В 1900 году в имении князей Тенишевых Талашкино, в деревне Фленово под Смоленском, был заложен Храм. К 1905 году его строительство было почти завершено. Сегодня до сих пор ведутся споры о создателе архитектурного проекта храма. Самой распространенной является следующая: архитектором проекта выступила княгиня Мария Клавдиевна Тенишева совместно с археологом И.Ф.Барщевским и художником С.В.Малютиным. Автором росписей интерьера храма является российский философ, художник, путешественник и друг княгини – Николай Рерих. Здесь же он создал одну из своих величайших художественных работ – огромную мозаику «Спас Нерукотворный» с изображением лица Иисуса. Мозаика выложена на фасаде над входом в храм и имеет большую выразительность. Особенно завораживают голубые бездонные глаза Спасителя.
Князь Вячеслав Тенишев, супруг Марии Тенишевой, выступил против строительства церкви. Тенишева обратилась за поддержкой к смоленскому губернатору Василию Сосновскому, который был другом князя. Только после этого В. Н. Тенишев ассигновал деньги на постройку храма. Тенишева писала: «Мы долго искали место для церкви. Ездили и ходили вокруг Флёнова, обсуждали этот вопрос со всех сторон и наконец нашли. Это было восхитительное место, лучше которого вряд ли возможно найти для церкви. Оно точно для того и было предназначено. Здесь, рядом со школой, на высокой красивой горе, поросшей соснами, елями и липами, с необозримым кругозором, положено было основание храму во имя Св. Духа».
Храм – небольшая по размерам постройка, которая производит впечатление монументальной. Он является образцом неорусского стиля начала XX века. В это время на первый план стали выступать не педантично скопированные детали древнерусской архитектуры, а «сказочно-эмоциональные» традиции русской культуры. Фасады храма были украшены керамической плиткой и смальтовой мозаикой, в окна вставлены цветные стекла.
Архитектура храма отошла от канонов русской церковной архитектуры. В ней предпринята попытка соединить «образы русской старины, вынесенные из путешествий по русскому северу, силуэты местной природы и, одновременно разных культовых сооружений». Постройка напоминает пирамиду, русский шатёр (использовались традиции русского деревянного зодчества: три ряда кокошников и маленькая главка) и буддийскую пагоду. Во внутреннем пространстве храма Святого Духа алтарная часть, по замыслу строителей, практически полностью доступна обозрению верующих. По мнению доктора искусствоведения Людмилы Короткиной, церковь должна была выражать идею сложности и единства мира. Роспись же интерьера церкви имеет другое смысловое значение. Она передает вечность духовных ценностей и утверждает, что смысл жизни — наполнение мира добром. Так, алтарная композиция «Царица Небесная» воплощает не канон одной из христианских конфессий, а является «собирательным образом, олицетворяющим начало добра и созидания в разных религиях». Особенностью храма является то, что он посвящён не Сошествию Святого Духа, а самому Святому Духу. Из-за неканонических взглядов создателей храма он так и не был освящен православной церковью. Искусствоведы находят в нем отголоски народных религиозных традиций и русского деревянного зодчества, влияние восточных вероучений и образы католической иконографии.
К сожалению, время неумолимо разрушало здание храма. В апреле 2016 года после обращения губернатора Смоленской области к вице-премьеру Ольге Голодец, посетившей Талашкино, Министерство культуры Российской Федерации выделило на реставрацию храма более 40 миллионов рублей. Спустя год более 6 миллионов было направлено на обновление мозаики. В храме Святого Духа была воссоздана кирпичная кладка, отмостка, обновлены подвальные помещения, которые занимают около 60 % площади здания. Реставраторы сохранили оставшиеся росписи и намерены восстановить их по фотографиям, сделанным Тенишевой и Рерихом, а также по подлинникам эскизов, выполненных художником, которые находятся в Библиотеке Конгресса США. В храме планируется открыть экспозицию, рассказывающую об истории его возведения.
Храм Святого Духа в Талашкине — объект культурного наследия народов РФ. Сегодня сюда стремятся паломники из разных стран. В этом месте всегда много туристов.