И.Я. Билибин «ОСТАТКИ ИСКУССТВА В РУССКОЙ ДЕРЕВНЕ»

И.Я. Билибин «ОСТАТКИ ИСКУССТВА В РУССКОЙ ДЕРЕВНЕ»

«…Летом 1903 года я посетил уезды Тотемский, Вельский и Сольвычегодский, Вологодской губ., и Шенкурский Архангельской.
Я видел много старинных церквей, много еще нетронутых, а еще больше искаженных; но и в них удается подчас уловить скрытые дорогие формы…
…Для всякого русского исторического художника непосредственное ознакомление с Севером имеет громадное значение.
Это — его Рим, это — главное место его специального художественного образования.
Воспроизведения архитектурных памятников в сборниках и журналах, костюмы и утварь, скученная в музеях, все это — мертвый материал, который можно оживить лишь тогда, когда художник сам, своими глазами увидит, как эти старинные, срубленные церкви прилепились к берегам северных рек, как расставлена деревянная утварь в просторной северной избе и как деревенские щеголихи наряжаются в свои старинные наряды.
Особый интерес представляют старинные деревянные, срубленные из каких-то титанических бревен, церкви с острыми, пирамидальными, «шатровыми» крышами, крытыми особого рода деревянной черепицей, и с высокими, вычурными крыльцами. Они — единственные памятники старой деревянной архитектуры, и, имея их в виду, художник может восстановить себе и совершенно исчезнувшие деревянные боярские хоромы, так как все элементы и тех и других одни и те же: тот же характер, те же приемы, те же линии и те же детали.
Эти церкви теперь усердно сносятся за ветхостью, а иногда просто оттого, что те, от кого судьба их зависит, находят, что это ненужный старый хлам. Многие церкви «реставрируются» и подновляются. Но, Боже мой, что это за реставрация! Все характерное, типичное пропадает! Бревенчатые, темно-коричневые стены обшиваются досками и выкрашиваются в ослепительно-белый цвет. Когда я раз спросил одного местного жителя, зачем они выбрали именно этот цвет, то он мне ответил, что выкрашенная в белый цвет церковь походит на каменную. Кровля покрывается листовым железом и выкрашивается в ярко-зеленый цвет, куполок — тоже. Длинные, массивные деревянные кресты заменяются жиденькими железными, а великолепные и редко похожие одно на другое крыльца подчас совершенно уничтожаются или заменяются новыми, самой пошленькой теперешней деревянной архитектуры. Хотя и редко, но бывают и исключения: я видел несколько церквей, которые поддерживаются не варварски, а вполне прилично. Но, конечно, и в порче и в уничтожении старинных церквей менее всего заслуживают обвинения приходские священники и самый приход, во-первых, потому, что они не ведают, что творят: они и не подозревают, что в руках их — архитектурная драгоценность; а во-вторых, у них часто нет средств поддержать старинную церковь, покосившуюся и грозящую упасть либо на соседнюю каменную, либо на избы, — и ее сносят…»

И.Я. Билибин » Остатки искусства в Русской деревне»
Журнал для всех №10, 1904 г. Санкт-Петербург

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?