Традиционная привязка к месту отдохновения Илии Пророка
Монастырь Мар-Элиас расположен на высоте 817 м над уровнем моря, на полпути от Старого города Иерусалима к Вифлеему, к востоку от древней дороги, связывавшей два города. По-сирийски и на палестинском диалекте арабского Мар-Элиас означает «святой Илия». По преданию, на этом месте Илия Пророк остановился на отдых, по дороге к горе Хорив, куда он бежал из Самарии, спасаясь от преследований безбожной царицы Иезавели. В Библии это описывается так: «…он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там. А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул. И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь; ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива» (3-я Царств, 19:3-8).
Топографически местоположение монастыря плохо согласуется с этим описанием, поскольку Вирсавия (Беэр-Шева) явно отстоит от него много дальше, чем на один день пути; кроме того, чтобы попасть сюда, дойдя до Вирсавии, Илии пришлось бы возвращаться назад, на север, тогда как путь его лежал на юг, на Синай. Тем не менее, давняя традиция связывает именно это место с описанным отдыхом Илии. Исходя из возможного понимания приведенного текста в том смысле, что Илия проспал на одном месте две ночи, или, в любом случае, весьма долго, по традиции считалось, что он успел продавить своим телом вмятину в скале. На протяжении сотен лет паломникам показывали эту отметину. Так, она упоминается в «Проскинитарии» Парфения Погоианита XVI века: «Поблизости находится храм Илии, там где заснул он после путешествия, и Ангел принес хлеб, чтобы ел дивный Илия; там где он лежал, остался след на камне; отсюда он встал и бежал». В 1586 г. скальный отпечаток видел французский паломник Жан Зуайяр (Jean Zuallart, 1541-1634). Он зарисовал монастырь Мар-Элиас и отпечаток тела Илии на скале рядом с монастырем. Этот рисунок был издан им в книге «Благоговейнейшее путешествие в Иерусалим» (Il Devotissimo Viaggio di Gerusalemme), увидевшей свет в Риме в 1595 г. На основании этого рисунка можно сделать два вывода. Во-первых, ядро монастырского комплекса, существующего сегодня, уже сложилось ко времени паломничества Зуайяра, во-вторых, отпечаток тела Илии находился к западу от монастыря, через Хевронскую дорогу, проходившую тогда вплотную к стене монастыря.
А.Н. Муравьев в своем «Путешествии к святым местам 1830 года» свидетельствует, что место отдохновения Илии Пророка было рядом с колодцем, то есть водозаборным отверстием водяной цистерны: «Монастырь пророка Илии, стоящий на половине пути, мало представляет достойного внимания, кроме масличного сада и колодца, где по преданиям отдыхал пророк…». Единственный доступный обозрению сегодня подобный «колодец» находится в паре метров от главного входа в соборную церковь монастыря, в западном монастырском дворе. Если это именно тот колодец, то отпечаток тела Илии находился значительно ближе к монастырю, скорей всего между монастырем и Хевронской дорогой. Последнее (из обнаруженных) упоминание скального отпечатка тела пророка принадлежит английскому консулу в Иерусалиме Джеймсу Финну (James Finn, 1806-1872) и относится к 1859 г. Оно содержится в мемуарах Финна, опубликованных его вдовой в 1878 г. под названием «Беспокойные времена» («Stirring Times»). Добравшись в одной из своих поездок до монастыря, Финн «…отдохнул …под деревом, на камне, часть которого несет на себе отпечаток, оставленный по преданию пророком Илией, на пути его к Хориву». И далее: «Паломники, проходящие в то время по дороге между Иерусалимом и Вифлеемом, достигнув сего места, находящегося на полпути между двумя этими городами, набожно крестились и целовали каменное ложе Илии Пророка». С тех пор отпечаток тела Илии был утрачен, вероятно, при неоднократных расширениях и спрямлениях Хевронской дороги, и даже монах, хранитель монастыря, не только не может указать его местоположение, но даже и не слышал о нем.
Основание монастыря относится, вероятно, к VI веку. По мнению епископа Мефодия (Кульмана), Мар-Элиас был основан аввой Анастасием в V веке и уже тогда связывался с местом отдохновения Илии Пророка. С этой версией согласуется предание, согласно которому в монастыре был похоронен иерусалимский патриарх Илия I (494-516). Возможно, разговорное название монастыря «Мар-Элиас» восходит именно к этому патриарху, а привязка к Илии Пророку возникла апостериори. Идентификация монастыря Мар-Элиас с обителью аввы Анастасия впервые была предложена франзузским исследователем Симоном Вэле (Vailhé) в конце XIX века. Если она верна (следует отметить, что существует несколько других вариантов), то это означает, что монастырь каким-то чудом избежал серьезного разорения в годину персидского погрома 614 г., поскольку из истории Лавры Саввы Освященного известно, что обитель аввы Анастасия не пострадала и именно в ней нашли прибежище монахи-савваиты, бежавшие из Лавры после персидского нашествия. Впоследствии монастырь пришел в запустение вследствие землетрясений и мусульманских притеснений, однако снова был восстановлен, затем, вероятно, был разрушен в 1009 г. по приказу «сумасшедшего» халифа Хакима. Сооружения монастыря окончательно обрушились вследствие землетрясения 1033/4 г. После еще более мощного землетрясения 1160 г. в Вифлееме, начались, в первую очередь, в базилике Рождества в Вифлееме, масштабные восстановительные работы, производившиеся, в основном, на средства византийского императора Мануила I Комнина (1143-1180). В то же время был заново отстроен и монастырь Илии Пророка. Об этом нам известно благодаря свидетельству современника императора, критянина Иоанна Фоки, приводимому в его «Сказании вкратце…» (новелла 27): «От Иерусалима посреди двух путей, одного, ведущего в Горнюю, другого, ведущего к монастырю Киновиарха [монастырь св. Феодосия Великого] и лавры [Великая лавра Саввы Освященного], есть небольшой хребет и путь на нем, ведущий даже до Вифлеема от святого Сиона. Город Вифлеем отстоит от Святого града примерно на шесть миль. Посредине между ним и Святым градом находится монастырь Святого пророка Илии, древнейшими боголюбивыми мужами воздвигнутый, но землетрясением до основания разрушенный. Но и этот монастырь всемирный благодетель, мой владыка и царь [Мануил Комнин] воздвиг из развалин чрез настоятеля его, родом сириянина».
И сегодня вокруг монастыря и, прежде всего, во внутреннем его дворе сохранилось множество плит и фрагментов колонн, оставшихся от храма ранневизантийского периода. В 1345 г. в монастыре был погребен греческий епископ Вифлеема Илия. Достоверно именно с этого времени, в честь погребенного епископа (а не Илии Пророка), в просторечии православных арабов монастырь стал называться Мар-Элиас. Погребение здесь епископа, тезки пророка, укрепило древнюю традицию, согласно которой монастырь стоит на месте отдохновения Илии Пророка. По свидетельству анонимного греческого «Рассказа о Иерусалиме и св. горе Синае» (между 1395 и 1517) ядро монастыря Мар-Элиас к тому времени уже сложилось в том виде, в каком он предстает перед нами сегодня, однако обитель был заброшена и безлюдна: «От города Иерусалима до Вифлеема 6 миль и дорога очень каменистая. На средине дороги монастырь во имя пророка Илии, такой же, как монастырь Креста, но только в нем нет монахов».
Об этом же свидетельствует и Даниил Эфесский в своем «Рассказе и путешествии по Святым местам» (между 1493 и 1499): [i]«На середине этой трудной дороги стоит прекрасный храм пророка Илии, также с куполом, имеющий келии, в которых некогда жили иноки; теперь же и эта обитель вовсе лишена иноков, однако ж она и до сих пор во владении благочестивых. Величина этого храма такая же, как и храма Крестового Ивирского». Видимо, даже лишаясь временами всех монахов, монастырь не прекращал своего существования с ХII века, непрерывно оставаясь под омофором Иерусалимской церкви. В 1893 г. радением иерусалимского патриарха Герасима (1891-1896) был произведен основательный ремонт обители, о чем свидетельствует памятная доска над дополнительным входом в южной части западной стены комплекса. По всей вероятности, тогда же была построена колокольня. Видимо, в 1910-е годы на площадке против ворот, ведущих во внешний двор монастыря, была поставлена мемориальная каменная скамья в память о художнике-прерафаэлите Уильяме Холмане Ханте (William Holman Hunt, 1827-1910). Художник с перерывами прожил в Иерусалиме с 1854 по 1902 г. и любил писать этюды на этом месте, откуда открывается изумительный вид ни Вифлеем, Иродион (Гору Франков) и Иудейскую пустыню. Скамья была сооружена на средства вдовы художника Эдит с благословения иерусалимского патриарха. Возможно, что скамья располагается примерно там, где веками показывали след на скале, оставленный спящим Илией Пророком. В 1948 г., в ходе израильской Войны за Независимость, окрестности монастыря были заняты подразделениями египетского экспедиционного корпуса. В боях к северу от монастыря египтяне, стремившиеся прорваться в Иерусалим по Хевронской дороге, были остановлены и закрепились в самом монастыре и на высотах к западу и востоку от него (Хирбет ат-Табалийе и Гиват ха-Арбаа, или Гиват Элийяху – Холм Четырех или Холм Илии). По заключении соглашения о прекращении огня в 1949 г. египтяне эвакуировались, передав позиции Иорданскому легиону. Иорданцы поставили на Хевронской дороге и во внешнем дворе монастыря противотанковые бетонные надолбы, а вокруг монастыря, на упомянутых высотах, создали систему оборонительных укреплений, вырыв траншеи и оборудовав блиндажи. По свидетельству епископа Мефодия (Кульмана), относящемуся к этому периоду, «в недавнее время (т.е. в 40-50-е годы ХХ в.) соборный храм его [монастыря] подвергся осквернению мусульманских или еврейских фанатиков: глаза на св. иконах и целые лики, изображенные на них, были кощунственно выцарапаны острым оружием. Следы этого осквернения на ряде икон можно наблюдать до сих пор». В ходе Шестидневной войны 1967 г. израильтяне, продвигаясь на юг от кибуца Рамат Рахель, выбили иорданцев из монастыря и с прилегающих укрепленных высот. В 1976 г. соборная церковь монастыря заново была полностью расписана, по всей видимости, неким отцом Венедиктом, что следует из памятной греческой надписи, включенной в композицию вознесения Илии Пророка на огненной колеснице над главным входом в церковь в западной стене центрального нефа. Без росписи были оставлены только столпы храма. Видимо, в 2009-2010 гг. главный вход в соборную церковь был украшен новым портиком: две колонны по сторонам, завершенные фронтоном с рельефом, изображающим Илию, возносящегося на небеса в огненной колеснице. С начала ХХ века и по сию пору в обители подвизается только один монах, исполняющий обязанности ее хранителя. В 2008 годы монаха звали отец Парфений. Однако в июле 2010 церковь для посещения открывал другой монах.
Ядро монастырского комплекса составляют келейные и служебные постройки, объединенные в прямоугольное в плане здание. С запада, юга и севера здание имеет три этажа в высоту, с востока, где рельеф местности повышается в сторону Холма Илии (Гиват-Элийаху), – два этажа. С севера и юга к комплексу примыкают пристройки той же высоты, северная из них увенчанная двумя уплощенными, характерными для иерусалимской архитектуры куполами. Кладка стены северной пристройки сохраняет следы трех больших, заложенных ныне арок, обращенных в сторону Иерусалима. Вероятно, в прежние времена именно с этой стороны располагался парадный вход в монастырь. Внутри корпуса находится прямоугольный в плане, замкнутый внутренний двор, в который встроена соборная церковь. Западная и, по всей видимости, восточная стены церкви примыкают к внутренним стенам монастырского двора, с севера же и юга остаются узкие проходы. Впрочем, возможно и они застроены, однако на меньшую высоту, нежели у церкви и монастырского корпуса. В более позднее время с северо-запада и с юга были сооружены еще две пристройки. Первая из них – одноэтажная, вторая же имеет высоту в два-три этажа, образуя второй замкнутый внутренний двор. В этом дворе сохранились недоступные для обозрения снаружи мощные контрфорсы, подобные контрфорсам Крестового монастыря. С запада монастырь обнесен оградой образующей внешний двор монастыря. Главный вход в церковь с запада, через притвор, перекрытый крестовыми сводами. Врата из притвора в церковь смещены от оси наружного входа к северу. Сама церковь трехнефная, шестистолпная, однокупольная. Естественное освещение церкви, в связи с «встроенностью» её во внутренний двор, весьма скудно. В барабане купола четыре световых окна. Еще два окна в верхнем ярусе южной стены. Большое окно над главным входом в западной стене света не дает, видимо, оно застроено снаружи помещениями над притвором. Кроме того, имеется небольшое окно, дающее скудный свет, в верхнем ярусе западной стены в самой северной её части.
Солея проходит в восточной части трансепта, примерно в полутора метрах к западу от восточных столпов. Основной объем отделяет от алтаря резной двухъярусный иконостас, единый для всех трех нефов. Пол соборной церкви вымощен мраморными плитами. У парапета солеи в правом нефе установлена стеклянная рака с мощами (костями) предположительно христианского мученика V века. По словам монаха, присутствовавшего в церкви, кости принадлежали здоровому мужчине, возраст которого на момент смерти составлял 25-28 лет. Найдены они были в погребении, обнаруженном при реконструкции Хевронской дороги напротив входа в монастырь, вероятно, в 1994 г. Следует отметить, что это не останки известного «человека в цепях», найденного на сто метров дальше к западу, в урочище Хирбет ат-Табалийе, в погребальной камере круглого здания циклопической кладки (часовне Аввакума Пророка(?)).
Как уже было сказано, в 1976 г. церковь была заново расписана о. Венедиктом. Вдоль стен церкви, по старому саввинскому типику, установлены молитвенные стасидии.
Источники: 1. Вильнаи, Зеэв. Энциклопедия Вильнаи по Иерусалиму. Т. 2, стр. 782-783. Иерусалим, изд-во «Ахиэвер», 1993. (На иврите.)2. Финн, Джеймс. Беспокойные времена. (James Finn. Stirring Times). London, C.K. Paul & Co., 1878. (На англ.) 3. Епископ Мефодий (Кульман). Святая Земля. Журнал «Русский инок», Джорданвилль, США. 4. Муравьев А.Н. Путешествие ко святым местам в 1830 году. М., изд-во «Индрик», 2006. 5. Восемь греческих описаний Святых мест XIV, XV и XVI вв. Православный палестинский сборник. Т. 56. СПб. 1903. 6. Рассказ и путешествие по Святым местам Даниила, митрополита Эфесского.Православный палестинский сборник. Т. 8. СПб. 1884. 7. Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины конца XII века. Православный палестинский сборник. Вып. 23. СПб. 1889.