Икона Божией Матери «Всем скорбящим радость» впервые прославилась как чудотворная в XVII веке. Первое чудо от нее совершилось в 1648 г. над больной Евфимией, родной сестрой патриарха Иоакима, жившей на Ордынке. Она жестоко страдала раной в боку. Рана была так велика, что видны были внутренности. Больная ждала смерти, но в то же время не теряла надежды на помощь Божественную. Однажды, попросив приобщить ее Святых Таин, она с великой верой стала взывать к Пресвятой Богородице:
— Услыши меня, Всемилостивая Владычица! Весь мир Тобой хвалится; и все приемлют нескудные милости Твои. Достойна я наказания по беззакониям моим, но не накажи меня гневом Твоим. Призри на лютую немощь мою и помилуй меня.
После этой молитвы больной был голос:
— Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?
— Где же найти мне такую Целительницу? — отвечала Евфимия, изумленная голосом.
И был ответ:
— Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление.
Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего.
Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного на нее этим явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения, на Ордынке, есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия исцелилась, и 24 октября установлен праздник в честь этой иконы в память совершившегося в этот день исцеления.
Есть мнение, что первоначальный образ Богоматери «Всех скорбящих Радость» перевезен был в Петербург царевной Наталией Алексеевной и есть именно тот образ, который стоит в Скорбященской церкви, на Шпалерной. Но, кажется, ближе к истине те, которые утверждают, что первоначальный образ остался в Москве.
Однако, несомненно, что этот чудотворный образ наши предки знали и почитали гораздо раньше. Сведений о происхождении образа Богоматери Всем скорбящим Радость сохранилось крайне мало. В Свято-Успенской Киево-Печерской лавре, при лаврской больнице, в храме во имя святителя Николы Чудотворца, находится очень древний чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Всем скорбящим Радость». Правнук великого князя Ярослава Мудрого (ок. 978-1054 гг.) и сын князя черниговского Давыда Святославича (1050-1123 гг.), Никола Святоша (ок.1080-1143 гг.), устроил святые ворота, а в 1107 году постригся в иноки в Киево-Печерской обители и сам нес послушание вратаря. Он стал первым из русских князей, принявших монашеский постриг. Здесь же князь-инок построил больницу и приставил к ней своего врача Петра. При больнице Никола служил больным около тридцати лет. К северу от святых врат, за двором лавры, находится основанный им же больничный монастырь с храмом во имя святителя Николы. В этой церкви и находится чудотворная икона Богородицы «Всем скорбящим Радость». Считается, что этот образ поставлен здесь самим благоверным князем.
Существует предание, что еще с древних времен нуждающиеся получали исцеление от пречистого образа Богородицы. Предание сообщает, что находившийся у ворот больницы вратарь несколько раз видел по ночам, как некая Женщина приходила в больницу, и заметил, что после всякого такого посещения кто-нибудь из больных получал здравие. Он принялся узнавать у больных, кто эта Женщина. Те же отвечали, что и они видели, как Она приходила, а на вопрос, кто Она, получили от Нее ответ: «Я — скорбящим Радость». Тогда сторож решил проследить за таинственной Посетительницей. Однажды ночью он увидел, что мимо него прошла эта Женщина и зашла в больницу, где лежал серьезно больной инок, уже приготовившийся к переходу в вечность. Сторож отправился к болящему и на стене над умирающим монахом заметил в отблеске лунного сияния изображение Божией Матери. Только тогда вратарь понял, что он удостоился увидеть Богоматерь. Он упал на колени и принялся горячо молиться Пресвятой Богородице. Больной инок тоже удостоился зреть Богородицу, которая даровала ему скорое исцеление. После видения он впал в глубокий сон, проспал несколько дней и пробудился совершенно здоровым.
В ХIХ веке прославилась икона «Всех скорбящих Радость», находящаяся в деревне Клочки, возле Санкт-Петербурга, недалеко от Стеклянного завода. Образ этот сначала пребывал в часовне и пожертвован сюда одним купцом Матвеевым, имевшим свою торговлю на Стеклянном заводе. Прежде же икона эта составляла фамильную собственность купцов Куракиных, из семейства которых происходила мать Матвеева. Благочестивое предание говорит, что образ неизвестно откуда приплыл по Неве к месту перевоза через эту реку и здесь, прибитый волнами, был взят Куракиным.
Прославление иконы в первый раз последовало 23 июля 1888 г. В этот день над Петербургом и его окрестностями разразилась страшная гроза. Молния с силой ударила в часовню у Стеклянного завода, обожгла внутренние стены, но не коснулась образа Богоматери несмотря на то, что другие иконы были опалены пламенем, а кружка для сбора подаяний совершенно разбита. Образ Владычицы прикреплен был в часовне в углу на шнурке. От громового удара икона спустилась на землю, причем лик Богоматери, сильно потемневший от времени и копоти, как бы просветлел и обновился. Двенадцать же медных монет из разбитой кружки каким-то образом оказались прикрепленными в разных местах к образу.
К вечеру того же дня весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, и на другой день с раннего утра и до позднего вечера народ в великом множестве окружал часовню, удивляясь необычайному знамению милости Божией. В полдень приглашен был причт из Борисоглебской церкви, у Калашниковской пристани, который, с разрешения митрополита Исидора, начал совершать молебны. С каждым днем богомольцев прибывало все больше и больше. Из Петербурга слух о святой иконе распространился по всей России. С разных сторон стали прибывать богомольцы. И милость Божия вскоре прославила образ Богоматери дивными чудотворениями.
В 1890 году, 6 октября, все молящиеся в часовне были свидетелями поразительного исцеления 14-летнего отрока Николая Грачева от припадков и расслабления рук. Врачи признали неизлечимой его долголетнюю болезнь. Однажды комната больного ярко озарилась сиянием неземного света, и отрок увидел Пречистую Деву, Николая Чудотворца и еще некоего святителя в белом клобуке. Богоматерь повелела отроку ехать в часовню и сказала, что только после этого он исцелится. Отрок исполнил повеление. Прибыв в часовню, больной приложился к образу, и падучая болезнь оставила его — руки его получили силу и с того времени больной стал совершенно здоров. В 1891 году, 17 февраля, по молитве перед тем же образом исцелилась одна женщина, Вера Белоногина. Несчастная в продолжение шести лет страдала грудными болезнями, опухолью и болезнью горла. Врачи признали у нее неизлечимую горловую чахотку и объявили ей, что голос свой она уже навсегда потеряла. Тогда больная возложила все свои надежды на одну только помощь Божию. Она слышала рассказы о дивных проявлениях милости Богоматери в Скорбященской часовне и решила отправиться на поклонение святой иконе. Отслужив здесь молебен и возвратясь домой, больная погрузилась в глубокий сон. И вот во сне она вдруг ясно услышала повеление таинственного гласа, говорившего ей:
— Сходи в часовню, отслужи молебен, молись еще усерднее, и к тебе вернется голос.
Вера исполнила повеление и вторично отправилась в часовню. Возвратясь домой, она уже громким голосом могла сказать своему мужу:
— Я совершенно здорова.
В настоящее время Скорбященская икона чтится в России повсеместно, привлекая к себе множество богомольцев. Ежедневно в часовню приходит несколько телеграмм и писем с просьбой отслужить молебен перед образом за обиженных, угнетенных, страждущих и т. д. Почитается образ и инославными христианами, и местный причт, не отказывая в их просьбе помолиться, просит Господа даровать каждому просимое по его вере.
В 1893 году, 13 марта, Скорбященская часовня удостоилась Высочайшего посещения императора Александра III. Благочестивый царь приложился к святому образу и в знак своей признательности подарил участок земли, принадлежавшей кабинету Его Величества, для построения на ней каменного храма, заложенного в том же году; 2 августа 1898 года последовало освящение новой церкви, созданной в честь Богоматери «Всех скорбящих Радость». По правую сторону от главного иконостаса, на месте, где в храмах обычно устраиваются приделы, поставлен большой киот для помещения в нем чудотворного образа. Икона же оставлена в часовне и переносится в храм, в этот киот, во время Богослужения.
Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Лик Ее несколько склонен в левую сторону. Верхняя одежда Богоматери темно-синего цвета, а нижняя — темно-красного. Глава Ее украшена золотистым нимбом и облечена в белое покрывало. Над Ней в облаках восседает Спаситель, держащий в левой руке св. Евангелие, а правой благословляющий. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. Икона в вышину около 10, а в ширину — около 7 вершков.
Существует чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Ивановском Московской губернии.
О первом чуде от этого образа существует следующий рассказ.
В деревне Костюшиной Московской губернии семь лет страдала внутренней болезнью крестьянка Ирина Петрова. Врачи не могли ей помочь. Тогда ее мать посоветовала дочери обратиться с молитвой к Господу и взять из церкви села Ивановского, которая тогда разбиралась, одну из икон Богоматери. Так как все они уже были розданы, то больная решилась написать новую икону. Но ей не пришлось осуществить своего намерения. Однажды во сне она увидела, что для сбора подаяний пришел помощник старосты из села Ивановского и на блюде у него лежала икона такого древнего письма, что трудно было рассмотреть само изображение. Пришедший обратился к болящей с таким вопросом:
— Зачем ты не просишь оставшихся старых икон?
— Слышу, что их нет, — отвечала больная. Тогда явившийся посоветовал ей просить икону «Всех скорбящих Радость» и обещал, что по молитве перед этим образом она получит здравие. Больная отслужила молебен в своей приходской церкви перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Через некоторое время Ирина снова получила откровение. Во сне явилась ей светообразная Жена, Которая еще настойчивее советовала болящей отыскать Ее образ, уверяя, что от него она получит исцеление. В противном случае, если болящая не позаботится о приобретении этой иконы, то она подвергнется еще большим страданиям. Ирина, пробудившись от сна, немедленно же отправилась в село Ивановское и всем рассказала о бывшем ей видении. Но там все уверяли ее, что старые иконы уже розданы. Священник предлагал болящей взять икону от царских врат, но Ирина не согласилась.
Она возвратилась домой. Спустя некоторое время она снова увидела во сне одного мужа, который оказался ее умершим деверем. Он упрекал Ирину в нерадении и, приведя ее в некую храмину, показал образ Богородицы «Всех скорбящих Радость».
После этого откровения болящая еще раз попросила в селе Ивановском поискать старую икону. Тогда староста, по ее неотступной просьбе, пошел искать, и, против ожидания, в храме найдена была одна икона Богоматери. Больная лишь только взглянула на образ, как тотчас же узнала в нем виденное ею во сне изображение. Ирина просила священника отслужить перед иконой молебен и после усиленной молитвы здесь же получила исцеление.
Слух о чуде быстро распространился по окрестным селам, и к образу потекли толпы народа, чающего утешения, заступления и помощи Царицы Небесной.
Почитается икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и в Тобольске.
В 1819 году один тобольский купец, Иван Васильев Пиленков, бывший прихожанином Воскресенской Захарьевской церкви, отправился по своим торговым делам на Оренбургскую линию. В пути с ним случилось несчастье. По дороге в г. Троицк везшие его лошади чего-то испугались, свернули с дороги и так понесли, что седоку каждую минуту угрожала опасность убиться до смерти. Отчаявшийся в спасении купец быстро в своем уме стал изыскивать все средства к избавлению от гибели. Вспомнил Пиленков и об иконе «Всех скорбящих Радость», находившейся в его приходском храме. С горячей молитвой обратился он к Пресвятой Богородице, обещая в случае Ее милостивой помощи устроить для иконы новую серебряную ризу и установить в честь нее особое празднество. И лишь только он окончил свое моление, как лошади побежали тише и скоро совсем остановились. Когда купец возвратился в Тобольск, он немедленно явился к Тобольскому епископу Амвросию (Келембету) и поведал ему обо всем случившемся с ним в дороге. При этом он испросил архипастырское благословение на установление ежегодного празднества в Захарьевской церкви 24 октября в честь образа «Всех скорбящих Радость». В 1830 году купец этот устроил на икону новую серебропозолоченную ризу, весом в 6 фунтов 13 1/2 золотников, украшенную жемчугом и другими драгоценными камнями.
С того времени началось усердное почитание этого образа. В настоящее время он носится по домам всего города. Торговцы гостинного двора ежегодно приносят эту икону в свои ряды и служат перед ней молебен. Редкий из рыбопромышленников отправляется из Тобольска на низовья реки Оби, к Березову и Обдорску, не приняв у себя на судах икону Богородицы и не испросив Ее помощи в своем деле.
При Захарьевской церкви ведется запись многочисленных чудотворений от этого образа. Вот два из них.
В 1859 году вдова Анна Лонгинова Цветкова подверглась тяжкой болезни. Сын ее пригласил врача, но тот не мог подать больной никакого облегчения. Болящая уже причастилась, соборовалась и, простившись с родными, ожидала смертного часа. Все решили, что она не доживет до утра. Но на рассвете она вдруг говорит, обращаясь к своему сыну:
— Сходи скорее в церковь, отслужи молебен Богоматери «Скорбящих Радость» и принеси мне святой воды.
Сын немедленно исполнил это повеление, и больная, испив воды, вскоре же совершенно оправилась от своего недуга.
Около того же времени в деревне Усольцовой, находящейся в 12 верстах от Тобольска, появилась гнилая горячка. Губительная болезнь уносила в могилу ежедневно по нескольку человек. Прислали в деревню врача, но помощи никакой от того не последовало. Тогда жители Усольцовой всецело возложили свои надежды на помощь Божию и решили прибегнуть к молитвенному предстательству Пресвятой Богородицы. Они поспешили поднять из городской Воскресенской церкви Скорбященскую икону Богоматери. Несмотря на зимнюю стужу, все жители той деревни несли образ до самой Усольцовой с открытыми головами, и здесь в каждом доме перед образом было совершено молебствие с водосвятием. Вскоре после этого зараза оставила их деревню.
Икона Тобольская очень древнего письма. Мера ее: в длину один аршин и в ширину — три четверти аршина. Богоматерь изображена на иконе во весь рост, без Предвечного Младенца. Она простирает Свои руки над окружающими Ее страждущими различными недугами. Позади видны по три ангела с каждой стороны, парящие над страдальцами и держащие в руках развернутые свитки с надписями: «алчущих кормительнице», «нагих одеяние», «больных исцеление», и т. д. Икона украшена сребропозолоченной ризой. Корона переливает цветами драгоценных каменьев и страз. Убрус вынизан крупным и мелким жемчугом и украшен алмазиками, горным хрусталем и другими камнями. Две звезды на персях и на запястье — из крупных аметистов со стразами. Святая икона вставлена в вызолоченную и украшенную резьбой раму и помещается в иконостасе придела во имя праведных Захарии и Елизаветы Воскресенской церкви. Время написания образа неизвестно, но имеющаяся на ней надпись гласит, что в 1752 году было совершено поновление иконы.
Существует почитаемый образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Санкт-Петербурге.
Царевна Наталия Алексеевна, родная сестра императора Петра Великого, в 1711 году сделала список с иконы «Всех скорбящих Радость» и взяла ее с собой в Санкт-Петербург. Во время войны Петра Великого с турками этот образ был в рядах русского войска. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Пруте построил при дворце царевны храм Воскресения Христова и в нем поставил икону.
При этом дворце вскоре устроены были два первые богоугодные учреждения в Санкт-Петербурге: больница и богадельня с особым отделением для приема младенцев-сирот и подкидышей. Царица Елисавета Петровна воздвигла на месте прежнего храма каменную церковь, освященную 24 октября, и перенесла в нее чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Впоследствии этот храм был обращен в приходскую церковь, которую любила посещать императрица Екатерина Великая, возымевшая особенное благоговение к этому образу с тех пор, как в Санкт-Петербурге свирепствовала оспа, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича и прекратившая свое губительное действие в столице по молитвенному заступлению Царицы Небесной.
На поклонение этому чудотворному образу со всех сторон и в великом множестве стекаются ищущие покрова Владычицы. К ней прибегают и особы нашего царского семейства. Для беспрепятственного доступа богомольцев храм, в котором находится эта икона, с раннего утра и до позднего вечера остается незапертым.
Царевна Наталья обложила чудотворную икону сребропозолоченной ризой, украшенной жемчугом и драгоценными каменьями. В царствование Екатерины Великой риза эта была заменена более прочной, и в нее перенесены все драгоценности и святыни, бывшие на старой. Икона Богоматери помещается в отдельной нише, по правую сторону иконостаса, на возвышенном пьедестале, и вставлена в резной позолоченный киот, вделанный в бронзовую позолоченную раму с зеркальным стеклом.
Икона писана на кипарисной доске, на наложенном поверх нее загрунтованном холсте. Богоматерь изображена во весь рост с Предвечным Младенцем в левой руке.
В 1858 году на образ устроена была нынешняя золотая риза, на место прежней, пришедшей в такую ветхость, что из нее стали выпадать жемчужины.
Почитается образ Богородицы «Всех скорбящих Радость» и в Твери.
В Тверской кладбищенской церкви «Живоносного Источника» находится святочтимый образ Богородицы «Всех скорбящих Радость», написанный на древней цельной сосновой доске в 1 аршин 3 четверти вышиной и 1 аршин шириной. Живопись изобличает искусного художника и хорошо сохранилась без всяких поновлений. Помещается образ в иконостасе южного придела, на столбе за северной дверью. Об этой иконе сохранились следующие исторические известия.
Сначала она находилась в богадельническом храме «Живоносного Источника», построенном архиепископом Тверским Митрофаном (Сложвинским). Церковь эта стояла на большой дороге, около самой богадельни, устроенной тем же святителем для призрения престарелых лиц духовного звания. Церковь существовала до 12 мая 1783 года, когда городская часть Твери, собор, все храмы и многие здания сделались жертвой опустошительного пожара. Сгорела и церковь богадельни» но Богоматерь избавила от пламени Свой образ. По высочайшему повелению императрицы Екатерины Великой, после пожара назначили особую комиссию, которой поручено было заняться воссозданием опустошенного города Твери.
Священнику церкви при богадельне, лишившемуся места и средств к жизни, позволено было поставить на добровольные подаяния небольшую деревянную часовню на месте, отведенном для кладбища, недалеко от речки Лазури. В этой часовне была поставлена и чудотворная икона Богоматери «Всех скорбящих Радость». На следующий год этот иерей пристроил к часовне алтарь, вследствие чего получилась маленькая церковь. В 1765 г. этот храм был освящен во имя «Живоносного Источника».
Скоро св. образ прославился и многими чудотворениями, совершавшимися над страждущими и больными, с верой притекавшими под молитвенный покров Богородицы. Особенно проявилась благодать от честного образа во время холеры в 1848 и 1853 годах. Благодарные жители по окончании холерной эпидемии устроили на икону «Всех скорбящих Радость» серебряную вызолоченную чеканной работы ризу.
В Твери долго сохранялся обычай ежегодно вносить благодатный образ в свои дома для служения перед ним молебнов.
Существует интересное сказание об образе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Воронеже.
В этом городе, в Богословской церкви, с давних времен находится чтимая икона Богоматери «Всех скорбящих Радость». Размеры ее — 1 1/2 аршина в вышину и 5 четвертей в ширину. Изображение Богоматери написано во весь рост. На левой руке Она держит Предвечного Младенца. По сторонам Ее находятся изображения страждущих и болящих, обращенных лицами к Пресвятой Богородице. Образ весьма древней живописи и украшен сребропозолоченной ризой, унизанной драгоценными камнями. Об этом образе Богоматери «Всех скорбящих Радость» сохранилось следующее сказание.
Со времени Петра Великого в Воронеже поселилось множество иностранцев, сильно влиявших на ослабление веры и нравственности в народе. Воеводой в этом городе тогда был хотя и русский человек, но не отличавшийся религиозностью. Однажды этот воевода, отправляясь со своим адъютантом в цейхауз, проезжал мимо Богословской церкви, в которой в это время совершалась литургия. Адъютант предложил своему начальнику войти в храм и приложиться к чудотворной иконе. Воевода же на это предложение с насмешкой сказал:
— У вас все чудотворно.
Дорога к цейхаузу шла по реке. Когда путники плыли уже по ее водам, то гнев Божий разразился над богохульником. Погода внезапно переменилась. Поднялась сильная буря. Вода начала заливать уже дно лодки. В безмолвном ужасе воевода посмотрел на своего адъютанта и выразил согласие заехать прежде в церковь и помолиться Богоматери. С великим трудом они причалили к берегу и поспешили в храм. Здесь они отслужили молебен перед чудотворным образом и после него благополучно доехали до цейхауза.
Празднество этой иконе совершается еще на третий день праздника Святой Троицы.
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Кирсанове Тамбовской губернии.
Сюда икона перенесена была из Керченска Пензенской губернии в 1775 г. Образ обращал на себя внимание правильностью и выразительностью старинной живописи XVIII века. До 1800 года он был украшен серебряным венцом. В этот же год последовало первое его прославление.
18 марта в Кирсановскую соборную церковь Успения ночью проник святотатец — мещанин Петр Феодоров Курилов. Обходя храм и снимая с образов драгоценности, он приблизился и к образу Богоматери «Всех скорбящих Радость» с намерением снять с нее серебряный венец. Но лишь только он простер руку, как был поражен несколькими ударами и в страхе упал перед образом. Поднявшись, он оставил в храме все награбленное и поспешно удалился. Чудесное это явление вскоре же стало известно всему городу.
Через некоторое время от этой иконы совершилось другое чудо. Один кирсановский гражданин, подвергшийся опасной болезни, лежал на одре и уже готовился к переходу в вечность. Осталась одна только надежда на Божественное милосердие, и болящий с верой обратился к Богоматери. По Ее предстательству перед Сыном Своим он вскоре же получил исцеление. В благодарность за это он украсил образ Богоматери серебряной ризой с позолоченным венцом.
В России существуют и другие чудотворные и местночтимые иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» .
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Больше-Охтенской церкви в Санкт-Петербурге.
В 1873 году подверглась расслаблению всего тела одна старица Акилина Чергунцова. Три года без движения она лежала в тяжком своем недуге. Однажды болящая получила во сне откровение о том, что она выздоровеет от своей болезни, если помолится перед иконой «Всех скорбящих Радость». При этом было указано и местонахождение забытого всеми образа Богоматери. Несколько раз повторялось это видение. Тогда больная попросила принести к ней указанную ей икону. Помолившись перед Владычицей мира, недужная вскоре исцелилась от своей болезни.
С разрешения епархиальной власти эта икона была перенесена в Свято-Духовскую Больше-Охтенскую церковь в Санкт-Петербурге, где находится и доныне. Помещается здесь она за левым клиросом главного алтаря на аналое. Размеры ее — 8 вершков вышины и 6 — ширины. Образ украшен сребропозолоченной ризой.
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Вологде.
Этот образ находится в Вологодской тюремной церкви и прежде принадлежал благоверному князю Ивану Андреевичу, сыну Андрея Васильевича Угличского. В иночестве князь Иван Андреевич носил имя Игнатия. Дядя его, Иван Васильевич III, сослал своего племянника в заточение, где тот 32 года томился в разных тюрьмах. Скончался он 19 мая 1522 г. в Вологодском Прилуцком монастыре.
Икона пользуется местным почитанием и носится во всех крестных ходах. Благоговейные верующие украсили образ сребропозолоченной ризой.
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Киевской Сретенской церкви.
До 1795 года этот образ помещался на древних Львовских воротах и привлекал к себе множество верующих. Впоследствии, по упразднении этих ворот и переименовании их в Житомирскую заставу, образ перенесен был в Сретенскую церковь, находящуюся к северу от Софийского собора.
С давних времен эта икона прославилась бесчисленными чудотворениями. Почитание воздают ей не только православные, но и католики, которые по субботам приходят в Сретенскую церковь для слушания молебна с акафистом, еженедельно совершаемого перед образом Богоматери. Помещается образ в особом киоте и украшен сребропозолоченной ризой.
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Нижнем Новгороде.
Образ этот находится в Нижегородском кафедральном соборе и известен как своей древностью, так и прославлением еще в XVIII в. многочисленными чудотворениями. В 1745 году в честь этого образа сооружен был теплый собор, упразднение которого последовало в 1841 году, после чего икона перенесена в нынешний кафедральный собор. Помещается образ здесь на колонне, в особом киоте, за левым клиросом. По вторникам после литургии перед ним читается акафист.
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Царском Селе.
Икона с давних времен находится в церкви при Царскосельской богадельне, основанной в начале XVIII века императрицей Екатериной I. К этой чудотворной иконе прибегают в великом множестве одержимые душевными и телесными немощами и, по вере своей, получают исцеление. Многие носят этот образ в дома свои для совершения молебствий.
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Пскове.
В этом городе около храма преп. Варлаама Хутынского есть часовня, называемая также Варлаамовской. Именно в этой часовне и находится икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», украшенная замечательной панагией с изображением митрополита Петра и золотой привеской наподобие двух очей. Привеска эта составляет дар от Псковского архипастыря Мефодия II, получившего при этой иконе исцеление от глазной болезни.
Другие иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость».
Празднование иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» совершается 24 октября (по новому стилю, в XX и XXI веках — 6 ноября).
Местночтимые и чудотворные иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» существуют еще в следующих местах: в Московской Богоявленской церкви, в Елохове; в Кременце Волынской епархии; в храме Богоявления Господня в Орле; в Лещине Волынской епархии; в с. Марутине Заславского уезда Волынской епархии, здесь икона Богоматери помещается в часовне, и «отпусты» совершаются 29 июня и 15 августа; в городе Нежине Черниговской епархии; в городе Ахтырке Харьковской епархии, в Свято-Троицком монастыре; в селе Майкоре Пермской епархии; в Скорбященском Успенском монастыре той же епархии; в кафедральном соборе города Полтавы и, наконец, в Успенском Драндском монастыре Сухумского округа.
Использованные материалы
1.Боголепов И. Пресвятая Матерь Божия, как радость для всех скорбящих и сказание об ея иконе с сим наименованием, с четырьмя словами в день праздества этой иконы 24 октября : в память 200 летия первого чудесного откровения благодати Божией от иконы «Всех скорбящих Радости», находящейся в Москве, на Ордынке. — М.: Типо-литогр. И. И. Любимова, 1888. — 88 с.
2. Поселянин Евгений Николаевич. «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон». https://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisanie-ee-zemnoj-zhizni-i-chudotvornyx-ikon/23/
3. Сказание о святой чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости. — М.: Тип. Вильде, 1892. — 30 с.