В предреволюционные годы имя Ильи Дмитриевича Сургучева (1881—1956) стояло в одном ряду с ведущими писателями-реалистами Буниным, Леонидом Андреевым, Куприным, — хотя и было лишено столь шумной популярности.И.Д.Сургучёв родился в Ставрополе 27 февраля 1881 года. И именно ему благодаря величайшей любви к родным пенатам довелось ввести этот провинциальный город на южной окраине России в отечественную литературу. Ставрополь, его жители — современники писателя — стали главными героями произведений И.Д.Сугручёва. Родители мечтали видеть сына Илью священником и определили его в духовное училище, а затем в Ставропольскую духовную семинарию. Далее предстояло продолжить духовное образование в Московской академии. Но он поступает в Санкт-Петербургский императорский университет на восточный факультет. Ему легко давались иностранные языки. Кроме ряда восточных, он хорошо владел французским и немецким. В студенческие годы Илья Дмитриевич женился. В 1902 г. у него с женой Ольгой Григорьевной родилась дочь Клавдия, а в 1904 г. – Вера. Старшую из дочерей отец любовно называл Колокольчиком, а младшую – Елочкой. К сожалению, в марте 1907 г. в возрасте 25 лет Ольга Григорьевна умерла от хронического воспаления легких. Об этом печальном событии писатель упоминает в биографической новелле «Профессор». Литературная биография Ильи Сургучева началась еще в годы учебы в университете. Писал рассказы, главным образом в миролюбовском «Журнале для всех», «Вестнике Европы» Ковалевского. Молодого писателя заметили с первых шагов. Официальная критика отмечала психологизм, импрессионистскую манеру его письма. «Илья Сургучев, — писал критик В. Львов-Рогачевский в статье «В мире звуков» (журнал «Современный мир» № 8 за 1912 г.), — художник, влюбленный в звуки, в песню, в мечту, в нежные мелодии рояля, в неясное и далекое. Часто музыка в его произведениях подчеркивает грубость и пошлость жизни». В 1908 году И. Сургучев окончил университет.Ему предложили остаться на кафедре монгольской словесности для подготовки к профессорскому званию. Он отдал предпочтение литературной деятельности и возвратился в Ставрополь. Здесь писатель объединяет вокруг себя журналистов, литераторов. Илья Дмитриевич был одним из организаторов издания в Ставрополе журналов «Ставропольский сатирикон» и «Сверчок», где проявился его талант сатирика.И. Сургучев вел и большую общественную работу, избирался гласным Ставропольской городской думы. В 1910 г. избран председателем железнодорожной комиссии, добивающейся того, чтобы Армавиро-Туапсинская железная дорога прошла через Ставрополь, и многое сделал для этого.Почти постоянно — вплоть до эмиграции в 1919 году — проживая в Ставрополе, писатель находился как бы в стороне от бурной литературной жизни обеих столиц. Однако повесть Сургучева «Губернатор», его пьесы «Торговый дом» и «Осенние скрипки», поставленные соответственно питерским Александрийским и Московским Художественным театрами, принесли ему всероссийское признание. Столь же доброжелательно встречались критикой и читателями его психологически заостренные и филигранно отточенные рассказы, периодически печатавшиеся в сборниках «Знание» и повременных изданиях. Интерес к внутреннему миру человека, эмоциональная напряженность и драматизм фабулы составляют стержневую основу художественного дарования писателя, жившего в сложную эпоху общественно-социальных контрастов, отразившего их в своем творчестве. Резко отрицательно восприняв большевистский переворот, И. Д. Сургучев примкнул к Белому движению и прошел с ним весь тернистый путь борьбы. Заведующий одного из отделений “Осведомительного агентства” или сокращенно “Осваг” Добровольческой армии. А дальше — традиционные этапы русского беженства: Константинополь, Прага, Париж. В эмиграции — как, впрочем, и в России — Сургучев писал немного. Но, как и прежде, это были яркие и взволнованные отклики на будни полуголодного беженского существования. И как «прежде», произведения Сургучева — будь то «Эмигрантские рассказы», роман «Ротонда» или пьеса «Реки Вавилонские» — доброжелательно встречались читателем, переводились на иностранные языки. Заядлый театрал, прославившийся еще в дореволюционной России, главным образом, как драматург, он затеял в 1942 году и около двух лет длил существование «Театра без занавеса». Это были программные вечера-спектакли по воскресеньям, сначала в стенах парижской консерватории, потом в уютном зале на улице Гужон, где на сцене ставились водевили, миниатюры, скетчи, оперетки, балетные интермедии, выступали певцы и певицы, скрипачи и пианисты, блистали актеры из театра Никиты Балиева «Летучая Мышь», сам Сургучев с успехом читал свои рассказы и даже играл барина в пьесе Аркадия Аверченко «Старики». Положительно воспринял нападение Германии на СССР. Газета «Русские Новости» сообщала 3 августа 1945 года о его аресте: «Ярый поклонник антибольшевистской идеологии, человек, лично близкий к Жеребкову, Сургучев был одним из столпов его газеты с первых же ее номеров.» (Юрий Жеребков при немецкой оккупации Парижа возглавлял Управление делами русской эмиграции во Франции и под вывеской этого ведомства издавал прогерманскую газету «Парижский вестник».) В июле и августе 1942 года он опубликовал на страницах «Парижского вестника» ряд пронемецких и антисоветских фельетонов под общим названием «Парижский Дневник». Позднее, сделавшись, очевидно, более осмотрительным, Сургучев от писания подобных статей воздерживался, но продолжал деятельно работать в газете почти до самого ее закрытия. Арестован Сургучев именно за эти фельетоны, восхвалявшие немецев и глубоко враждебные Франции. Его «досье» передано судебным властям, и процесс Сургучева состоится в недалеком будущем. В ожидании его заключенный находится в тюрьме Френ». После освобождения и оправдания на судебном процессе, ханимался далее литераторской деятельностью. Коллекционер. Он был завсегдатаем «блошиных рынков». В лучшие времена стены картины были настолько плотно увешаны иконами, лубочными картинками, гравюрами и масляной живописью, что за ними невозможно было понять, какого цвета обои. По углам растрепанными колоннами высились пачки старых книг. Илья Сургучев избирался председателем союза русских писателей. В последние годы жизни был литературным советником журнала «Возрождение». Его коллега И. Мартыновский-Опышня вспоминал о И. Д. Сургучеве: «В эмиграции он не стал пессимистом, нытиком, как все писатели, оторванные от России, бодрость духа во всем, до последней минуты сохранил он».Скончался И. Сургучев 19 ноября 1956 г. Похоронен на «русском кладбище» Сен-Женевьев-де-Буа в предместье Парижа.