«Неподалёку от Тулы, в живописном, хотя и равнинном месте, окаймлённом извилистой живой рекой, раскинулось имение известного конного заводчика Я.И.Бутовича.
Но не одними, чистых орловских кровей, лошадьми интересны Прилепы, в них собрана с большой любовью, вниманием и настойчивостью единственная в России коллекция изображений лошадей. И не только русские художники, но и иностранцы, заносившие на свои полотна нашу лошадь, старательно представлены в этой коллекции.
В старинном доме, полным чудесной мебели, тихими «самосонами» диванами, уютными раскидистыми креслами, широкими столами с приветливыми высокими дедовскими лампами, размещена большая часть собрания Бутовича. Но оно разрасталось и пришлось пристроить небольшой, специально для размещения коллекции, уютный домик.
Я.И.Бутович полон всяческими проектами для заказов теперешним нашим художникам. У него много времени проводит такой выдающийся знаток лошади, как Н.С.Самокиш , и в произведениях этого художника запечатлены лучшие лошади завода Бутовича.
Потянуло в Прилепы Н.Кравченко, который так любит лошадь и такими меткими острыми линиями зарисовывает ее в своих альбомах. И сам Я.И.Бутович нервничает, когда у него гостят художники, и мало ему обыкновенного позирования лошади, он с увлечением проектирует целые композиции, выпуская, например, на яркой зеленью залитую лужайку, окаймлённую деревьями, между листьев которых пробиваются и весело дрожат солнечные лучи — целый табун белоснежных, без единой отметины, лошадей. Увлекаясь сам, он увлекает художников!
Стоит ли перечислять подробно всё то, что собрано Бутовичем в этой области. Довольно сказать, что от художников далёкого прошлого, А.Орловского и других, до художников наших дней, раскрывает перед нами собрание Бутовича, картину русского коннозаводства. Но, что особенно притягательно, собрание Бутовича, это лучшая в России коллекция работ Н.Сверчкова, чудесного художника с таким тонким знанием и горячим улечением изображавшего лошадей.
Гордостью собрания является большая картина В.Серова, изображающая лошадь в попоне. Труднейший ракурс разработан шутя. В этом произведении выдающаяся сила таланта Серова отразилась с мощностью необыкновенной. Интересно, что Бутович купил это полотно Серова от какого-то наездника за несколько сот рублей; теперь ему предлагают за него 10.000 рублей.
В воспроизводимых снимках собрания Бутовича отражается любовь и знание его как коллекционера.
Вот «Уголок гостиной» — на первом плане — «Холстомер» Н. Сверчкова. Эта картина — лучшее, что выходило из мастерской Н. Сверчкова. В ней столько движения в массе лошадей, много силы выражения в изображении самого «Холстомера», красивые краски и хороший рисунок — это последнее качество в произведениях Н. Сверчкова не всегда было высоко.
Слева от этой картины висят изображения знаменитых лошадей — «Туманной» и «Милен», слева «Лебедя» — все картины кисти Н.Сверчкова.
В гостиной, обставленной французской мебелью, висит другая картина Н.Сверчкова «Метель»; в ней художник передал всю жуть снежной метели, боязливую нервность испуганных и изнурённых лошадей, растерянность людей, уже чувствующих ледяное дыхание смерти…
Дальше по стене изображение «Крутого», широкой рысью идущей в бегунках «Красы» и гордого, строгого «Злобного», отца стольких выдающихся русских рысаков. За лампой — забавный портрет гр.Орлова-Чесменского и редкая картина Коцебу.
В диванной с чудеснейшим диваном «английского жакоба», не имеющим цены на антикварном рынке, разместились работы Н.Самокиша. Белый, как кипень, лучший производитель завода Бутовича «Громадный», под ним «Лоэнгрин», а дальше — «Боярская», «Петушок», «Скворка», «Нарта», «Позёмка» — все завода Бутовича и все кисти Н.Самокиша.»
Столица и усадьба. Выпуск №3. 1914г.
_______________________________________
Картины из музея Я.И.Бутовича позднее были национализированы и переданы в Музей коневодства. Сейчас их можно увидеть в Научно-художественном музее коневодства в Москве., на Ул.Тимирязевской д.44.
#тула#прилепы#бутович#самокиш#усадьба#тульскаягуберния#сверчков#серов#лошадь#орловскийрысак#рысак