеченной тоже в скале. Алтарь храма святого Климента сохранился в целости в том неизменном виде, в каком существовал в 1 веке; престол в нем (каменный с крестом посередине) высечен из скалы, по преданию, самим святым Климентом. Церковь апостола Андрея Первозванного освящена 2 июля 1900 года; она занимает помещение, высеченное в скале трудами еще самого святого Климента; в западной стене ее находится небольшая выдолбленная в скале комната, в которой, по предположениям, жил святой Климент. В той же скале находится древняя усыпальница, там же помещаются гробницы, в которых лежат кости христиан, скончавшихся здесь в ссылке. В висячем положении к скале весьма искусно прикреплены две колокольни, а с балкона, висящего над бездной долины, открывается чудный, величественный вид. Близ монастыря находится источник вкусной и прозрачной воды, изведенный по молитве святого Климента. При монастыре школа имени святого Климента.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Часть историков относят появление Свято-Климентовского скального монастыря к VIII-IХ вв., связывая его с иконоборческим движением в Византии. Другие предполагают, что возникновение монастыря можно датировать только ХIV-ХV вв. Кроме храма Святого Климента, в единый пещерный комплекс входили ещё два — Мартина Исповедника (также бывшего епископа римского) и Святого Андрея Первозванного. После турецкого завоевания в 1475 году монастырь пришёл в упадок, его начали восстанавливать только после присоединения Крыма к России в 1783 году.
В 1850 году приказом Святейшего Синода была основана и освящена Инкерманская киновия (монастырь общежитского устава) во имя Священномученика Климента. По преданию, отправленный в каменоломни римский папа Климент расширил одну из образовавшихся при вырубке камней пещеру и устроил в ней небольшую церковь. Спустя много веков после его смерти монахи перенесли сюда мощи святого Климента из часовни на месте его гибели и основали монастырь. Причём алтарь церкви сохранился в том виде, в каком существовал в 1 в., а престол с крестом посредине считается высеченным самим Климентом.
После Крымской войны началось активное возрождение пещерного монастырского комплекса. К 1905 году он пополнился храмами Дмитрия Солунского (на месте церкви Святого Евстафия ХIII в.) и церковью иконы «Всех скорбящих радость», которая была построена на месте древнего монастыря Святой Софии ХIV-ХV вв. Церковь расположена на левом берегу реки Чёрной на западном склоне Каменноломного оврага. Храм повторяет форму наземной крестово-купольной постройки. Обитель часто посещали члены царской семьи (Александр III, великая княжна Мария Александровна, великий князь Алексей Михайлович). В 1917 году в Свято-Климентовской киновии жили 25 монахов и 122 послушника.
При советской власти монастырь закрыли в 1926 году, а с 1991 года он возобновил деятельность. Сегодня в нём открыты пять пещерных храмов и четыре наземных (Святой Троицы, Пантелеймона Целителя, Николая Чудотворца и часовня Памяти Павших в Инкерманской битве). Сооружения монастыря, причудливо нависая над автомобильной и железной дорогами, вызывают восхищения устроителями, которые возвели это чудо скальной архитектуры древности.
Прямо над обителью, на плато Монастырской скалы, можно увидеть то, что сохранилось от средневековой крепости, которая называлась Каламита. В переводе с древнегреческого это означает «камышовая», так как в устье реки Чёрной росло много камыша. Крепость, возведённая в VI в. для обороны подступов к Херсону (Херсонесу), в ХIV-ХV вв. принадлежала христианскому княжеству Феодоро и защищала его главный порт. Ставшее в то время отдельным государством, княжество враждовало со своим основным конкурентом за господство на южном побережье — генуэзскими колониями. Особенную мощь крепость приобрела в начале ХV в. при князе Алексее. Общая длина её оборонительных сооружений сотавляла 234 м. До сих пор видны остатки шести башен, защищавших Каламиту с наиболее доступной для врага стороны. В 1475 году крепостью овладели турки и переименовали её в Инкерман. После 1783 года крепость потеряла своё значение.
В 1905 году, когда активно возрождался Свято-Климентовский монастырь, среди развалин крепости в память о Крымской войне была возведена церковь Святого Николая Мирликийского в стиле поздневизантийского зодчества. Храм был закрыт после революции — в 1932 году, а в один из дней обороны Севастополя во время Великой Отечественной войны, полностью разрушен.
Из брошюры: Прошлое и настоящее Инкермана. История и достопримечательности.

Возникновение монастыря предание связывает с культом св. Климента, римского епископа в 92-101 г.г., сосланного императором Траяном за проповедь христианства в каменоломни близ Херсонеса и убитого здесь в 101 г. Мощи святого Климента, обретенные через год после его кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса (где были обретены), доступ в который открывался, по преданию, раз в год, когда — в день смерти праведника — море отступало; потом они были перенесены на небольшой остров (ныне — остров Казачий) посреди бухты, на котором, согласно легенде, руками ангелов была построена церковь.
Пещерный монастырь св. Климента возник в VIII-IX в.в. радом с византийской крепостью (позже была перестроена генуэзцами и стала носить имя Каламита).
После захвата в 1475 г. крепости Каламита турками, монастырь постепенно пришел в упадок. Крепость была переименована в Инкерман, что и дало название возникшему здесь городу. С XVIII в. город принадлежал России.
В 1850 г. монастырь был возрождён и получил современное двойное наименование — по имени города и в честь св. Климента.
В 1867 г. был перепланирован и заново открыт пещерный храм св. Мартина исповедника. В 1895 г. в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе был построен храм во имя великомученика Пантелеимона. В начале XX века на верхнем плато была построена церковь Николая Чудотворца.
C 1924 г. храмы монастыря стали постепенно закрывать. В 1927 г. землетрясение сильно повредило Благовещенскую и Николаевские церкви, было принято решение их разобрать (церковь святого Николая на верхнем плато была полностью уничтожена в 1932 г.). В 1928 г. был закрыт храм иконы «Всех скорбящих Радосте».
В 1931 г. богослужения прекратились в пещерных храмах, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению. После закрытия монастыря в нём остались жить его настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца.
Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. В июне 1942 г. солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю.
С 1991 г. началось постепенное возрождение монастыря, были восстановлены храмы и келейные корпуса.
Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?