Храм святого Ильи Пророка в Воронеже

Ильинский храм строился в 1760-1770-е годы. На протяжении своей дореволюционной истории имел центральный престол в честь Входа Господня в Иерусалим и два придела. В настоящее время престол в храме один — пророка Божия Илии. Храм представляет собой типичную для эпохи барокко конструкцию «восьмерик на четверике», на восток продолженную гранёной алтарной апсидой, на запад — трапезной частью и колокольней. С юго-западной стороны к храму пристроен двухэтажный дом причта.

Ю.И. Успенский в своём художественно-историческом очерке «Старый Воронеж» в 1922 году писал: «Ильинская церковь является одним из наиболее оригинальных сооружений стиля воронежского барокко, притом в своём внешнем виде почти совсем сохранившимся от перестроек и достроек. Эта церковь представляет из себя, так же как и Петропавловская, обычный тип восьмерик на четверике. Только свод, поддерживающий восьмерик, является значительно более массивным, и в боковом, стоящем на четверике полукруглом фронтоне успели поместиться два больших, с богатыми наличниками, окна. Восьмерик покрыт барочного типа крышей и венчается восьмигранным же барабаном с главкой. Углы восьмерика окаймлены рустованными пилястрами; при гранях его, будто летучие мыши, поместились большие окна с широкими причудливыми наличниками, так напоминающими своей своеобразной формой окна Петропавловской церкви. Напоминают последнюю и пятигранная алтарная часть, и план церкви, в виде креста, боковые части которого образованы низенькими пристойками классического типа, и маленькие главки, расположенные на алтарной части и трапезной. Однако совершенно оригинальна и своеобразна входящая в план церкви колокольня. Низенькая, с шатровым верхом, она также представляет из себя восьмерик, поставленный на куб первого этажа. Грани восьмерика, не занятые проёмами звонов, украшены оригинальными парными, соединёнными вверху арочками, колонками. Колонки посередине имеют перехват и к низу утолщение. Что-то странное и милое видно в этой колокольне. И эти колонки с арочками, и шатровая крыша, и общая её приземистость напоминают что-то далёкое, русское. А её прочие, несомненно, барочные формы дают совершенно неожиданную смесь старорусских форм с барокко».

Воронежские барочные храмы принадлежат, конечно, к памятникам ураинского барокко в его слобожанском варианте (собственно говоря, современная Воронежская область и входила юго-западными своими районами в состав исторической Слободской Украины) с его тяготением к деревянной казацкой архитектуре, вертикальной ориентации и трёхглавию. Обратим внимание на то обстоятельство, что намёк на трёхглавие присутствует и в Ильинском храме: главками увенчаны не только восьмерик и колокольня, но и трапезная часть. Согласно старым описаниям (в том числе — цитированному описанию Успенского) гранёная алтарная апсида была раньше увенчана маленькой главкой. Таким образом, намёк на трёхглавие в храме читался даже без учёта колокольни: главка над алтарём, главка над восьмериком и главка над трапезной. Яркой особенностью Ильинского храма является высокий свод, поддерживающий восьмерик. В его полукруглых боковых частях мы видим по два окна. Они оформлены наличниками, подобными наличниками восьмерика, но ещё более пышными, с выраженными «бровками». Колокольня Ильинской церкви приземиста и устойчива. Она представляет собой давно знакомый нам восьмерик на четверике, укрытый шатром. Но барочное оформление придаёт этой привычной конструкции своеобразие. Особенно хороши сдвоенные колонки с арочками, оформляющие восьмерик. Окна барочного восьмерика Ю.И. Успенский сравнивает с летучими мышами. Волнообразные изгибы широких наличников сдерживаются строгим рустом, оформляющим углы восьмерика.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?