Илья Репин и Валентин Серов

В 1878 году на пороге художественной мастерской Ильи Репина в Хамовниках появились двое — мать и сын Серовы. Валентина Семеновна — известный композитор и музыкальный критик, женщина суровая и властная. Ее 13-летний сын — будущий знаменитый художник Валентин Серов, которого в близком кругу вслед за матерью все называли Тошей или Антоном (производное от ласкового обращения Валентоша).
— Вам придется его взять под свою руку, Илья Ефимович. Никого, кроме вас, не признает, — заявила Серова тоном, не терпящим возражений, и застыла решительная, скрестив руки на груди.
Репин был уже знаком с работами юного дарования, давно разглядел в нем талант. Охотно взял Тошу в ученики, но взамен уговорил Валентину Семеновну приходить позировать ему. В ней он разглядел давно искомый типаж. Так мать Серова стала одним из прообразов знаменитой репинской «Царевны Софьи Алексеевны, заключенной в Новодевичьем монастыре».
В воспоминаниях Ильи Репина московскому периоду Тошиного ученья посвящено немало страниц. Приведем некоторые из них: «Первую свою картину Серов начал в Москве, живя у меня в 1878/1879 году. На уроки по наукам ему надо было ходить от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. Спустившись к Москве-реке, он пленился одним пролетом моста, заваленным, по-зимнему, всяким хламом вроде старых лодок, бревен от шлюзов и пр.; сани и лошади ледоколов подальше дали ему прекрасную композицию, и он долго-долго засиживался над лоскутом бумаги, перетирая его до дыр, переходя на свежие листки, но неуклонно преследуя композицию своей картины, которая делалась довольно художественной.
Днем, в часы досуга, он переписал все виды из окон моей квартиры: садики с березками и фруктовыми деревьями, построечки к домикам, сарайчики и весь прочий хлам, до церквушек вдали: все с величайшей любовью и невероятной усидчивостью писал и переписывал мальчик Серов, доводя до полной прелести свои маленькие холсты масляными красками.
Кроме этих свободных работ, я ставил ему обязательные этюды: неодушевленные предметы (эти этюды хранятся у меня).
Закончив свою композицию под Каменным мостом в рисунке, довольно тонком и строгом, Тоша перешел к жанровому сюжетцу — к уличной сценке наших хамовнических закоулков. Мальчик из мастерской, налегке перебежав через дорогу по уже затоптанному снегу, ломится в дверь маленького кабачка с характерной вывеской на обеих половинах обшарпанной двери на блоке. Извозчик, съежившись и поджав руки, топчется на месте от морозца; его белая лошадка — чудо колорита по пятнам, которыми она не уступает затоптанному и заезженному снежку, а в общем тоне прекрасно выделяется своей навозной теплотой. Несмотря на первопланность своего положения в картине, извозчик скромно уступает мальчишке первенство, и героем маленькой картинки поставлен замарашка; повыше двери уже зажжен фонарь — дело к вечеру».
Натюрморт «Яблоки на листьях» (1879 год) — одна из самых ранних сохранившихся работ Валентина Серова (четвертый снимок).
#МосковскиеЗаписки

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?