Художественный музей в Серпухове. «Малая Третьяковка» Подмосковья.

Художественный музей в Серпухове. «Малая Третьяковка» Подмосковья.

Находится в бывшем особняке купчихи А.В. Мараевой. Серпуховские промышленники Мараевы происходят из крестьян д. Колычево Хатунской волости Серпуховского уезда. Эти земли изначально принадлежали государству, а с воцарением Екатерины II — графам Орловым. В 1839 г. дочь Владимира Орлова графиня Екатерина Новосильцева отпускает на волю большую группу хатунских крестьян и в их числе Василия Афанасьевича Мараева, основателя будущего купеческого рода.

Василий с семьей перебрался в Серпухов, где устроился работать на фабрику к хозяину-старообрядцу. Вскоре и сам он стал старообрядцем беспоповского старопоморского (федосеевского) согласия. Отход от официальной церкви в царствование Николая I был рискованным поступком, но деловые связи в среде купцов-староверов сулили успех в торговых и промышленных начинаниях. Кроме того, Василий Афанасьевич, видимо, сразу проявил себя талантливым предпринимателем: в 1859 г. приобрел бумаготкацкую фабрику в д. Заборье (ныне территория Серпухова), затем завел ситценабивное производство в пустоши Данки. В 1867 г. В. А. Мараев вышел в 1-ю гильдию купечества — размеры его капитала уже превышали 10 тыс. рублей.

После смерти в 1881 г. Василия Афанасьевича всю недвижимость и капитал унаследовал его единственный сын Мефодий (Нефед) Васильевич. В 1882 г. он скоропостижно скончался в возрасте 52 лет, и производство возглавила его вдова Анна Васильевна Мараева (1845-1928), родом из крестьянской семьи Волковых д. Топорино Медынского уезда Калужской области. При новой владелице фамильное дело успешно развивалось. Мараевские ситцы, традиционно поставлявшиеся в районы Поволжья и Средней Азии, высоко ценились потребителями.

Купцы Мараевы всегда были активными благотворителями. Большую часть доходов от торговли тканями они тратили на поддержку серпуховской общины старообрядцев Федосеевского благочестия; Василий Афанасьевич и Мефодий Васильевич были попечителями Преображенского старообрядческого монастыря в Москве. В доме многие годы собирались уникальные предметы традиционной русской духовной культуры: иконы, рукописные и старопечатные книги, шитье. Ценнейшей реликвией семьи был Пустозерский сборник с автографами известных ревнителей старообрядчества Аввакума и Епифания.

В 1908-1910 гг. А.В. Мараева на свои средства при фабрике в Заборье построила федосеевские Покровский храм и богадельню.

Существует мнение, документально пока не подтверждённое, что в 1896 г. по проекту известного московского архитектора Романа Ивановича Клейна было возведено парадное крыло дома Мараевых в Серпухове.
В том же году Анна Васильевна Мараева приобретает художественную коллекцию московского коллекционера Ю.В. Мерлина.

В 1918 г. предприятия и имущество Мараевых были национализированы. Судьба произведений искусства, находившихся в Данках, оказалась во власти профкома ситценабивной мануфактуры, который предполагал использовать их как премиальный фонд для передовиков. Но в сентябре 1918 г. власти Серпуховского уезда получили директиву Наркомата просвещения с требованием приостановить изъятие имущества Мараевых ввиду его большой культурной ценности. В 1918 г. в Серпухове, в составе местного отдела народного образования, с целью охраны памятников старины и искусства был создан Серпуховский музей — музей старины и искусства.

В 1923-1925 гг. Серпуховский музей получил из Москвы немалое количество произведений искусства — всего 127 экспонатов. Так был сформирован раздел русского искусства 2-ой половины XIX — начала XX вв., в котором были хорошо представлены академизм и салонная живопись, передвижничество и разнообразные художественные направления 1890-1910-х гг. — причем особенно ценными были монографические коллекции произведений С.Т. Конёнкова и Н.С. Гончаровой. Источником этих поступлений в музейных описях, в нынешнем виде составленных уже в 1930-е гг., указаны 1-й Пролетарский музей и Мосгубмузей. Музей Серпухова пополнял свои фонды и из других источников. Это были, прежде всего, усадьбы уезда: Рождественское-Телятьево (графов Соллогубов, в 1918-1919 гг.: книги, мебель); Семеновское-Отрада (графов Орловых-Давыдовых, в 1927- 1931 гг.: живопись, мебель, стекло); Рай-Семеновское (Нащокиных, затем Хутаревых, в 1927-1928 гг.: мебель, живопись, книги). В 1930 г. Серпуховский музей получил коллекцию весьма высокого уровня из Остафьева, имения сначала князей Вяземских, затем графов Шереметьевых. В основном, в Серпухов попали художественные памятники, собранные князем Павлом Петровичем Вяземским, сыном известного поэта, в 1860-х гг.: живопись, художественное оружие, уникальные образцы мебели, ковров, керамики и тканей. Значительными были и поступления из музея г. Каширы (в 1930 г.: живопись, графика, керамика, стекло), из серпуховских церквей, монастырей: Владычного (Введенского, основан в 1360 г.) и Высоцкого (Зачатьевского, основан в 1374 г.) — в 1924-1932 гг. На протяжении всего дальнейшего времени музей постоянно пополнялся памятниками по истории местного края и произведениями современного искусства из местных источников и центральных фондов.

Кому интересно узнать подробнее о семье Анны Васильевны, оставлю ссылку на хорошую статью в комментариях.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?