#храмы
Сырьяны. Кировская область. Белохолуницкий район. Храмовый комплекс середины – второй половины XVIII века, состоящий из церкви Николая Чудотворца, в объём которой включены ворота утраченной церковной ограды, и отдельно стоящей колокольни, возведённой на месте деревянной Георгиевской церкви.
Церковь Николая Чудотворца (1747–1754; 1776; 1901) имеет развитую структуру, характерную для храмов со сложной историей строительства. Каменный храм был построен на средства прихожан вместо ветхой деревянной Николаевской церкви по Указу Духовной консистории 1746 года. Тёплый Крестовоздвиженский придел в трапезной освятили в 1749 году, а главный Николаевский престол холодного храма в 1754 году.
В 1776 году деревянная «курма», которая возвышалась над четвериком летней церкви и рубленные паперть с рундуком обветшали и были заменены на каменные.
В 1785 году главный иконостас, пострадавший при пожаре, заменили на новый. В эти же годы построили каменную церковную ограду с воротами.
Последние годы XIX века связаны с капитальной перестройкой трапезной, которая заключалась в расширении с устройством калориферного отопления (архитектор И.А. Чарушин)
В основе церкви лежит четверик под восьмидольной кровлей с врезанными по странам света полуглавиями с люкарнами, увенчанный двумя ярусами световых восьмериков с главкой. К основному объёму пристроены пятигранная апсида и обширная трапезная под вальмовой кровлей с южным и северным приделами, имеющими трёхгранные алтари. Вход в трапезную акцентирован надстроенным аттиком с главкой, в котором обыгран мотив звонницы.
С западной стороны к трапезной примыкает притвор (разделенный внутренними перегородками на пять палаток), сообщающийся крытым переходом с воротами церковной ограды, смещенными к северу относительно продольной оси комплекса.
Наружное убранство наиболее древней части памятника — четверика, не отличающееся разнообразием декоративных элементов, характерно в целом для каменных вятских храмов 1730–1750-х годов. Вертикальные членения выявлены лопатками – сдвоенными отмечены углы, одинарные делят фасады на три прясла. Стены разделены междуярусным карнизом со ступенчатыми сухариками, переходящим на стены алтаря, в завершении украшены выразительным фризом, составленным из условных триглифов с карнизом и венчающим антаблементом.
Колокольня (1770–1773; 1810-е ) представляет редкий в области тип отдельно стоящих колоколен, построенной к юго-западу от продольной оси церкви. Исключительно цельная по композиции пятиярусная постройка. Углы выразительного столпа-восьмерика акцентированы угловыми лопатками, а ярусы отделены друг от друга незначительными уступами. Завершает композицию высокая аркада яруса звона.
После ремонта 1800-х годов, причиной которого стал пожар, над колокольней возвышалась полусферическая кровля с декоративным глухим фонариком и шпилем, которые в настоящее время утрачены. Нижний ярус имеет помещение, перекрытое пологим сомкнутым сводом. Ход на второй ярус устроен по внутристенной лестнице, имеющей отдельный вход. Проход на ярус звона выполнялся по деревянным лестничным переходам. Ярус звона был перекрыт кирпичным восьмилотковым сводом.
Эффектным композиционным решением выделаются церковные ворота, возведенные в 1776 году. Построенные в период расцвета вятского барокко, ворота и ныне утраченная ограда являлись завершающим звеном комплекса. Ломанный план, охватывающий площадку при входе, выступающие высокие постаменты парных колонн и выразительная динамичная линия широкого карниза, поддерживаемого сведёнными волютами в центре фасада, дополнены почти ковровым кирпичным декором, поражающим фантазией и тонкостью проработки. Трёхчастная композиция ворот отсылает к структуре и пышному декору вятских иконостасов XVIII века.
Фото 2016 Елена Щёболева.
Комплекс. План, обмер 1970-х, 2003.
Ворота. Фасад. План. Реконструкция 1985.
Скопин Е. Л. Памятники архитектуры и градостроительства Кировской области. Выпуск 3. Киров, 2007. С 124–128.
#Кировская_область #русское_зодчество #XVIII #XIX #барокко #вятское_барокко #архитектурная_графика