Основан в 1192 г., был одним из богатейших православных монастырей. Место первого упокоения Г.Р. Державина. Был сильно разрушен, ныне реставрация завершена.
На правом берегу Волхова было место, поросшее густым лесом со странным названием Хутонь. По преданию, название происходит от слова «худой, хутынь», то есть худое место, где водится нечистая сила. Святого Варлаама, основателя монастыря, в миру звали Алекса Михалевич. Он принадлежал к именитой боярской фамилии Новгорода. Уединяясь для молитвы в лесу Варлаам увидел луч света, льющийся из чащи. На этом месте он и срубил келью. Позже к нему присоединились еще несколько монахов, с которыми он и построил деревянную церковь Спаса на Хутыни в 1192 году и основал новую обитель. Варлаам прославился чудесами еще при жизни. Особенно запомнилось новгородцам его пророчество о богатом урожае, когда выпадет снег в июле. Урожай выдался на славу, потому что мороз уничтожил вредителей, которые могли бы съесть посевы. До революции новгородцы ежегодно праздновали это событие крестным ходом от Софийского собора до монастыря.
Мощи святого Варлаама (преставился в 1192 году) считаются нетленными. В 1462 году в Хутынский монастырь приехал Иван Грозный дабы поклониться святым мощам и стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опалившие стену и южную дверь иконостаса. Иван Грозный в ужасе побежал из церкви, ударяя жезлом в землю, причем из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив жезл, царь в большом страхе покинул монастырь. Посох этот с набалдашником из разноцветного хрусталя и опаленная дверь алтаря также хранились в монастырской ризнице. Варлаам Хутынский почитается на севере Руси так же сильно, как Сергий Радонежский в Москве.
Хутынский монастырь пользовался особым покровительством московских великих князей. Огромный собор Преображения, построенный в 1515 году, увенчанный пятью куполами, поставлен «повелением великого государя и великого князя Василия Ивановича». В одном из приделов собора в 1816 году, согласно завещанию был похоронен Гавриил Романович Державин. Интерес представляет западная паперть собора, украшенная пышным крыльцом на четырех столбах с шатровым верхом. Облик церкви Спаса-Преображения частично заимствован у известного московского храма Успения. К северу от Преображенского собора расположена трапезная церковь Варлаама, построенная в 1552 году, к которой с западной стороны примыкает двухстолпная палата – трапезная. И церковь и трапезная – двухэтажные. Хутынский монастырь является местом паломничества новгородцев и жителей окрестных деревень. От главных монастырских ворот грунтовая дорожка ведет к святому колодцу. Обойдя Преображенский собор и выйдя за ограду, можно увидеть небольшую часовню на холме, землю для которой наносил сам Варлаам Хутынский. Считается, что если походить по нему босиком, можно излечиться от многих болезней.
Преображенский собор представляет собой огромное трехнефное шестистолпное сооружение. Он завершается пятью куполами. С восточного фасада находятся три апсиды. Фасады членились по вертикали пилястрами и завершались позакомарным покрытием, замененным впоследствии на четырехскатную кровлю.Особенно примечательна западная паперть собора с крыльцом, декорированная изразцами. Собор сильно пострадал во время великой Отечественной войны. Восстановлен.
Рядом с Преображенским собором в 1552г. построена трапезная церковь Варлаама, представляющая собой бесстолпную постройку, к которой с западной стороны примыкает двухстолпная палата являющаяся трапезной. Церковь и трапезная имеют два этажа. Фасады церкви членятся пилястрами на три части, каждая из которыхзавершается килевидной аркой. Килевидные арочки использованы как декоративный элемент в фризе над верхней тягой, в оформлении ниш фасада.
По книге Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. -Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991.
Хутынский Преображенский Варлаамов монастырь, 1 класса, в 10 верстах от Новгорода, на берегу реки Волхова. Основан в 1192 году пр. Варлаамом Хутынским в местности, называемой Хутынь (по преданию, худое место, обитаемое нечистою силою). Нетленные мощи преподобного почивают под спудом в арке между соборным Преображенским храмом (построенным в 1515 г.) и Покровским приделом, в серебряной раке, устроенной в 1853 году. Подле раки висят тяжелые вериги преподобного, вроде монашеского параманда из железных звеньев, с большими крестами спереди и сзади. Вериги эти обыкновенно возлагают на богомольцев, приложившихся к раке преподобного. В монастыре находятся также три иконы пр. Варлаама в басменном окладе, писаные в XVI веке. В библиотеке среди других древностей хранится подлинная вкладная пр. Варлаама, писанная на пергаменте.
В ризнице монастыря сохранились вещи пр. Варлаама: восьмиконечный крест, фелонь, подризник, епитрахиль, поручи и власяница. Кроме того, здесь же находится: дверь иконостаса, опаленная чудесным пламенем из гроба преподобного, который хотели вскрыть по повелению великого князя Иоанна Васильевича III, и жезл великого князя с разноцветным хрустальным набалдашником, с которым он, пораженный ужасом, бросился вон из храма, ударяя им в землю. В первую пятницу Петрова поста совершается из Софийского Новгородского собора в монастырь крестный ход, который ведет свое начало со времен самого Варлаама. При монастыре школа. В монастыре погребен поэт Г.Р. Державин.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Монастырь основан 6/19 авг. 1192 г. прп. Варлаамом Хутынским († 6/19 нояб. 1192 г.) на правом берегу р. Волхов в 10 км от Новгорода. С 1764 г. — 1-го класса необщежительный мужской монастырь.Храмов было 4 каменных: Преображенский (1515 г.) с двумя приделами: южным — в честь Покрова Божи-ей Матери и северным — во имя арх. Гавриила (1646 г.); во имя прп. Варлаама Хутынского с двумя приделами: южным — во имя прп. Исидора Пелусиота и северным — во имя св. царя Константина и матери его Елены (1552 г.); больничный во имя Всех святых; домовый во имя свт. Иоанна Богослова. Мощи прп. Варлаама покоились под спудом в арке между собором и Покровским приделом в серебряной раке, устроенной в 1853 г. В 1-ю пятницу Петрова поста совершался крестный ход в монастырь из Софийского собора в память предсказанного прп. Варлаамом снега и мороза. В приделе Архангела Гавриила погребен знаменитый поэт Гавриил Романович Державин († 9 июля 1816 г.).В монастыре находилось 3 старинных колокола: 1-й отлит в 1532 г., 2-й — в 1596 г. и 3-й — в 1599 г. В 1930-е гг. все колокола были сброшены с колокольни на землю, расколоты и увезены в Новгород. Один из них сохранился и ныне находится на территории Новгородского кремля под открытым небом возле Софийского собора, остальные были переплавлены.Действовала церковно-приходская школа на 30 детей (с 1890 г.). Монастырь был закрыт в 1925 году, но до 1932 года в монастырском соборе ещё совершались богослужения.После закрытия монастыря в обители располагалось учреждение ОГПУ. Во времена Великой Отечественной войны почти все постройки монастыря — крепостные стены, домовая церковь, колокольня, трапезная, пристань на набережную, скотный двор — сильно пострадали. После войны здесь размещалась больница для душевнобольных, а перед этим размещалась тракторная станция. В 1970-1980 гг. на территории монастыря была организована зона отдыха для приезжих туристов.С 1992 г. в монастыре начала возрождаться монашеская жизнь. Во главе с матушкой Алексией из Пюхтицкого монастыря появились первые насельницы. Действует мастерская по пошиву облачений и вышивке, развивается иконописание. Монастырь занимается хозяйством — приумножается скотный двор, есть много пахотной земли под засевы овощных культур.Святыми местами монастыря являются колодец всегда с чистой водой, ископанный вручную прп. Варлаамом и горочка прп. Варлаама, которую, по преданию, наносил своей скуфьею преподобный. На горочке служатся молебны, до колодца проводится крестный ход. С 20 апреля 1994 года — действующий женский монастырь. Настоятельница: Игумения Алексия (Симдянкина). На январь 2012 года в монастыре проживает более 100 сестёр, есть подворье в деревне Быково Валдайского района.
http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=novgorod&page=52
На правом берегу Волхова было место, поросшее густым лесом со странным названием Хутонь. По преданию, название происходит от слова «худой, хутынь», то есть худое место, где водится нечистая сила. Святого Варлаама, основателя монастыря, в миру звали Алекса Михалевич. Он принадлежал к именитой боярской фамилии Новгорода. Уединяясь для молитвы в лесу, Варлаам увидел луч света, льющийся из чащи. На этом месте он и срубил келью. Позже к нему присоединились еще несколько монахов, с которыми он и построил деревянную церковь Спаса на Хутыни в 1192 г. и основал новую обитель. Варлаам прославился чудесами еще при жизни. Особенно запомнилось новгородцам его пророчество о богатом урожае, когда выпадет снег в июле. Урожай выдался на славу, потому что мороз уничтожил вредителей, которые могли бы съесть посевы. До революции новгородцы ежегодно праздновали это событие крестным ходом от Софийского собора до монастыря. Мощи святого Варлаама считаются нетленными.
В 1462 г. в Хутынский монастырь приехал Иван Грозный дабы поклониться святым мощам и стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опалившие стену и южную дверь иконостаса. Иван Грозный в ужасе побежал из церкви, ударяя жезлом в землю, причем из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив жезл, царь в большом страхе покинул монастырь. Посох этот с набалдашником из разноцветного хрусталя и опаленная дверь алтаря также хранились в монастырской ризнице.
Хутынский монастырь пользовался особым покровительством московских великих князей. Огромный собор Преображения, построенный в 1515 г., увенчанный пятью куполами, поставлен «повелением великого государя и великого князя Василия Ивановича». Интерес представляет западная паперть собора, украшенная пышным крыльцом на четырех столбах с шатровым верхом. Облик церкви Спаса-Преображения частично заимствован у известного московского храма Успения. К северу от Преображенского собора расположена трапезная церковь Варлаама, построенная в 1552 г., к которой с западной стороны примыкает двухстолпная палата – трапезная. И церковь и трапезная – двухэтажные. От главных монастырских ворот грунтовая дорожка ведет к святому колодцу. Обойдя Преображенский собор и выйдя за ограду, можно увидеть небольшую часовню на холме, землю для которой наносил сам Варлаам Хутынский. Считается, что если походить по нему босиком, можно излечиться от многих болезней.
Монастырь основан 6/19 авг. 1192 г. прп. Варлаамом Хутынским († 6/19 нояб. 1192 г.) на правом берегу р. Волхов в 10 км от Новгорода. С 1764 г. — 1-го класса необщежительный мужской монастырь. Храмов было 4 каменных: Преображенский (1515 г.) с двумя приделами: южным — в честь Покрова Божией Матери и северным — во имя арх. Гавриила (1646 г.); во имя прп. Варлаама Хутынского с двумя приделами: южным — во имя прп. Исидора Пслусиота и северным — во имя св. царя Константина и матери его Елены (1552 г.); больничный во имя Всех святых; домовый во имя свт. Иоанна Богослова. Мощи прп. Варлаама покоились под спудом в арке между собором и Покровским приделом в серебряной раке, устроенной в 1853 г. В 1-ю пятницу Петрова поста совершалсякрестный ход в монастырь из Софийского собора в память предсказанного прп. Варлаамом снега и мороза. В приделе Архангела Гавриила погребен знаменитый поэт Гавриил Романович Державин.В монастыре находилось 3 старинных колокола: 1-й отлит в 1532 г., 2-й — в 1596 г. и 3-й — в 1599 г.
Во 1930-е гг. все колокола были сброшены с колокольни на землю, расколоты и увезены в Новгород. Один из них сохранился и ныне находится на территории Новгородского кремля под открытым небом возле Софийского собора, остальные были переплавлены. Действовала церковно-приходская школа на 30 детей (с 1890 г.).После закрытия монастыря в обители располагалось учреждение ОГПУ. Во времена Великой Отечественной войны почти все постройки монастыря (крепостные стены, домовая церковь, колокольня, трапезная) — сильно пострадали. После войны здесь размещалась больница для душевнобольных, перед этим размещалась тракторная станция. В 1970-1980 гг. на территории монастыря была организована зона отдыха для приезжих туристов. С 1992 г. в монастыре начала возрождаться монашеская жизнь. Во главе с матушкой Алексией из Пюхтицкого монастыря появились первые насельницы. Настоятелем Спасо-Преображенского храма является иеромонах Макарий.
Первое летописное упоминание о Хутынском монастыре относится к 1192 г. Летописец сообщает: «В лето 6700 постави церковь внизу на Хутыне Варлам чернец, а мирским именем Олекса Михайлович, во имя святого Спаса Преображения и святи владыко архиепископ Гаврила на праздник и нарече монастырь». Судя по всему, основатель монастыря преподобный Варлаам, означенный в летописи как «Варлам чернец», подвизался на Хутыни довольно долго, прежде чем здесь появился храм. Первая церковь Хутынского монастыря была освящена в честь Преображения Господня («видев знамение лучи Божественныя, и того ради церковь Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа воздвиже»). Историк Церкви А.В. Карташев указывает, что преподобный «завещал построенному им монастырю два села с холопами, несколько пожень и ловель рыбных и гоголиных». Так была заложена основа будущего благосостояния Хутынской обители. Основу ее духовного процветания также заложил преподобный Варлаам, воспитав целую плеяду выдающихся подвижников. Преподобный Варлаам скончался в 1192 г., буквально через полгода после освящения Спасо-Преображенского храма. Погребал его архиепископ, что свидетельствует о том уважении, которым пользовался хутынский игумен в Новгороде.
Самые ранние свидетельства об укладе монашеской жизни в Варлаамиевой обители относятся к началу XVI века. Их дает Зигмунд фон Герберштейн в своих «Записках о Московии». В частности, он указывает, что в те времена настоятель имел общую с братией трапезу и советовался по важным вопросам с несколькими «старшими иноками», прежде чем вынести их на обсуждение прочих насельников. Возвышение Хутынского монастыря как общерусской святыни принято обозначать второй половиной XV века. Уже 1460 г. к мощам прп. Варлаама Хутынского совершали паломничество, будучи в Новгороде, великий князь Василий II и его сыновья Андрей и Юрий. В том же году у мощей преподобного получил исцеление княжеский постельничий Георгий Тумгень. А в 1471 г. в монастыре произошло событие, о котором новгородцы до сих пор вспоминают с большим удовольствием — посрамление великого князя Иоанна III, пожелавшего открыть мощи прп. Варлаама.
При Василии III, весьма почитавшем прп. Варлаама (перед смертью великий князь принял схиму с именем Варлаам), наступила эпоха наивысшего расцвета монастыря. В 1532 г. он получил от Василия III так называемую «несудимую грамоту», согласно которой в духовных делах хутынского игумена мог судить только архиепископ Новгородский, а в недуховных — лишь сам великий князь. Тогда же обитель была освобождена от пошлин на соляные варницы. Великие князья и цари, а также знатнейшие бояре делали вклады в Хутынский монастырь. К XV—XVI столетиям относится обширное каменное строительство в обители. Именно тогда было принято решение разобрать древний Спасо-Преображенский собор, сооруженный еще при прп. Варлааме Хутынском, «за ветхостию». Основной причиной этого все же, надо думать, стала не ветхость здания (каменные церкви в Новгороде строили даже не на века, а на тысячелетия), а его несоответствие тому важному статусу, который приобрел Хутынский монастырь в это время.
Старый собор, по сохранившимся описаниям, был довольно скромен. Новый, выстроенный на прежнем месте, поражает и сегодня своим величием. В 1540 г. Хутынский монастырь пострадал от пожара. В летописи указано, что пожар начался в Спасо-Преображенском соборе, «у Чудотворцева гроба». «И погореша, — повествует летописец, — иконы со всем узорочьем до Царских дверей». Тогда это не составило большого бедствия для монастыря, ибо все его материальные нужды находили живейший отклик в среде знати, и вскоре Спасо-Преображенский собор стал еще краше, чем раньше. Спустя несколько десятилетий, в 1611 г., Варлаамиевой обители пришлось пережить куда более тяжкое испытание — нашествие шведов под предводительством Якоба Делагарди. Несмотря на то, что захватчики выбрали Хутынский монастырь в качестве штаб-квартиры, они вели себя здесь довольно бесцеремонно. Историки прежних веков прямо называют их действия «ограблением». С одной только раки преподобного Варлаама Хутынского шведы сняли несколько килограммов серебра. Но и после шведского разорения монастырь не обеднел. Архимандрит Макарий в своем «Археологическом описании церковных древностей в Новгороде и его окрестностях», составленном «в память тысячелетия России», отмечает: «Все эти бедствия… незначительны в сравнении с теми вкладами, которыми он (монастырь) был обогащаем».
В 1642 г. была составлена опись строений и имущества Хутынского монастыря. Именно по ней, в основном, судят о его состоянии в это время. Согласно описи, в обители — кроме каменных храмов (Спасо-Преображенского, Варлаамиева, Григорьевского и Ильинского) — имелись две каменные поварни, каменная палата над погребом, 15 деревянных келейных корпусов, поваренная изба, ограда и хозяйственный двор. Спустя несколько лет появились здесь также архимандричьи кельи, возведенные по обеим сторонам надвратной Ильинской церкви, а к югу от собора вырос новый братский корпус. Много внимания уделял Хутынскому монастырю Патриарх Никон в бытность свою митрополитом Новгородским. Он даже пытался затеять здесь типографию, памятуя об особой приверженности иноков этой обители к книжной премудрости (в XIII-XVI вв. книжное собрание Варлаамиева монастыря было богатейшим среди монастырских библиотек Новгородчины, а здешние монахи традиционно считались лучшими переписчиками). Типографский проект Никона «почти провалился». Лишь одна книга, переведенная с греческого «Диоптра жизни человеческой», вышла из Хутынской типографии.
Новгородцы очень любили Хутынскую обитель. Два главных здешних праздника всегда проходили при большом стечении народа. В день памяти прп. Варлаама (6 ноября ст. ст.) всех приходивших, согласно завещанию святого, оделяли ломтями монастырского хлеба и медными деньгами — к большой радости местных нищих, подходивших за «милостыней прп. Варлаама» по два и по три раза. Летом же, в первую пятницу Петрова поста, в воспоминание чудесно предсказанного преподобным снега и мороза (об этом читайте в разделе «Чудеса»), устраивался крестный ход из новгородского Софийского собора в Хутынский монастырь. Неизвестно, когда именно установилась традиция совершать крестный ход, но уже с XVII века он превратился в настоящее торжество, в котором участвовал чуть не весь город. Часть богомольцев приходила в обитель накануне вечером, другая же, вместе с архиереем, приплывала в самый день праздника на стругах по Волхову.
Особым почитанием горожан пользовалось то место в Новгороде, где, по преданию, родился преподобный Варлаам. В 1645 г. хутынские монахи выстроили здесь деревянную часовню. Ею, собственно, и завершился второй этап активной строительной деятельности монастыря (если принять за первый этап начальное устройство обители прп. Варлаамом). Во второй трети XVIII столетия монастырь смог живо почувствовать на себе перемены, происходившие в общественной и религиозной жизни. Хотя он и оставался богатейшим землевладельцем (принадлежали ему также 5500 крестьян), но ряды его иноков стали стремительно редеть. Так, в 1723 г. в нем подвизались пятьдесят восемь насельников, а спустя пятнадцать лет — всего двадцать. В 1764 г. Хутынский монастырь был одной из немногих обителей, причисленных после екатерининской церковной реформы к первому классу. По штату здесь могли жить 32 насельника, не считая настоятеля. Хутынская обитель, где находилась одна из главных святынь Новгорода, мощи прп. Варлаама, оказалась счастливее прочих. Екатерина II даже соизволила посетить ее.
С конца XVIII века, после пожара 1787 г., в монастыре вновь развернулось строительство. На новые масштабные здания средств уже не хватало, поэтому ограничились переделкой старых. Была отремонтирована Всехсвятская больничная церковь, перестроен Варлаамиевский храм, возведена колокольня над южными воротами монастыря. Тогда же заново расписали Спасо-Преображенский собор. В XIX столетии обитель прп. Варлаама являлась одной из самых процветающих в Новгородской губернии. В 1880 г. при монастыре открылась церковно-приходская школа. По состоянию на начало XX столетия в монастыре насчитывалось двадцать шесть насельников.
В 1919 г. решением III губернского съезда советов Хутынский монастырь был упразднен, в 1920 г. окончательно закрыт. При закрытии из обители изъяли ценностей почти на 17000 рублей. Десятерых престарелых иноков приписали при этом к Спасо-Преображенскому и Варлаамиевскому храмам, обращенным в приходские, а остальных поставили на учет на бирже труда. В начале 1930-х гг. последовало изгнание старцев-монахов, живших в монастыре «на птичьих правах». Соборный храм и церковь прп. Варлаама передали музею, а остальные здания заняло военное ведомство. В течение некоторого времени в корпусах Хутынского монастыря размещалась школа начсостава Ленинградской области, затем здания достались психиатрической лечебнице. Монахи же, переселившись из обители в деревню Хутынь, жили, насколько это было возможно, прежней жизнью — в частности, совершали регулярные богослужения, на которые собиралось довольно много людей. Долго «сходить с рук» это инокам не могло. В 1932 году их всех арестовали. Наказание оказалось скромным — «всего» три года ссылки. Но это было только начало крестного пути. Дальнейшая участь большинства «участников антисоветской подпольной группы» неясна. Достоверно известен лишь год и обстоятельства смерти одного из них — иеромонаха Виталия (Летенкова), его расстреляли в 1937 году.
Монастырь в последующие годы оказался на грани полного разрушения. Справедливости ради стоит сказать, что виной тому в данном случае была не советская власть, а Великая Отечественная война. Бомбежки и артобстрелы причинили очень сильный ущерб древним строениям. Реставрационные работы начались в монастыре лишь в 1976 году, но еще в 1991 году, когда обитель передали Церкви, она представляла собой печальное зрелище. Первые насельницы, появившиеся здесь в 1994 году (монастырь восстанавливается как женский), говорили, что почти не верили в возрождение монастыря. И тем не менее — возрождение состоялось.
За многовековую историю в Хутынском монастыре, с первой половиной XIII столетия и до закрытия обители в 1925 году, на его территории проходило богослужение в пяти церквях, включая и летний Спасо-Преображенский собор. Если какая-то из церквей из-за своей ветхости закрывалась, то рядом с ней воздвигался другой храм. В старинных печатных изданиях упоминаются: Храм преподобного Антония Великого, построенный новгородским посадником Юрием Онциферовичем. Тёплая церковь-трапезная во имя преподобного Варлаама Хутынского. Каменный надвратный храм пророка Илии. Две церкви во имя священномученика Григория Армянского, каменные высокие с колоколами. Одна -против северных дверей Спасо-Преображенского собора, другая — против южного входа. Большая больничная церковь во имя Всех Святых. Домовая церковь при архиерейских покоях во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В наши дни после возвращения монастыря Новгородской епархии этот храм был освящён во имя святителя Льва, папы Римского.
Согласно переписи 1615 года, в Хутынской обители находились следующие церкви: Спасо-Преображенский собор. Церковь преподобного Варлаама Хутынского. Надвратная церковь Ильи пророка. Храм священномученика Григория, просветителя Великой Армянин под колокольней. Две надвратные церкви: Николая архиепископа Мирликийского, чудотворца и преподобного Антония Великого.
Со второй половины XVII века внешний вид Преображенского собора стал несколько отличаться от прежнего. В 1646 году с южной стороны к нему пристроили придел Покрова Богородицы, а с северной — апостола и евангелиста Иоанна Богослова, с запада построена новая паперть, и главы обиты не дубовой чешуей, как прежде, а белым железом. В XVIII веке собор также подвергался незначительным поновлениям. Известно, что в 1712-1737 годах при архимандрите Вениамине был обновлён и пополнен новыми иконами главный иконостас. При Антонии Знаменском, настоятеле монастыря с 1799 по 1802 годы, в соборе настлан новый пол, растёсаны окна, произведена роспись. В 1835 году был разобран до основания Покровский придел, и на его месте возведён новый. На пожертвования Д.А. Державиной в этом приделе был устроен новый иконостас и возобновлена живопись. В 1810 году был перестроен придел Иоанна Богослова. Благодаря этому его размеры значительно увеличились. Сама перестройка и роспись придела проводилась на средства действительной статской советницы Борзовой.
В 1787 году после пожара была отремонтирована и освещена церковь Всех Святых, “неизвестно когда и кем построенная при монастырской больнице” . В начале XIX века в обители была домовая церковь Иоанна Богослова епископов Старорусских (которые управляли монастырём с 1787 года, будучи викариями новгородского митрополита), первоначально освящённая во имя Феоктиста, архиепископа Новгородского. Она располагалась в корпусе между настоятельскими и казначейскими комнатами.
Первая колокольня, построенная в 1445 году над церковью Григория Армянского, была перестроена в 1535 году. В период с 1768 по 1774 годы вместо старой, находившейся к юго-востоку от собора, была сооружена новая колокольня над южными воротами монастыря, но ещё в начале XIX века её строительство было не совсем завершено. На ней находилось семнадцать колоколов.
В начале XIX века на территории Хутынской обители находилось три двухэтажных корпуса, в которых размещались настоятельские, казначейские и братские келий, а также различные монастырские службы. Все постройки окружала белокаменная ограда. Внутри её со стороны Волхова располагался настоятельский фруктовый сад; на северной и восточной сторонах вне ограды — малый братский. На северной стороне большой фруктовый сад соединялся с липовой рощей, которая придавала монастырю особую красоту. В 1880 году была построена церковно-приходская школа. Как и все новгородские монастыри, так и Хутынский имел тюрьму, в которой постоянно содержались узники. Но несмотря на это мрачное обстоятельство, обитель преподобного Варлаама была самой процветающей в Великом Новгороде. В 1919 году по решению третьего губернского съезда советов Хутынский монастырь был закрыт.
До начала Великой Отечественной войны на территории святой обители размещалась лечебница для тихо помешанных больных. Бывшая монастырская земля была передана подсобному хозяйству больницы и обрабатывалась медицинским коллективом и выздоравливающими больными. Война нанесла большой урон замечательному Хутынскому ансамблю. Сильно пострадал Спасо-Преображенский собор. Почти вся верхняя часть его обрушилась, стены имели крупные проломы и трещины. Помещение собора было завалено кирпичом. Окружающие храм галереи XVII века также оказались без сводов и перекрытий. На всём фасаде имелись большие разрушения кладки и выбоины от осколков снарядов. Церковь Варлаама с трапезной пострадала гораздо больше, чем собор. У берегового корпуса был полностью разрушен второй этаж, а архиерейский дом выглядел помещением, попавшим в сильное землетрясение. Учитывая нахождение Спасо-Преображенского собора, где похоронен Г.Р. Державин со своей супругой, в аварийном состоянии, в 1959 году было вынесено решение о перезахоронении останков в Новгородском Кремле.
Реставрационные работы по восстановлению Хутынского ансамбля начались в 1976 году под руководством автора этого проекта Г.М. Штендера. В это же время раскопки проводились В.А. Булкиным, который несколько лет подряд со своей группой работал на территории Хутынского монастыря. Им были найдены: восьмигранный каменный фундамент церкви Григория Армянского, нижняя кирпичная кладка церкви Спасо-Преображения XII века и алтарь этой древней постройки.
Древнейших построек в современном ансамбле монастыря преподобного Варлаама не сохранилось. К 1192 году относится первое упоминание о Хутынском монастыре и о главной постройке первого каменного Спасо-Преображенского собора: “В то же лето постави церковь на Хутыне чернец Варлаам, а мирским именем Олекса Михайлович, во имя Спаса Преображения; и свящаю архиепископ новгородчкий владыка Гаврила на праздник, и нарече монастырь”. Благодаря археологическим исследованиям, проведённым В.А. Булкиным и Г.М. Штендером в 1981-1984 гг. можно представить себе архитектурный облик Преображенского собора 1192 года с характерными для него стилистическими особенностями. В это же время в новгородской архитектуре, “начиная с 1170-х годов, происходят изменения в характере культового строительства, проявляющегося прежде всего в уменьшении размеров построек и переходе к более простым четырёхстолпным храмам”. В ходе раскопок было установлено, что остатки храма ХII века сохранились на уровне фундаментов и нижних частей стен, кроме южной, на месте которой выросла стена XVI века. Фрагментарно сохранилась северная стена, и как свидетельствует В.А. Булкин, “на её трассе были поставлены столбы XVI века”. После возведения нового собора в 1515 году под его полом остались следы древнего храма. Что касается пола позднего храма, то он был двухслойный. Чёрный рабочий пол, который являлся нижним слоем, состоял из известнякового раствора, в который был добавлен дробленный цемяночный, взятый из развала ХII века. Верхний слой в наосе был набран из плит. В алтарной части пол был выше и состоял из кирпича. В.А. Булкин и Г.М. Штендер в своей статье отмечают, что им “под плитами современного пола открылся древний строительный развал — куски известково-цемяночного раствора, осколки плинф толщиной от 4,2 до 6 см. В растворе много неперемешанных вкраплений извести белого цвета,встречается песок, древесный уголь. Фракции цемянки очень неравномерны по величине: от очень крупных осколков (2,0 см) до мельчайших, похожих на пыль”. Фундамент храма был заложен из валунов средней величины на белом хрупком известковом растворе. Стены Спасо-Преображенского собора XII века толщиной 1м были сложены из нерегулярно чередующихся рядов камней местного бурого камня и плинфы на цемяночном растворе.
Первая каменная постройка Хутынского монастыря — Спасо-Преображенский собор — являлся крестово-купольным храмом, трёхапсидным и четырёхстолпным в плане с одной главой, что было характерно, как уже упоминалось, для новгородского зодчества конца XII века. Притвор с западной стороны был пристроен в XIV веке. Немалый интерес представляют восточные подкупольные опоры, которые имели уникальную для Новгорода Г-образную форму. Именно эти восточные столбы (западные были квадратными) стали отличительной особенностью Хутынского храма. Но такая форма столбов имеется у некоторых более ранних ладожских церквей 60-х годов XII века. Появление таких восточных подкупольных опор в храмах Ладоги, вероятно, происходит от Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. Возможно, что Г-образная форма столбов связана с характером предалтарной преграды, так как в Мирожском соборе с боковыми апсидами известна самая ранняя предалтарная преграда, которая ограждала только пространство центральной апсиды и располагалась между опорами ближе к их западной плоскости.
Большее сходство Хутынский собор имел с церковью Петра и Павла на Синичьей горе, где ранее располагался женский монастырь, основанный в конце XI века праведной Харитиной, которая принадлежала к роду литовских князей. Петропавловская церковь, сохранившаяся до наших дней, в плане четырёхстолпная, трёхапсидная с одной главой. Дело не только в плане, который характерен вообще для всех новгородских церквей конца XII века. Сходство церквей на Синичьей горе и Хутынской проявляется в габаритных размерах, толщине стен, размерах и формах западных столбов и устройстве западной стены с лестницей в южной её части. Благодаря археологическим исследованиям известно, что одинаковы также и глубина заложения фундаментов, размер плинфы и система кладки нижних частей. Это наводит на предположение о том, что церковь Петра и Павла и Спасо-Преображенский собор, вероятно, возводила одна строительная артель. Такой вывод кажется возможным и потому, что год окончания храма на Синичьей горе, строительство которого началось в 1185 году, совпадает с датой закладки Хутынского собора. Оба события произошли в 1192 году.
Преображенский храм преподобного Варлаама был расписан вскоре после его возведения. Судя по найденным фрагментам штукатурки, на которых сохранились звучные яркие краски, можно представить разнообразие цветовой гаммы росписи. Живопись была исполнена в технике фрески с некоторыми добавлениями по сухому. Известно, что использовались различные орнаменты, украшавшие роспись. Среди них самым популярным был струйный орнамент, который располагался в нижних частях стен. Его геометрический узор “отличался крупномасштабностью, яркостью и обобщённостью трактовки формы”. Как отмечает В.А. Булкин, “другие мотивы явно связаны с декорировкой одежд (геометрический орнамент, сердцевидные небрежные завитки, белильные точки, имитирующие жемчужную обнизь). В одном из фрагментов угадывается аканф, украшавший обычно нарисованные архитектурные детали”.
Говоря о соборе 1192 года Хутынской обители, нельзя не вспомнить храмы Благовещения и Уверения Фомы на Мячне, которые схожи с церковью Спасо-Преображения пропорциями плана, внешне близкими формами (“Т” и “Г”) предалтарных столбов, но отличаются превосходством общих размеров в плане. Некоторые исследователи, описывая Хутынский храм 1192 года, пытаются ссылаться на его изображение на иконе “Видение пономаря Тарасия”. Исходя из того, что собор изображён во всех подробностях, становится понятным, что иконописец мог передать различные нюансы внешнего и внутреннего вида в том случае, если это является результатом его собственных наблюдений. Но человеку, живущему в XVI веке наглядно изучать особенности сооружения XII века, причём разобранного, никак не возможно. В итоге этих рассуждений подобные версии становятся совершенно неприемлемыми.
Из-за своей ветхости Спасо-Преображенский собор через 400 лет после возведения был разобран, и на его месте “к 1515 году был окончен при настоятеле монастыря Сергие” новый храм. Возможно, заказчиком был сам великий князь Московский Иван Васильевич. Существует предание о том, что великий князь хотел видеть открытыми мощи преподобного Варлаама, намеревался вскрыть его могилу, но удалился, поражённый чудесно изшедшим из гроба пламенем. После этого события в монастырь стали поступать большие вклады от московских государей. Построенный в 1515 году новый Спасо-Преображенский собор, имеет совершенно другой вид. Прототипом послужил Успенский собор Аристотеля Фьораванти в Московском Кремле (1475-1.479), ставший символом общерусской архитектуры. Несмотря на то, что облик Спасо-Преображенского собора, на первый взгляд выдержан в московском стиле, отнюдь нельзя утверждать отсутствие здесь новгородских традиций. По этому поводу М.К.Каргер замечает, что “при всём многообразии решений, характерных для новгородских памятников XVI века, все они, несомненно, должны рассматриваться как проявление новгородской архитектурной школы, существование которой не закончилось с падением политической независимости Новгорода”.
Собор представляет собой значительный трёхнефный, шестистолпный, пятикупольный храм. Центральная глава поставлена на ступенчато повышенных подпружных арках и является главным световым источником и имеет восемь окон. Остальные главы тоже не глухие и пропускают через свои пять окон свет внутрь. Первоначально собор имел позакомарное покрытие (о чём свидетельствует изображение храма на хутынской иконе), которое позднее было заменено кровлей на четыре ската по железным стропилам, в таком виде он находится и в наши дни. Северные и южные фасады имеют четырехчастное деление пилястрами, стянутыми полуциркульными арками, а на западном фасаде — трехчастное деление. Храм имеет три портала. Собор окружен с трех сторон низкими закрытыми галереями, пристроенными в ХVII веке. У северо-восточных и южно-восточных углов расположены приделы. Внутри собора северная и южная стены расчленены тремя лопатками, а на западной имеются две, которые симметрично расположены по сторонам входа. В северных и южных углах находятся крестовые своды. Подкупольные опоры имеют крестчатую форму и украшены прорезными полосами вдоль. На восточных столбах на их западной поверхности расположено по одной лопатке, низ которых исполнен в виде ступеньки. Окна на северной и южной стенах располагаются в два ряда по три: нижний ряд состоит из окон большего размера, а верхний — из окон поменьше. Еще по одному окну — в верхнем ряду за алтарной преградой. На западной стене расположены два окна по сторонам лопаток, и над дверями — окно небольшого размера, над которым находится окно в два раза шире.
В южной и северной частях собора между крестовыми сводами расположены полуциркульные своды, которые опираются на подкупольные столбы и лопатки на стенах, украшенные вверху и внизу астрагалом. “Храм делится большой поперечной стеной с пролетами на две части: алтарь и церковь” . Что касается алтарной части, то она делится стенами на три помещения (алтарь, слева -жервенник, справа — диаконник), которые соединяются между собой проходами. Алтарь освещается тремя окнами, расположенными в конце апсиды, но не на одном уровне: два боковых окна повышены по отношению к центральному. Собор, ориентированный на традиции московской архитектуры, отличается от древних новгородских храмов, еще и тем, что он построен без хор, и вход в купол у него не с южной и западной стороны, а в алтаре с восточной. Над алтарём существует большое помещение, вход в которое находится внутри северного столба. Для чего это помещение использовалось, не известно. Возможно, некоторое время там располагался архив монастыря или, как свидетельствует в XIX веке архимандрит Макарий, “над диакоником устроена камора для хранения различных вещей”. Интересно то, что в Успенском соборе Фьораванти над диаконником был устроен придел во имя Похвалы Богородицы, а в одноимённом соборе Ростова Великого в столбе находилась лестница, ведущая в помещение над жертвенником. Происхождение таких надалтарных “камор” точно не известно, но они встречаются в новгородской архитектуре XIV века (церковь Фёдора Стратилата на Ручью и Спаса на Ильине, где вход в такое помещение через хоры) и позже в московском зодчестве (Успенский и Благовещенский соборы).
Лестница, ведущая в купол, нетрадиционно для новгородской архитектуры располагается в алтаре в его южной части. Её начало находится в проёме, соединяющем диаконник с алтарём. Ниши разной высоты, встречающиеся по сторонам лестницы, возможно, были предназначены для молитвы поднимающихся наверх монахов. Вероятно, это связано с каким-то неизвестным нам монашеским чином. Подобные ниши можно увидеть в башнях Софийского и Георгиевского соборов.
В храм ведут два входа. Один с южной стороны, другой — главный — с запада. Паперть этой стороны, как пишет архимандрит Макарий, согласно принятой им терминологии “имеет массивные колонны готической архитектуры”. Здесь не только выставленное наружу крыльцо (подобное можно увидеть и у собора Борисоглебского монастыря в Ростове), но и паперть, по его мнению, “состоящая из приделанных к храму сквозных портиков, указывает на примесь западного зодчества к византийскому”. “Готические” мотивы в русском зодчестве, в действительности такие разнообразные, как они видятся архимандриту Макарию, встречаются и в памятниках более раннего времени в виде килевидных и стрельчатых форм. Крыльцо поставлено на четыре каменных восьмигранных столба и имеет крестовый свод, увенчатый шатром. Оно со всех сторон открыто. “Передняя часть ближайшая к паперти также со сводом, а боковые стены сплошные с двумя окнами”. Главным украшением крыльца является подвесная арка с перевёрнутой пирамидкой-гирькой, которая обычно подвешивалась на железном стержне, вмонтированном в кладку. В русской архитектуре известна с XVI-XVII веков. Эта деталь напоминает элементы западной архитектуры, где особенно в башнях расположены узкие длинные окна, вертикально разделённые как бы на две створки. Мотив подвесной арки можно встретить в форме окон на галереях и братских корпусах.
Фасады Спасо-Преображенского собора в Хутыне, расчленённые плоскими пилястрами в соответствии с внутренними членениями храма, завершались в древности полуциркульными закомарами. Все фасады охвачены тремя горизонтальными тягами, раскрепованными на пилястрах. Верхняя идет под верхним поясом окон, средняя делит фасады по высоте пополам, нижняя, идущая на уровне окон первого пояса, в настоящее время скрыта в помещениях пристроенных позже галерей. Три апсиды вверху обрамлены поясом арок в форме “тюдор” и имеют внизу развитый многообломный цоколь. Большим разнообразием декора собор не отличается, хотя встречается несколько видов. Это — “бегунец”, обнимающий главы храма под луковицами с небольшими козырьками. Он также встречается и на стенах галерей. Например, на северной некоторые окна как бы обрамлены перспективным порталом, другие находятся в нишках килевидной формы, скорее напоминающих перевёрнутую подвесную арку. Подобные окна сохранились и на восстановленном братском корпусе. Храм снаружи у карнизов со всех сторон был “по местам украшен настенною иконописью древней, но в возобновлённом виде”. Внутри собор и галереи были расписаны настенной живописью. Что касается иконостаса, то он утрачен. Но благодаря изображению на иконе “Видение пономаря Тарасия” известно, что это был традиционных форм высокий иконостас. Позднее он был заменён на барочный.
Надо отметить, что Спасо-Преображенский собор Хутынского монастыря и Успенский собор в Ростове “обладают целым рядом сходных типологических, конструктивных и стилистических черт”. Точной даты возведения Ростовского собора не установлено. Но некоторые исследователи предполагают, что датировать надо ориентируясь на Хутынский храм. В.А. Булкин считает, что “организация работы и строительные приёмы, отмеченные в ходе изучения Хутынского собора, в некоторых отношениях близки почерку мастеров, возводивших Успенский собор в Ростове”.
Рядом с Преображенским собором на северо-западе от него находится церковь во имя преподобного Варлаама с трапезной. Храм этот был основан в XIV веке и был небольших размеров. Поэтому при игумене Гурии Коровине на его месте была сооружена новая тёплая церковь, этого же святого, но побольше и с трапезной. Надо сказать, что строительство трапезных связано с принятием в XVI веке общежительного устава, который требовал “совместного питания монахов в общих помещениях вместо индивидуального приёма пищи в келиях”. В комплекс трапезной палаты, состоящей из большого зала, где и располагалось всё для принятия пищи, и обслуживающих помещений с конца XV века включается и храм. Сама столовая палата в XVI веке в плане представляла квадрат с центральным столбом, на который опирались высокие крестовые своды. Иногда этот столб служил калорифером: “в нём проходил дымоход и были устроены воздушные каналы, из которых теплый воздух поступал в палату, обогревая её”. Такой способ отапливания палат являлся большим достижением русских мастеров. Трапезная возвышалась на подклете, где располагалась кухня, а вход в столовую палату был через “красное” крыльцо.
Что касается церкви с трапезной Хутынского монастыря, то о ней говорить в полной мере трудно, так как описаний первоначального храма XIV века нет, а постройка XVI века находится в руинах. Церковь преподобного Варлаама представляет из себя вытянутый вверх куб с тремя апсидами в толще внутренней стены, с одной глухой главой. С запада примыкает большое помещение трапезной на погребах, которая значительно шире самого храма, разделённого внутри на два этажа. Важно заметить, что церковь бесстолпная, и это характерно не только для Хутынского монастыря. Такие трапезные церкви, выстроенные в XVI веке, существуют ещё в нескольких новгородских монастырях. Это Троицкая церковь Духова монастыря, Сретенская в обители преподобного Антония Римлянина и Никольский храм в Клопском монастыре.
Кладка трапезной церкви в Хутыне является кирпичной на известковом растворе с примесью песка. Первоначальное покрытие храма по закомарам позднее было заменено четырехскатным. Церковь перекрыта сомкнутым сводом с распалубками, а трапезная -традиционными для неё крестовыми сводами, которые опираются не на один, как обычно столб, а на два восьмигранных. Храм был расписан настенной живописью и имел простой, столярной работы иконостас. Фасады церкви имеют трёхчастное деление пилястрами, стянутыми килевидными арками. На высоте второго этажа фасады делятся горизонтальной тягой, опоясывающей церковь и трапезную со всех сторон. Над окнами — вторая тяга, а ещё выше — фриз из килевидных нишек. Такие же нишки находятся на пилястрах. Вход в трапезную проходил через “красное” крыльцо, которое располагается с южной стороны здания, почти на одной оси с колокольней, находящейся в противоположной части монастырского ансамбля.
За всю историю Хутынской обители известно, что на её территории было построено три колокольни. О первой известно совсем мало. Она была построена на средства монастыря Новгородским архиепископом Ефимием в 1445 году против северных дверей собора и представляла собой каменную церковь во имя священномученика Григория Армянского, которая была как сообщается в летописи, “не вельми высока и кругла яко столп, и не велика толко сажени единыя внутри и со олтарём; на ней же колоколы в верее бывали и прежних лет”.
В 1535 году против южных дверей собора была возведена новая церковь во имя того же святого, которая имела название “Хутынский столп”, в дальнейшем разобранная. Именно она изображена на иконе “Видение пономаря Тарасия”. В летописи эта постройка описывается следующим образом: “яко околная стена, еже округ церкви, имея углов восемь, а двери пятеры, в высоту велми высока, на ней же в верее и колоколы уставиша”. Благодаря раскопкам, проведённым В.А. Булкиным в 1981 году, можно уверенно говорить об особенностях храма-колокольни, который “возник на магистральной линии развития древнерусского зодчества в момент, когда в новых исторических условиях под эгидой московской архитектуры шел процесс сложения древнерусского стиля”.
Фундамент церкви был сложен из валунов, положенных на глине, а между ними в фундаментной стенке много гальки с землёй. Кладка была кирпичная на известковом растворе. “Окольной стеной” в летописях названа галерея, которая опоясывала основной объём сооружения. Храм представлял собой композицию, состоящую из восьмигранника и двухэтажной галереи такой же конфигурации. Последняя имела сквозной обход вокруг подклеточной части. Второй ярус был в виде аркады-лоджии. “Признаков внутристенной лестницы или иного исходного устройства не обнаружено”. Неизвестным остаётся вопрос об остальном объёме, который состоял из уменьшающихся восьмериков, или представлял собой единый столб. Но глядя на хутынскую икону, скорее всего можно предположить последнее. Таким же композиционным решением отличается колокольня Иван Великий в Москве и церковь Георгия в Коломенском.
Таким образом, “главная особенность объёмно-пространственной композиции хутынского столпа состояла в сочетании широкой двухэтажной галереи и высокого центрального столпа, который по высоте членился на три яруса”. Нижний этаж был подклетом, на втором находилась церковь, а третий предназначался для колокольни. Появление колокольни святого Григория Армянского свидетельствует о проникновении нового архитектурного образа, созданного под влиянием мастеров и “модных” веяний сопредельных земель. “Необыкновенные качества хутынского столпа особенно остро воспринимались, как следует из летописи, именно в новгородском, а не в общерусском архитектурном ряду”.
Третья колокольня была построена в XVIII веке в стиле барокко над южными вратами. Автор проекта точно не известен, но есть предположение, что им являлся Д.В. Ухтомский. Новая колокольня представляла собой трёхпролётную триумфальную арку, сложенную из трёх четвериков, причём нижние отличались высоким профессионализмом архитектора и строителей. Но проект был не реализован в полной мере. Это предположение подтверждает, несоразмерность объёмно-пространственной композиции колокольни. Нижние, почти равные по размерам, массивные четверики должны были бы нести не менее двух ярусов, вместо которых они завершаются четвериком гораздо меньших размеров. “Создаётся впечатление, что из-за недостатка средств ограничились возведением лишь верхнего яруса без промежуточных, и то в упрощенном варианте с заменой колонн на пилястры”. Надо заметить, что для провинции середины ХVIII века присутствие колонн в качестве архитектурного декора было очень редким явлением. Чаще они использовались в столичных городах и то только при постройках триумфальных арок, дворцов и колоколен больших монастырей. Только в период классицизма в архитектуре провинции часто стали использовать колонные портики.
Хутынская колокольня была украшена прекрасно выполненными колоннами с базами и капителями, на её стенах можно было встретить изящный рисунок ниш и наличников, увидеть над проездными арками резные белокаменные картуши с маскаронами в виде человеческого лица. “Всё это говорит о неординарности проекта и знании архитектором традиций европейской архитектуры”, что лишний раз подтверждает вероятность участия в этом проекте Д.В. Ухтомского. Нижний четверик напоминал триумфальные арки, которые обычно возводили для коронационных торжеств. В нём и были устроены ведущие со стороны города (т.е. с юга) большие ворота. Что же касается верхнего четверика, то он был значительно упрощён. Сдвоенные пилястры фланкировали большие проёмы для колокольного звона, и только развитый карниз с лучковыми подвышениями отвечал общему барочному характеру колокольни. Парапетная стенка завершала фасады среднего четверика, и с треугольными фронтонами представляла единую композицию. Также парапет ограждал площадку вокруг малого четверика, которая, возможно, использовалась для раскачки колоколов. Вероятно, он представлял собой сплошную каменную стену, углы которой были украшены вазонами (колокольня Троице-Сергиева монастыря). В декоре четырёхгранного купола были использованы люкарны (слуховые окна, обрамлённые наличниками). Надо отметить, что они присутствуют почти во всех барочных постройках (Успенский собор в Смоленске и колокольня Донского монастыря). Интересно отметить, что подобные решётки в овальных окнах встречаются в Смольном и Никольском соборах Санкт-Петербурга. Они были выполнены в виде расходящихся лучей с одним или двумя овалами в центре, повторяющими форму проёма. К великому сожалению, колокольня Хутынского монастыря сильно пострадала во время Второй мировой войны. Можно только надеяться, что эта замечательная постройка будет восстановлена и займёт достойное место в ансамбле, который начинает постепенно возвращать свой прежний вид.
Летом 1993 года полностью была закончена реставрация Спасо-Преображенского собора и братского корпуса. На своё первоначальное место перевезли и прах Г.Р. Державина и его жены, 250-летие со дня рождения которого праздновали в тот год. А в ноябре 19 числа 1993 года, в день празднования памяти преподобного Варлаама, архиепископом Новгородским и Старорусским Львом в сослужении новгородского духовенства был освящён главный храм Хутынского монастыря. Вскоре появились и первые насельницы, и началось возрождение святой обители. Всё больше и больше паломников приезжает со всей России на поклонение к преподобному Варлааму, мощи которого по сей день находятся под спудом Преображенского собора. В 1998 году был завершён ремонт северного придела и поставлен новый иконостас, который был освящён второго августа владыкой Львом во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, как первоначально в своей истории. В этом приделе ныне покоится прах Державиных. А осенью этого же года был закончен иконостас южного придела, иконы для которого были написаны семьёй новгородских иконописцев Гребенниковых. Этот придел освящён в честь праздника Покрова Богородицы.
В первые годы после возвращения монастыря Новгородской епархии богослужения в Спасо-Преображенском соборе совершались только в летнее время, а зимой — в домовой церкви архиерейских покоев во имя святителя Льва, папы Римского. Кроме Спасского собора и западного корпуса остальные постройки Хутынской обители, к сожалению, ещё не восстановлены. Церковь Варлаама с трапезной, точнее то, что от неё осталось, находится в лесах, как и монастырская колокольня. Впрочем, больше ничего и не сохранилось, даже того, что могло бы напомнить о существовавшей белокаменной ограде с въездными воротами и церквями над ними.
Ранне А. История архитектурного ансамбля Хутынского монастыря. В журн. «София», № 2, 2002. http://www.rusarch.ru/ranne1.htm