В 1921 году Анна ПАВЛОВА впервые оказалась на гастролях в Индии. Артистку настолько очаровали «и моды, и религия, и искусство» этой ранее незнакомой ей страны, что она захотела рассказать о своих впечатлениях языком балета.
Павлову всегда интересовали национальные танцы, о которых она неизменно стремилась узнать как можно больше. Но в Индии ей это не удалось. На все свои вопросы артистка получала один и тот же ответ: индийского классического танца не существует, он умер.
И всё же накануне отъезда из Индии Павловой улыбнулась удача: ей посчастливилось увидеть индусский свадебный обряд. Вдохновившись этим зрелищем, она решила, что в театрализованном виде оно обязательно должно войти в её репертуар.
«Индусская свадьба» — так было решено назвать будущий балетный спектакль. Работа над ним началась вскоре после возвращения в Лондон, где жила Павлова. Задача предстояла весьма и весьма непростая: следовало не только создать танец, отвечающий духу и обычаям экзотической Индии, но и выполнить для него традиционные костюмы, изготовить декорации и найти музыкальное сопровождение.
Для погружения в тему были задействованы в том числе и лондонские музеи. Так, поиск деталей как для самого свадебного действа, так и для облачений его участников осуществлялся в музее Виктории и Альберта. А гравюры с пейзажами Индии для эскизов декораций подбирались в Британском музее.
Самым сложным оказался выбор музыки. Но и здесь фортуна была благосклонна к Павловой. Настоящим подарком судьбы стало для неё знакомство с композитором и исполнительницей индийских мелодий Комолатой Баннерджи, чьи выступления в Лондоне совпали с работой над спектаклем. По просьбе Павловой Баннерджи не только подобрала мелодию к «Свадьбе». Она ещё и порекомендовала артистке молодого талантливого индийского танцовщика Удая Шанкара.
Участие Шанкара в воплощении творческих исканий Павловой привнесло в них и новый импульс, и новые краски. Во-первых, он взял на себя постановку не только «Свадьбы», но другого балета на индийскую тему, получившего название «Кришна и Радха». Во-вторых, ему принадлежали идеи сценических костюмов, которые создавались из подлинных индийских тканей. Наконец, Шанкар стал партнёром Павловой в обоих спектаклях. С этого момента началась его долгая и успешная артистическая карьера.
Настоящим открытием для публики стала и еще одна постановка с индийским колоритом — «Фрески Аджанты», созданная балериной после посещения ею одноименного пещерного комплекса.
Павлова признавалась, что для неё — «наслаждение танцевать индусские танцы». В Индии эти ее сценические эксперименты имели большой успех. В то время как реакция на них европейской публики была достаточно сдержанной. Но как бы то ни было, балет «Кришна и Радха» сохранялся в репертуаре труппы Павловой вплоть до самой кончины артистки.
Источник: Е. М. Коляда. Индийские мотивы в творческих экспериментах Анны Павловой.
На фото: А. Павлова (1881—1931) в индийском костюме. Около 1930.
Подготовка публикации: Зеленая лампа, 26.04.2022