Монастырь возник возле келий отшельника Феогноста Шаровки, который собрал вокруг себя целую семью отшельников. Воротынские приняли под свое покровительство возникший монастырь и воздвигли в нем и доныне существующий каменный храм Успения. Это строительство относится к середине XVI века. В строительстве этого монастыря ив его жизни принимали участие князья Владимир, Михаил и в особенности Александр Ивановичи Воротынские. В дальнейшем последний принимал ближайшее участие в строительстве теплых церквей Сергия Чудотворца и Иоанна Богослову. Успенскому Шаровкину монастырю особое внимание оказывал Иван Грозный, который, зная и высоко оценивая заслуги князя А.И. Воротынского, неоднократно делал вклады на его поминание. Все князья Воротынские, включая последнего Ивана Алексеевича, делали вклады и поддерживали этот монастырь.
Монастырские церкви были богато украшены живописью, иконами, драгоценными сосудами и церковной утварью, а также ризами для богослужения. Монастырь имел множество вкладов на поминовение, был обеспечен землями и другими угодьями. К концу XVII столетия возник вопрос о целесообразности существования всех возникших в Московском государстве монастырей. В период царствования Федора Алексеевича царскими указами, а иногда и просто указами местных архиереев, небольшие пустыни и пустыньки приписывали к большим монастырям. То же происходило в царствование Ивана и Петра Алексеевичей под опекой царевны Софьи. Позднее в Духовном Регламенте Петра Великого было прямо дано указание (пункт 45): «Меньшие монастыри сводить в большие ради лучшего благоговения». Какие-либо основания или общие правила для объединения монастырей Регламент не указывал, ограничиваясь полемикой против злоупотребления церковным имуществом в личных интересах руководителей монастырей.
Шаровкин монастырь в 1764 г. переведен в заштатные, а в 1766 г. он сгорел. Но остались его каменные церкви: существующая сегодня Успенская и уже почти разрушенная Сергиевская. Даты постройки этих сооружений весьма противоречивы: от XVI до XVIII вв. Успенская церковь с 1974 г. имеет статус памятника истории и архитектуры федерального значения.
Основан как пустынь в начале XVI века иноком Феогностом Шаровкой. В середине XVI в. получил богатые вклады от владельцев окрестных земель князей Воротынских. На их средства произведено обширное каменное строительство: в середине 50-х годов возвели Успенский собор с приделом Иоанна Богослова, заменивший прежний деревянный храм, в конце 50-х была построена теплая церковь Сергия Радонежского с трапезной палатой. Во второй половине XVI и в XVII вв. в обитель давали богатые пожертвования ряд видных боярских и дворянских родов: Одоевские, Хворостины, Мосальские, Юшковы, Бутурлины и др., покровительствовали и сами цари, особенно Иоанн Грозный и Алексей Михайлович. Однако к концу XVII в. обитель оскудела и в 1684 г. была приписана к Московскому Донскому монастырю. В начале XVIII в. перестроены каменные здания монастыря. В 1766 г. большой пожар истребил все деревянные постройки, и вскоре после этого монастырь был закрыт, храмы обращены в приходские. На рубеже XVIII-XIX вв. возведена колокольня.
В настоящее время несмотря на серьезные утраты (собор и колокольня потеряли почти все кровли, штукатурку на фасадах и внутреннее убранство; церковь прп. Сергия с трапезной сильно руинированы) монастырь представляет собой один из интереснейших архитектурных комплексов и важнейших исторических и культурных памятников Калужской области.
Во время Великой Отечественной войны, несмотря на то, что село Ильинское было под оккупацией, обе церкви не были разрушены и практически не пострадали. В северном приделе во имя Иоанна Богослова Успенского храма, до 1950-х годов находились старинные царские двери, выполненные из тонких липовых пластин, приклееных к дверному полотну. Орнамент, обрамляющий половинки дверей и киотов были вызолочены, а поля вокруг них, с более крупным орнаментом, были высеребрены. В эти годы исследователь русского зодчества архитектор Пётр Дмитриевич Барановский вывозит из Шаровкина монастыря и передаёт в музей Коломенское эти уникальные царские двери от придельного иконостаса. Сам придел во имя Иоанна Богослова был замурован, по-видимому, с того времени, как здесь побывал Барановский, и обнаружен только недавно, с началом восстановления обители.
В настоящее время вместо тех царских врат в приделе помещена их копия. В середине 70-х гг. ХХ века рухнул купол Сергиевского храма, и в настоящее время он представляет из себя стены с грудой развалин. В 1980-х годах в алтаре Успенского храма стояли сельские лошади, стены были исписаны непотребными надписями, хотя с 1974 года эта церковь имеет статус памятника истории и культуры федерального значения. В 2000-е годы к храму был прикреплён священник. Силами православной общины храм был приведён в лучшее состояние. Была залатана прохудившаяся кровля, из помещения убран накопившийся мусор, счищена плесень со стен ожившего храма.
В 2016 году в Ильинское прибыли сёстры из Свято-Никольского Черноостровского монастыря для возрождения обители и возобновления монашеской жизни. В храм вернулась и главная святыня монастыря — чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо», а над могилой основателя монастыря инока Феогноста Шаровки появилось небольшое надгробие с крестом.
С сайта: http/www.sharovkin-monastir.ru
Расположен на холме у обрыва, на песчаном изгибе реки Жиздры, обрамленном душистым сосновым лесом, среди многочисленных родников, на краю села Ильинского. По преданию, ещё до основания монастыря на этом холме местные жители сообща молились Божией Матери и пророку Илии о ниспослании дождя во время засухи и вымаливали необходимое. Монастырь был основан в начале XVI в. иноком Феогностом, известным как Шаровка («шаровка» — название местного речного моллюска, в перламутровой раковине которого вокруг песчинки образуется белоснежная жемчужина), что и дало монастырю наименование «Шаровкина». Инок Феогност скончался в 1545 г.; его погребение и ныне находится у южной алтарной стены соборного храма обители.
Будучи основан в центре владений князей Воротынских, монастырь пользовался покровительством этого видного рода. Царь Иоанн Грозный, высоко оценивая заслуги князя А.И. Воротынского, неоднократно делал вклады монастырю на его поминовение. Позднее царский двор и дворянские семьи — Чичерины, Юшковы, Волконские, Одоевские и другие — также делали большие вклады. Многие из них заканчивали свои земные дни в монастыре на Жиздре. Первоначальный храм обители был деревянным, но уже в середине 1550-х гг. вместо него был возведён Успенский собор с приделами апостола Иоанна Богослова и великомученицы Екатерины. В конце 1550-х г.г. в обители также построили тёплую церковь преподобного Сергия Радонежского с приделом на правой стороне во имя святителя Николая Чудотворца и с трапезной палатой. В 1567 г. игумен монастыря Прохор расписал придел Успенского собора и Сергиевскую церковь. Он же вместе с иконописцем Арсением написал и большинство икон для иконостаса собора.
При царе Феодоре Алексеевиче Шаровкин монастырь был приписан к Московскому Донскому монастырю, архимандриты которого начали возводить новые здания на берегу Жиздры. К середине XVIII в. каменные здания монастыря, как сильно обветшавшие, были перестроены. В ходе секуляризация церковных владений в 1764 г. монастырь вывели за штат. В 1776 г. обитель сгорела. После пожара настоятель и братия были переведены во Введенскую Макариевскую Жабынскую пустынь, а Шаровкин монастырь был упразднен. Монастырские церкви были обращены в приходские. В первоначальный период приход насчитывал около тысячи прихожан, будучи составлен из жителей четырёх близлежащих деревень и работников Песоченского завода. Успенский монастырский храм действовал как приходской вплоть до закрытия в 1937 г.
Во время Великой Отечественной войны, несмотря на оккупацию, обе церкви не были разрушены и практически не пострадали. В 1950-х гг. исследователь русской архитектуры архитектор Петр Дмитриевич Барановский вывез уникальные резные царские врата из иконостаса соборного придела Иоанна Богослова и передал их в музей Коломенское. Впоследствии вместо изначальных царских врат была выполнена их копия. В середине 1970-х гг. рухнул купол Сергиевского храма, после чего разрушение этой церкви ускорилось. В 1980-х гг. в алтаре Успенского храма стояли сельские лошади, стены были исписаны непотребными надписями, а придел Иоанна Богослова был замурован. С крыши соборного храма постоянно текло, поэтому в притворе стены были покрыты плесенью, а поверх земляного пола образовался толстый слой из грязи и гнилья.
С началом возрождения церковной жизни на рубеже XX-XXI в.в. постепенно силами верующих Успенский храм был приведен в лучшее состояние, при нём был образован приход и начались богослужения. Сергиевский храм к этому времени превратился в стены с грудой развалин. На 2013 г. при храме шло строительство дома для паломников и причта.
Не позднее 7 марта 2016 г. при бывшем Шаровкине монастыре было учреждено подворье Малоярославецкого Никольского Черноостровского женского монастыря. В том же году сюда прибыли сёстры из Черноостровского монастыря для возрождения обители и возобновления монашеской жизни.
https://drevo-info.ru/articles/13678083.html
Незаслуженно забытый Успенский Шаровкин монастырь, расположенный на кромке обрыва над старицей реки Жиздры у села Ильинское под Перемышлем, по праву можно назвать жемчужиной Калужской земли. Этот удивительный небольшой монастырь, основанный в начале XVI века местночтимым подвижником иноком Феогностом Шаровкой, как монастырь просуществовал сравнительно недолго, но, в то же время, пережил богатую и сложную историю.
Успенский Шаровкин монастырь был основан в центре владений князей Воротынских. Именно под их неусыпным попечительством были отстроены великолепные каменные здания монастыря. Были поставлены иконостасы, иконы для которых писал сам игумен Прохор, сложилась редкая библиотека. Огромные вклады по душам погибших князей Воротынских сделал и царь Иван Васильевич IV Грозный. И позднее царский двор, и дворянские семьи — Чичерины, Юшковы — делали большие вклады. Многие из них заканчивали свои земные дни в монастыре на Жиздре. Значение Шаровкина монастыря как духовного и культурного центра признавалось и позднее. При царе Феодоре Алексеевиче он был приписан к Донскому монастырю. Архимандриты столичного монастыря с любовью и заботой начали возводить новые здания на берегу Жиздры. Они заказывали здания по образцу лучших московских построек времени Петра Первого, нанимали артели лучших каменщиков и резчиков по белому камню. Среди мастеров, работавших на строительстве Шаровкина монастыря, есть имена, которые встречаются в документах по строительству таких выдающихся памятников архитектуры, как Новый Монетный двор в Москве, храм Рождества Богородицы в селе Подмоклово на Оке, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.
Всего в приходе было 302 двора, в которых насчитывалось 1746 жителей обоего пола.
В 1766 г., уже будучи заштатным, монастырь сгорел. После пожара настоятель и братия были переведены в Свято-Введенскую Макариевскую Жабынскую пустынь около Белева. В Шаровкином монастыре остались лишь уцелевшие каменные постройки — церковь Успения Божией Матери с приделом во имя Иоанна Богослова и церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского, ставшие приходскими.
История монастыря настолько интересна, что в 1863 г. Церковноисторическое описание Перемышльского Шаровкина Успенского монастыря составляет иеромонах Леонид, в будущем — архимандрит Леонид Кавелин, прах которого покоится в самом центре Троице-Сергиевой Лавры. Разработка проектной документации по церкви Успения Божией Матери проводилась в 2015-2016 г.г. в рамках Государственного контракта МК РФ с ООО «Специальная Научная Реставрационная Проектно-Производственная Мастерская» (Москва). Была проведена большая работа в архивах, выполнены натурные исследования памятника и разработан проект реставрации, согласованный и утвержденный в установленном порядке.
Своими земельными владениями Шаровкин монастырь обязан князьям Воротынским. Первое известное земельное пожалование обители относится к 1547 г., когда князь Александр Иванович Воротынский дал монастырю деревню Башкатову на речке Столбне (деревня запустела после Смутного времени) и «слободку Гордикову, да слободку Феденевскую, да слободку Зыкову, да слободку Яковлевскую Федорова да слободку Привалову». В 1550-х г.г. он же сделал большой вклад из своей вотчины в Новосильском уезде, впоследствии ее центром стало село Глубки. В это владение входили пашни, луга, леса и рыбные ловли. В Белевском уезде монастырь получил и еще одну крупную вотчину — село Стромки с деревнями, которое вложил князь Михаил Иванович Воротынский. Оба брата дали также монастырю луга и рыбные ловли на Жиздре. В 1584 г. сыновья князя Михаила Ивановича Воротынского дали в монастырь деревню Козменки.
В конце XVI в. Шаровкин монастырь заселил подмонастырскую слободу. Это произошло после 1564 г. («в приправочных книгах Ивана Яхонтова да Ондрея Бестужева 72 (1564) г. тово селца Слободки не написано»). Это была Слободка Ильинская, которая на протяжении веков меняла свой статус. На рубеже XVI-XVII в.в. новое поселение было селом с деревянной церковью пророка Илии. В слободке жили монастырские служки, выполняющие определенные работы: повар, рыбак, кузнец.
В Смутное время земли монастыря запустели, многие крестьяне были убиты или уведены в плен. Дозорная книга 1620 г. приводит ошеломительные данные о после «литовского разорения» запустевших крестьянских дворах, пустошах, которые были деревнями, о пашне, лесом поросшей, пустых мельницах и храмах. Из принадлежащих Шаровкину монастырю в Перемышльском уезде 26 селений в 1620 году были населены только 7. В них дозорщики насчитали только 18 дворов, 124 двора запустели после Смуты.
Согласно архивным материалам, во время существования монастыря внутри монастырских стен располагались кроме храмов жилые покои настоятеля и братские кельи, многочисленные хозяйственные постройки. За оградой монастыря на примыкающей территории были устроены конные и скотные дворы, обширные фруктовые сады. В 1620 г. на территории «… церкви обе и трапеза и колоколница каменные… На монастыре кельи игуменская да келарская, келья козначеева да изба гостиная, да изба поваренная. На монастыре двор конюшеной, около монастыря ограда каменная … В монастыре ж два сада десятины две, а кругом садов тын». На территории около монастыря упоминаются также следующие постройки: «за монастырем конюшеной дворец, а на дворе изба, живут служки да конюхи, да за монастырем был коровей дворец, а ныне пуст, да возле монастыря два сада старые Яблоновые да вишневой, десятины две ж». В подмонастырской вотчине по переписной книге 1678 г. насчитывалось 69 крестьянских дворов.
По описи 1684 г., в монастыре также имелись 4 жертницы, полные хлеба, внутри был разведен сад с яблонями, грушами и сливами, за стенами находился второй сад на две десятины, а кроме того был посажен хмельник. На конюшенном дворе стояло 6 породистых и 18 рабочих лошадей, скотный двор был наполнен коровами, овцами, свиньями. По приходной книге 1702 г. казначея монаха Феофана, монастырь успешно продавал сельскохозяйственную продукцию. «Продано орехов десеть четвертей, взято за них деветь рублев с полтиною». Продавали в этом году «рогатую скотину» — две коровы, 3 подтелка (всего за 10 рублей), а также сорок баранов, двадцать свиней (6 рублей 70 копеек). По межевым книгам 1687-1689 г.г.: «В той же меже озер с рыбными ловлями: озеро Бирилева Тишь князь Михайлово, озерко Козловское, Озерко Подгорное Тишь, Мытовая Тишь, Афремово, озерко Романово, Малая Тница, Романова Тишь, Гордиково. Да к Шаровкину монастырю река Жиздра оба берега с рыбными ловлями от Усть верхнего истоку князь Михайлова озера вниз до Гордиковского старого перевозу, что езживали ис Перемышля в Лихвин, а от того Гордиковского старого перевозу вниз рекою Жиздрою до починка Афонки Палкина, правой берег с рыбною ловлею, а левой берег девича Егорьевского монастыря, что в Перемышле. Да к Шаровкину монастырю за рекою за Жиздрою с правой стороны озер, коих в монастырской вотчине к сельцу Нижнему Олопову прилегло: озеро Дубовое, озерко Исацкое, озеро Плеское, Тишь новая да к Шаровкину ж монастырю за рекою ж за Жиздрою в заповедном лесу у села Покровского озер с рыбными ловлями: озеро Липовское, озерко Коростышево, озерко Тесное, озерко Синеево, озерко Судожна». В Донской монастырь, к которому обитель на Жиздре была приписана в 1684 г., поставлялись натуральные продукты: мука с монастырских мельниц, ягоды (в основном брусника), мед, и особенно много разнообразной рыбы.
Во главе вотчин стояли приказчики, назначаемые монастырем. В наказе властей Шаровкина монастыря слуге Михаилу Ларионову, при назначении его приказчиком в белевскую вотчину село Стромок (1696 г.), описаны все формальные отношения с крестьян, доходы в пользу приказчика, судебные издержки в спорах, пошлина на свадьбу, подношения на праздники и даже обязанность крестьян звать приказчика на пир. Приказчик же должен был «в тех вотчинах о монастырском всяком деле и пашне радеть, и меж крестьян всякая расправа чинить, и от старой монастырской земли и от обид крестьян оберегать… А судить ему, прикащику, суд, чтоб тут были староста и выборныя люди, а судить бы ему, прикащику, в правду — правого не винить, виноватого не править, чтоб ему, прикащику, все чинить против сего нашего наказу». Позднее, с расширением братии монастыря, обязанности руководителей отдельными вотчинами взяли на себя «посельские старцы». В расходной книге 1722 года указано жалование таких монахов: «Перемышлской вотчины села Варваренок ттоселскому монаху Дорофею рубль. Белевской вотчины села Стромка поселскому монаху Никону рубль. Новосилской вотчины села Глубок поселскому монаху Никифору осмь алтын две денги».
Значительный доход монастырь получал от сдачи в аренду мельниц. В 1702 г. их было четыре. В Белевском уезде на речке Мезгея (оброк 18 рублей в год), в сельце Нижнем Олопове на речке Столбне (6 рублей), в деревне Кузменках на речке Пторе (20 рублей), в деревне Митино на речке Песочне (8 рублей). На Жиздре монастырю принадлежал перевоз, который сдавался в аренду. Обилие озер и стариц, которые в этих местах назывались «тишь», с рыбными ловлями, также давало доход. В 1716 г. было «всего за тем Шаровкиным монастырем в селе Ворваренках, в сельце Петровском в деревне Погореловой, в сельце Нижнем Олопове,в деревне Каменках двор монастырский да крестьянских» — сто дворов, «да нищецких восмь, да солдацких три двора».
Жилые помещения в монастыре почти не менялись по характеру. Это были деревянные одноэтажные кельи, одинарные или двойные, которые разделялись сенями. В 1718 г. в монастыре строили новые кельи. Плотники были вызваны из белевского села Стромки. Возводился отдельный корпус для бывшего казначея Донского монастыря Филарета, который стал наместником в Шаровкиной обители. Опись 1729 г. показывает целый комплекс жилых помещений, благоустроенных, со стеклянными окончинами и изразцовыми печами. «Кельи властелинские, поземные о пяти жилъях, промежду ими сени проходные мшаные, крыты тесом. А в тех кельях три печи ценинных, а четвертая муравленая. У тех кельях семнадцать окон косящатых, в тех окнах окончины стеклянные, оболончатые. В дверях затворы на железных петлях, двенатцать дверей на железных подставках, скосы и задвишки, в четверых дверях замки нутреные, на задворке кухня, крыта дранью. Кельи филаретовские двойные, промежду ими сени проходные, мшеные, крыты тесом. На задворке кухня, крыта тесом. Да сарайчик, где ставятся коляски. Келья брацкая, другая сторожевая, промежду ими сени поземные, крыты дранью, в них печи кирпичные, три окна, косящятые оконницы стеклянные, оболоничные, шесть окон волоковых со окончеными стеклянными. Кельи с комнатою и с сенми, крыты дранью, две печи ценинные, семь окон косящатые, оконницы стеклянные, оболоничные, окно волоковое со оконченою. На задворке кухня, крыта дранью. Келья брацкая со комнатою и сенми, крыта дранью, печь кирпичная. В оной келье пять окон косящатых со оконченами стеклянными, облончатыми. Кельи двойные с сенми, крыты дранью, а в оной келье четыре окна косящатых, окончены стеклянные, оболончатые. А оныя кельи против церкви Сергия Чюдотворца».
Опись 1729 г. показывает и довольно большую пасеку: «В саду пчелинаго заводу дватцать четыре улья с пчелами». В 1763 г. жилые здания монастыря выглядели гораздо скромнее: «Настоятелская келья об адном апартаменте, длиною 8, широтою 2 сажени 1 аршин, в ней два покоя. Брацкая об одном апартаменте, длиною и с сенми 6 сажен 2 аршина, широтою 2 сажени 1 аршин». В 1763 г. были составлены подробные, так называемые «офицерские» описи имущества всех монастырей. Но кроме этого, были подсчитаны все доходы с земель и хозяйства. Сохранился отрывок документа с перечислением оброков с вотчин Шаровкина монастыря. Основной доход обитель получала от большого производственного комплекса, поставленного на сданной в аренду в 1742 г. земле на реке Песочне.
История Песоченского (Митинского) чугунолитейного завода началась с 1742 г. Компания московских первой гильдии купцов Ивана Кирилловича Баташева и братьев Дмитрия и Михаила Ивановичей Митрофановых занималась винокурением. На берегу речки Песочни они тоже задумали построить винокуренный завод. Но обнаружили, «что удобно то место к построению железных водяных заводов, потому что имеютца разных помещиков дикие и непроходимые леса». Земля была нанята у Шаровкина монастыря.
По документам, у монастыря с управляющим завода Д.И. Митрофановым были многопрофильные отношения. «У деревни Митино отдано в прошлом 1742 г. генваря с 10 числа впредь на 20 лет генваря по 10 число прошлого ж 1762 г. под строение железного заводу московскому первой гильдии купцу Димитрию Иванову сыну Митрофанову и речки Песочной и у Митенки монастырской земли 5 десятин да подле р. Аки в лугу, называемом Оспе, 10 десятин, да для ссыпки хлеба у реки Жиздры по строение дву анбаров, где имеет он струговою пристань да при оном же заводе монастырская мелница об одном поставе, за которую землю, сенные покосы и мелницу ималось оброку в год по 110 рублев. А прошлого 1762 г. и поныне оной Митрофанов оною землею, сенные покосы и мелницею владение имеет. Да сверх того оброку безденежно и безлопаточно во оной Шаровкин монастырь и во отпуск в Донской монастырь мололось всякого хлеба по 200 четвертей в год. Да на речке Песочне в урочище Яковлеве построена от того ж купца Димитрия Митрофанова толчея и при той толчее отдано сенного покосу одна десятина из оброку с прошлого 1761 году генваря с 10 числа впредь на 5 лет, будущего 1766-го генваря по 10 число, за которую толчею и сенные покосы шлется оброку в Донской монастырь по 5 рублей в год».
Официальных отношений с владельцами заводов у приходских храмов села Ильинского после секуляризации церковных земель быть не могло. Но владельцы Песоченского завода во многом помогали церкви. Большие вклады на строительство делала А.Г. Тимирязева и братья Криворотовы в конце XIX в. Секуляризация церковных владений 1764 г. внесла значительные перемены в жизнь верховий Оки, региона, который по традиции называли «монастырщиной». Тысячи монастырских крестьян стали государственными и были переведены на необременительный оброк. Села и деревни, ранее принадлежащие монастырям, поступали в полное распоряжение Коллегии Экономии и стали называться экономическими. Основные средства к существованию сельское духовенство получало от треб и традиционных пожертвований в натуральной форме от прихожан. Монастыри были разделены на классы, а часть их была выведена за штат и должна была существовать на собственные средства. В их число был определен и Шаровкин монастырь. После упразднения Шаровкина монастыря в 1776 г. за двумя приходскими храмами в с. Ильинском был оставлен земельный надел, которым пользовался причт Успенской и Сергиевской церквей. Было проведено межевание земель и составлены планы, некоторые из которых сохранились в Калужском архиве.
Анализ земельных документов Перемышльского уезда с 1782 по 1917 гг. показал, что этот надел оставался всегда одинаков — 61 десятина с саженями, число которых при разных подсчетах незначительно менялось. Приход храмов составляли жители села Ильинского, деревень Митиной, Добринки и Ермашевой, а также все работники Песоченского завода. В 1815 г. в 129 дворах насчитывалось 458 душ мужского пола, а всего в приходе было около тысячи прихожан.
По обследованию 1897 г., в приходе храмов на Жиздре были селения: село Ильинское (69 дворов, 205 душ м.п., 209 душ ж.п.), сельцо Митинка (61 двор, 170 душ м.п., 196 душ ж.п.), деревня Ермашевка (38 дворов, 132 души м.п., 166 душ ж.п.), деревня Добринка (20 дворов, 75 душ м.п., 72 души ж.п.) и деревня Песоченский завод (114 дворов, 312 душ м.п., 209 душ ж.п.). По тому же обследованию, зажиточность крестьян можно установить по наличию скота в каждом дворе (кроме рабочих завода). Так, в Ильинском на 69 дворов было 110 лошадей и 104 коровы, в Митинке на 61 двор было 105 лошадей и 71 корова, в Ермашевке на 38 дворов 77 лошадей и 67 коров, в Добринке на 20 дворов 44 лошади и 50 коров. Эти цифры показывают, что приход храмов села Ильинского до 1917 г. был не только многочисленным, но и вполне зажиточным.
В 1776 г. был составлен Геометрический специальный план села Ильинского с деревнями. На плане четко очерчены границы и поставлены размеры в саженях вдоль границ территории, выделенной Перемышльским духовным ведомством церковному причту. Территория внутри монастырской ограды показана контуром без размеров. Судя по всему, к моменту составления плана ограда уже утратила свое функциональное значение. В 1809 г. была выполнена копия плана 1776 г. с внесением некоторых дополнений. Так, пострадавшие в пожар 1774 г. храмы были показаны условно, как здание с крестом без купола. Границы участка, выделенного причту, и границы территории внутри бывшей монастырской ограды сохранились без изменений. Анализ архивных документов показал, что закрепленные за церквями участки сохранялись до 1917 г.