Илюшкино. Церковь Николая Чудотворца.

Кирпичный однопрестольный храм возведён в 1905-1907 годах. По народной легенде, строили его пленные австрийцы. Для крепости раствора добавляли сырые яйца, которые собирали со всего села. В советские годы хотели взрывать, но рассчитали, что для сноса одной только колокольни нужен взрыв такой силы, что разнесет все близлежащие здания, в том числе и 2 школы. В другой раз власти попытались разобрать храм на кирпич, но крестьяне с вилами и топорами встали вокруг храма и не допустили никого. Теперь храм восстановлен. Частично покрыт росписями. Обустраивается территория.

Существовавшая ранее Николаевская церковь в селе Илюшкине построена была в 1858 г. на средства прихожан; зданием церковь деревянная. Земли при церкви пахотной 88 дес., усадебной 1 дес. Ближайшая церковь Николаевская в селе Шалкине, в 4-х верстах.
В 1887 г. открыта одноклассная церковно-приходская школа. Церковно-приходское попечительство существует с 1888 г. Дома: у священника и псаломщика общественные, у диакона квартира в здании школы. Казенного жалованья получают: священник 94 руб. 8 коп. и псаломщик 47 руб. 4 коп. в год.Священник Александр Павлович Георгиевский, диакон Матвей Порфирьевич Красавцев, псаломщик Петр Михайлович Варфоломеев.
В селе Илюшкине государственных крестьян 446 дворов, 1441 душа муж. пола, 1455 душ жен. пола; военных 99 дворов, 892 души муж. пола, 394 души жен. пола; раскольников 24 двора, 63 души муж. пола, 74 души жен. пола. Всего 569 дворов, 1896 душ муж. пола, 1923 души жен. пола.
«Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» № 8–11, 17–24 за 1895 г.

Каменное здание церкви построено в 1903 году на средства прихожан. Здание сохранилось в полном объёме без существенных изменений. Церковь стоит примерно в центре села на хребте возвышенной гряды и значительно доминирует в окружающем ландшафте. Здание сложено из кирпича (25х12,5х6,5 см) на прочном однородном известковом растворе. Кладка крестовая, шов с двойной подрезкой. Фасады не оштукатурены. Нижняя часть цоколя из тесанного белого камня. Первоначальное покрытие кровли – железное (на храме – по своду и закомарам, алтарь и трапезная – по деревянным стропилам, купола – по кружалам).
Развитая композиция приходской трехчастной церкви слагается из храма, трапезной и колоколъни. Храм – двусветный кубический, четверик с позакомарным покрытием, увенчанный шлемовидной главой на высоком световом барабане. Фасады храма разделены лопатками на три прясла, каждое из которых завершено декоративной закомарой с трёхступенчатой архивольтой и килевидным верхом. Угловые лопатки вдвое шире средних, и плоскости их расчленены вертикальными фигурными нишами. Цоколь лопаток отделен профилем горизонтальной тяги, определяющей уровень окон в алтаре, трапезной и колокольне. Нижние окна храма подняты несколько выше этого уровня и расположены по одному по сторонам от порталов. Имеют фигурные наличники из двух плоских полуколонок и треугольного раскрепованного фронтона. Над ними в боковых пряслах окна второго света — ложные; в центре над порталом окна настоящие. Наличники окон второго света состоят из профилированных архивольт с килевидным верхом. Все окна одинаковой формы: несколько суженные с боков и высокие, с арочным верхом. Порталы широкие, с двухстворчатыми дверями и полукруглой остекленной фрамугой.
Кровля храма выше уровня закомар поднимается конусом к основанию барабана. Барабан высокий, в плане круглый, цоколь гладкий. Арочные окна помещены в восемь осей. Профилированные архивольты наличников, связанные в пятах, образуют декоративную аркатуру. Верх барабана сужается к основанию главы, образуя подобие шейки. Глава шлемовидная, довольно крупная. На её острие водружено подкрестное яблоко и металлический восьмиконечный крест. Полукруглый алтарь храма и трапезная одинаковы по высоте и имеют одинаковую композиционную разработку фасадов. Окна, помещенные в три оси на фасадах трапезной и в алтаре, обрамлены наличниками из плоских пилястр по сторонам и профилированных килевидных завершений и расположены, каждое, в центре квадратных углублений, заключенных между подоконной тягой и антаблементом и выделенных сверху «городцом». Верх стен надложен низким гладким аттиком и завершен многообломным простого профиля карнизом с большим выносом. Покрытие апсиды первоначальное, коническое, железное. Над трапезной позднейшая двускатная кровля. И трапезная, и алтарь уже четверика. Западные углы трапезной охвачены широкими лопатками, а в центре её западного фасада примкнула высокая четырехъярусная колокольня. Первые три яруса колокольни квадратные в плане, с незначительным их облегчением от яруса к ярусу. Верхний ярус — звон, круглый в плане, с четырьмя сквозными арками по странам света. Пропорции и композиционное решение двух нижних ярусов сродни композиции храма. В центре закомары во втором ярусе сделано круглое окно. Фасады третьего яруса украшены декоративной тройной аркатурой (в среднюю арку которой вписано окно) и завершены развитым антаблементом с поясом стилизованных «ширинок».
В пятах арок звона заложены деревянные связи. Архивольты проемов звона выделены профилировкой. Верх звона утоньшается, образуя шейку главы. И эта деталь, и сама форма главы вместе с крестом выполнены аналогично завершению храма.
По словам местных жителей, высота колокольни – тридцать шесть метров. На западном фасаде колокольни имеется портал. Перед ним сохранилось первоначальное крыльцо в виде квадратного в плане портика на фигурных столбах, с двускатным деревянным зонтом.
Внутри здания обширное пространство храма перекрыто парусным сводом на подпружных арках, прилежащих к стенам и опирающихся на угловые пилоны. В центре парусного свода открытый световой барабан с купольным завершением. Храм освещен восемью окнами барабана и расположенными треугольником окнами боковых фасадов. В алтарь и трапезную ведут арочные высокие проемы с железными связями в пятах арок. Алтарь перекрыт конхой, а трапезная – высоким коробовым сводом с осью восток-запад. Пол цементный. Стены оштукатурены и прежде были целиком расписаны. В основании барабана две пары взаимоперекрещивающихся железных связей. Здесь же проходит тянутый карниз. Подоконная часть барабана расчленена «ширинками», в уровне пяты купольного свода сделан сильно выступающий карниз.
Сохранились следующие фрагменты росписи стен: на куполе — Вседержитель, на парусном своде – восемь фигурных композиций (над парусами – Евангелисты с символами, а в промежутке сцены «Явлений» Христа и Богородицы с младенцем, в парусах – шестикрылые серафимы) в живописном обрамлении, имитирующем рамы. Подпружные арки декорированы архитектурным орнаментом. В алтаре видны фигуры Святителей, а на своде трапезной – Архангел Михаил.
В храме сохранился (с частичными утратами) деревянный пятиярусный иконостас столярной работы с применением резьбы. Он был выкрашен масляной краской и в деталях позолочен. Иконы утрачены. Солея трёхступенчатая, с полукруглым амвоном в центре и клиросами по бокам. Сохранилась верхняя часть паникадила на длинной цепи. Прочая утварь утрачена.
Все перекрытия колокольни – сводчатые. Нижний ярус внутри — четверик со скошенными углами и высоким восьмилотковым сводом. Окна с боков врезаются в свод распалубками. В юго-западном углу сделана винтовая лестница наверх. Звон колокольни имеет купольный свод.
Общие габариты здания 38,0х14,0 метров, храм — 14,0х14,0 метров, алтарь — 9,5х5,0 метров, трапезная — 12,0х11,2 метров, колокольни — 7,5х7,5 метров.
В настоящее время церковь Святителя Николая (Николаевская) отреставрирована, действующая.
http://pavlovka.ulregion.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?