Император Александр II и императрица Мария Александровна. Фотопортрет Сергея Львовича Левицкого — придворного художника, с именем которого связан расцвет ранней портретной светописи в России.
В XIX веке живопись потеснил новый вид искусства – фотография. Одним из «первопроходцев», зафиксировавших через объектив фотоаппарата жизнь Российской империи, стал Сергей Львович Левицкий. Наибольшую известность он приобрел как фотограф императорской семьи – единственный, кто получил от Александра II право размещать государственный герб на своих вывесках.
Первая профессия Сергея Левицкого была далека от творчества. Окончив юридический факультет Московского университета, он трудился в канцелярии министерства внутренних дел. Однако в 1839 году будущий фотограф приобрел дагеротипный аппарат, и новое увлечение превратилось в главное дело всей его жизни. В работе Левицкий постоянно применял различные новшества. Он стал первым российским фотографом, решившим использовать электрическое освещение во время портретных съемок. «В соединении двух светов мы найдем критериум художественного освещения, решение задачи вырабатывается не из борьбы двух светов, а, напротив, в художественном разумном их сочетании», – говорил он.
В 1845 году Сергей Левицкий уехал в Париж, чтобы совершенствовать свои навыки. Он ввел в дагеротипный способ печати фото такой процесс, как бромирование, чтобы процесс обработки фотографий стал более качественным и быстрым. Кроме того, Левицкий в каком-то смысле стал изобретателем «фотошопа» своего времени – он первым использовал ретушь негативов. Портреты фотографа поражали современников своей оригинальностью: часто люди на них не просто стояли или сидели, устремив взгляд в камеру, а разыгрывали настоящие сценки. Сергей Львович предложил создавать коллажи и размещать одну и ту же модель в двух разных позах. Получалось, что человек на фото будто разговаривает со своим двойником или приветствует самого себя рукопожатием. Разнообразить портретную фотосъемку Левицкий смог и благодаря сменным цветным фонам, которые порой очень забавляли клиентов. В 1851 году Сергей Левицкий представил на международной выставке в Париже серию дагеротипных портретов (вместо пленки съемка производилась на металлическую пластину, покрытую йодистым серебром) и удостоился золотой медали.
В 1864 году Сергея Левицкого пригласили в резиденцию французского императора Наполеона III. Правитель попросил русского фотографа сделать серию семейных снимков во дворце Фонтенбло. Итогом работы стали фотографии императора и его близких в богатых интерьерах резиденции, а также на улице во время конной прогулки. Снимки так понравились Наполеону III, что тот даровал Сергею Львовичу титул императорского фотографа – на десять лет раньше, чем аналогичное звание Левицкий получит на родине. К 1864 году относится и фотопортрет другого будущего европейского монарха – короля Великобритании Эдуарда VII. В то время выдающийся фотограф также был опыт фотографирования Николая I с супругой Александрой Федоровной, цесаревича Александра Николаевича (будущего царя Освободителя) и коронации 1856 года в Москве.
В Петербурге «Дагеротипное заведение Сергея Левицкого» пользовалось бешеной популярностью. В отечественном журнале «Фотограф» встречается такая характеристика мастерской: «Лучшее фотографическое заведение, вполне артистическое». Ежедневно Левицкий изготавливал до полутора тысяч фотографий – цифра более чем внушительная! Достойных конкурентов на этом поприще у него практически не было.
Во второй половине 1860-х годов Сергей Львович возобновляет сотрудничество с царской семьей. Уже знакомый ему лично император Александр II официально называет мастера «фотографом их Императорских величеств». Интересно, что, по воспоминаниям самого Левицкого, именно с Александром II работать оказалось тяжелее всего. Внешность императора была менее строгой, чем у его отца Николая I, и на парадных портретах государь несколько терялся. «Черты его скорее показывали добродушие и вялость», – писал о царе Александр Герцен.И все же опытный фотограф смог найти для императора выгодные ракурсы. Присмотревшись внимательнее, Сергей Левицкий понял, что, намеренно позируя и глядя прямо в объектив, Александр II выглядит скованным, а его лицо походит на маску. Поэтому, решил Сергей Львович, государю следует смотреть немного в сторону – тогда образ становится более выразительным и естественным. Интересно, что почти все фотопортреты Александра II, сохранившиеся до наших дней, выполнены в соответствии с этой нехитрой рекомендацией.
Авторитет Сергея Левицкого со временем возрос настолько, что художники спрашивали его совета перед тем, как взяться за портрет того или иного члена императорской фамилии. Фотограф с удовольствием помогал живописцам, предоставляя подробные характеристики. Для тех, кто собирался писать портрет не с натуры, а с фотографии, мастер давал подробные инструкции: что добавить, а что убрать, как добиться большего сходства и т.д. Встречается, к примеру, такое исчерпывающее описание: «Считаю обязанностью предупредить художника, что волосы у Государя последнее время заметно поседели, так что на большом портрете они темнее, чем теперь в натуре, в прическе же надобно держаться большого портрета, потому что он снят зимою, а на кабинетном, снятом летом, волосы, по летнему военному положению, пострижены. Мундир или красный, или голубой с серебром, но можно сделать и темно-зеленый с золотом, тогда он будет Стрелковый Императорской фамилии — только надобно будет уничтожить перевязь для лядунки».
Сергей Левицкий бы единственным фотографом, которому довелось работать с четырьмя поколениями Романовых. Он запечатлел этапы взросления трех русских царей: Александра II, Александра III и Николая II. Удалившись от дел в 1890-х годах, Сергей Львович написал двухтомные мемуары и передал мастерскую своим сыновьям – Льву и Рафаилу.
#российскаяимперия #сергейлевицкий #романовы #историярусскойфотографии