Русские паломники посещали Иерусалим начиная с XI века. Сохранились замечательные описания их паломничеств (некоторые из них в наше время опубликованы в Книге хожений, М., Сов. Россия, 1984). В конце прошлого века и в начале нашего, XX века, путешествия русских паломников во Святую Землю стараниями Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Императорского православного Палестинского общества стали доступны любому верующему человеку. Ежегодно тысячи богомольцев отправлялись в Палестину.
В 1847 г. Святейший Синод Русской Православной Церкви с целью укрепления связей между Русской и Иерусалимской Церквами, желая поддержать Православие в Святой Земле и помочь в духовном окормлении русских паломников учредил в Иерусалиме Русскую Духовную Миссию.
Первым Начальником Миссии был назначен известный богослов, знаток христианского Востока, архимандрит, впоследствии епископ, Порфирий (Успенский). В состав Миссии входил бакалавр Петербургской духовной академии иеромонах Феофан (Говоров), впоследствии прославленный в лике святых Затворник Вышенский, известный духовный писатель.
По прибытии в Иерусалим Русская Духовная Миссия обосновалась в Старом Городе, в Архангельском монастыре. В результате деятельности Миссии при Иерусалимской Патриархии открылась типография, в которой печатались на арабском языке богослужебные книги, а в Иерусалиме, Лидде, Рамле и Яффе были организованы школы для подготовки пастырей из местного населения. Много было сделано и для улучшения условий пребывания в Святой Земле паломников.
В связи с Крымской войной 1853-1856 гг. деятельность Миссии была прервана и снова возобновилась в 1858 году. Ее возглавил епископ Мелитопольский Кирилл (Наумов), ранее занимавший должность инспектора и профессора Санкт-Петербургской духовной академии. В штат Миссии входило на этот раз 11 человек. Круг ее деятельности был расширен, и она имела уже характер официального представительства.
Миссией стали воздвигаться сооружения для обслуживания паломников. В первую очередь 30 августа 1860 года был заложен соборный храм в честь Святой Троицы. После закладки храма стали строить и другие здания: большой двухэтажный дом для Миссии с храмом во имя св. мученицы Александры в средине и четырьмя внутренними дворами, а также подворья для паломников.
Таким образом, сложился комплекс зданий, известный как Русское Подворье. Оно представляет собой русский православный кафедральный собор в центре города, недалеко от улицы Яффо, окруженный зданиями и подворьями, принадлежавшими ранее Русской Православной Миссии. По-русски церковь Подворья носит название Свято-Троицкий Собор при Русской Православной Миссии. Был построен в 19 в. архитектором Этингером по указу императора Александра II, а часть зданий — на деньги великих князей Сергея, Александра и других. Сергиевское подворье, сооруженное великим князем Сергеев Александровичем, было построено в 1889 г. как странноприимный дом для паломников. Во времена английского мандата британские власти заняли часть Русского подворья под административные здания. В 60-е гг. Хрущев обменял русскую собственность в Иерусалиме на поставки апельсинов из Израиля — знаменитая «апельсиновая сделка». Сегодня часть зданий принадлежит иерусалимскому управлению полиции, часть — городскому суду, другим учреждениям. Свято-Троицкий собор открыт еженедельно по субботам и воскресеньям.
По материалам сайта «150 лет Русской духовной миссии в Иерусалиме»:
http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1188515
и книги Игоря Торика «Энциклопедический путеводитель по Израилю», изд-во «ИсраДон», Иерусалим 2001. Стр. 137.