Иерусалим — Масличная гора. Собор Вознесения Господня.

На территории Елеонского Спасо-Вознесенского женского монастыряДо недавнего времени была известна только одна дореволюционная публикация, указывавшая на то, что архимандрит Антонин сам спроектировал церковь Петра и Тавифы в Яффе (Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества, апрель 1893, с. 347.). Предположения, по которым он был автором проектов церкви Казанской Божией матери Горненского монастыря в Эйн-Кареме и Спасо-Вознесенского собора Елеонского монастыря, строились на стилистическом сходстве между тремя церквами. Недавняя публикация Николая Лисового (Лисовой Н.Н. Россия в Святой Земле. Т. 1. С. 432. Т. 2. С. 598.) подтвердила эти предположения. Тем не менее, в практическом осуществлении проекта о. Антонин прибегал к услугам профессиональных архитекторов, в данном случае, итальянского мастера Джанбаттиста Бизелли.Строительство собора было начато в 1873 г. Неглубокое залегание природного скального ложа позволило избежать рытья значительного котлована под фундамент. Возведение храма сталкивалось с бюрократическими и финансовыми трудностями, так что за четыре года до начала русско-турецкой войны 1877 г. храм был выведен только до уровня нижних окон. На время войны, когда русским представителям пришлось покинуть Иерусалим, строительство было приостановлено и возобновилось лишь в 1879 г. Эскизы внутреннего убранства и мраморного иконостаса собора были сделаны самим о. Антонином. Строительство было закончено в 1881 г. Однако еще пять лет храм простоял без креста из-за трудностей с получением султанского фирмана на освящение церкви. Наконец фирман был дан, и 7 июня 1886 г. собор был освящен во честь праздника Вознесения Господня.Собор построен в неовизантийском стиле. Мощный четверик основного объема завершен сегментированным октагоном барабана с тремя окнами в каждой грани. Общее число окон, таким образом, составляет 24. Как писал о. Антонин «вторым [Бизелли] выстроена прекрасная церковь — моя маленькая «Святая София» с куполом в 24 окна, только его смелости обязанная своим бытием». К каждой из четырех стен основного объема, ориентированных по сторонам света, примыкает пятигранная апсида. В восточной устроен алтарь, отделенных от пространства храма одноярусным беломраморным иконостасом. К западной апсиде примыкает почти квадратный в плане притвор, особенно выигрышно подчеркивающий с этой стороны устремленность здания ввысь, несмотря на довольно тяжелые, в целом, его пропорции.С 1914 по 1917 г., когда на постой в монастырь были определены турецкие солдаты, храм был опечатан, и службы в нем не проводились. С переходом Иерусалима под власть британского мандата службы в соборе возобновились. В 1927 г. собор был поврежден при землетрясении. По стенам пошли трещины. Возникла необходимость в ремонте и укреплении здания. Следы этого ремонта в виде заделанных трещин и поныне видны на внутренних росписях храма.К святыням храма относятся находящиеся в правом крыле собора, в мраморных киотах с золочеными колонками, привезенные из России чудотворные иконы «Елеонская Скоропослушница» и «Взыскание погибших», а также частички мощей многих святых. В левой части – могила о. Антонина, умершего 24 марта 1894 г. Снаружи, у южной стены притвора, установлен перенесенный сюда камень с отпечатком стопы Богородицы, оставшимся в том месте, откуда она прозревала Вознесение Господне. У северной стены алтарной апсиды – могила о. Парфения, злодейски убитого в ночь на 15 января 1909 г.По состоянию на январь 2009 г. в соборе идет ремонт. Купол забран лесами, иконостас разобран, по-видимому, для отмывки и реставрации икон, которая проводится насельницами монастыря.Источники см. здесь.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?