ИКОНОСТАС XVIII ВЕКА в Троицко — Гледенском монастыре (близ Великого Устюга).
«В 1659 году в Троице-Гледенском монастыре на холме построили один из самых и совершенных по архитектурным формам на Русском Севере каменный Троицкий собор. Освящен он был не ранее 1705–1710 годов. Сначала собор был одноглавым, теперь его венчают пять граненых главок. На фасадах — очень красивые многоцветные изразцы. Центральный вход в собор — через арку шатровой колокольни, расположенную на середине западного фасада. Когда-то на колокольне было десять колоколов, самый большой из которых весил 80 пудов. Судя по описи XVIII века, на колокольне раньше были «ходовые часы». С трех сторон храм окружают двухъярусные крытые паперти.
Иконостас в стиле барокко восемь лет (с 1776 по 1784 годы) строили на пожертвования устюжан устюжские, тотемские и вологодские резчики и иконописцы. В нем — пять ярусов, много деревянных скульптур, сделан он на европейский манер: тотемские мастера в конце XVIII века подражали питерским мастерам, а те, в свою очередь, перенимали европейскую моду. Отсюда — вычурные формы, большие деревянные композиции, колонки, пилястры, много золота, множество фигур ангелов, херувимов, виноградные гроздья, завитки и даже зеркала!
Судя по описи 1785 года, в Троицком иконостасе были установлены эти нехарактерные детали. Как такое возможно? Главное украшение иконостаса — царские врата с деревянными скульптурами четырех евангелистов, которые держат клеймо с образом Благовещения Богородицы. Так вот, фоном для них тотьмичи, вдохновленные, возможно, убранством санкт-петербургских дворцов, выбрали зеркальные пластины. Ну конечно, долго они в иконостасе не продержались — слишком уж светский декор получался, так что скоро зеркала убрали.
Иконостас Троицкого собора выглядит несколько «светским» — даже иконы здесь напоминают картины в пышных рамах. А чего стоят три царские короны в убранстве иконостаса! Причина их появления — тоже отчасти светская. В XVI веке, когда великие князья московские стали именоваться царями, их начали называть помазанниками Божиими, подводя под это глубокий богословский смысл. Царская корона стала символом постоянного присутствия царя в православном храме. Позже, в XVIII веке, когда был введен титул императора, короны стали появляться и в церковных интерьерах, и в иконостасах. Кроме того, три короны — это еще и символ Святой Троицы.
В 1925 году монастырь упразднили. Троицкий собор с иконостасом как памятник архитектуры закрепили за музеем, остальные монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом престарелых.
В начале 1980-х годов весь комплекс зданий монастыря был передан музею.»
(текст взят на сайте журнала «Фома»).