В центре села Смотрова Буда, на пригорке у речки Мирятинки, на месте, которое в народе называется Цвинтарь, в 1889-1892 гг. был возведен храм в честь святителя Николая Чудотворца. Храм был построен в характерном для конца 19 века стиле сельского деревянного храма, выполненного в неорусском стиле. Крещатое здание, рубленое из бревен в «лапу» и снаружи обшитое тесом. Цоколь храма кирпичный, крыши – железные.
Основной объем образован четырьмя крестообразно расположенными прямоугольными срубами с двускатными кровлями, над которыми в центре поставлен низкий глухой четверик и над ним световой восьмерик, увенчанный шатром с луковичной главкой на острой «шейке». В углах между восточным и боковыми рукавами креста, по сторонам алтаря устроены пониженные квадратные прирубы дьяконника и жертвенника, а с западной стороны к рукавам прилегают крыльца боковых входов. Вертикаль храма повторяет четверик колокольни, поставленный над западной частью трапезной – папертью с крыльцом. Колокольня также завершена шатром с главкой.
Основным элементом декора фасада выступает чередующаяся тесовая обшивка стен, горизонтальная до верха окон, вертикальная до карниза, а в схимниках фронтонов – вертикальная и «в елку». Ее дополняют скромные наличники окон (одинарных и тройных) с мелкой расклейкой фронтонами и сандриками, простые карнизы и фронтоны в завершении рукавов креста и паперти. Значительно обогащают силуэт Храма декоративные щипцы, острым изломом разрывающие карнизы и полицы снизу шатров.
В интерьере господствует центральная, развитая вверх, часть храма, соединенная с трапезной, боковыми прирубами и алтарем с широкими арочными проемами. При переходе от четверика к восьмерику применены плоские паруса. Роспись выполнена масляными красками (1904 год — надпись над западным окном). Изображение «САВАОФЕ» на восточной грани шатра и «ЕВАНГЕЛИСТОВ» на узких гранях восьмерика написаны позднее в академической манере. Краски положены пастозно, широкими мазками. Цветовая гамма выдержана в мягких, приглушенных тонах.
В скупом декоре повторяется в упрощенном виде оформление придельных иконостасов: накладные геометрические элементы и феленчатые пилястры в цокольной части. Обрамление икон второй половины 19 века – в виде ряда «зубчиков». Одноярусные предельные иконостасы ( середина 19 века), очевидно принесенные из других храмов, являются интересными памятниками украинского барокко. Элементы этих иконостасов и все иконы утрачены. Оригинальные завершения иконостасов покрыты богатым резным декором, который хорошо сочетается с барочной живописью икон (изображения архангелов). Главный четырехъярусный иконостас второй половины 19 века с «Распятием» в завершении, стилизован в духе барокко. Его царские врата и иконы местного чина утрачены.
Храм был закрыт с 1933 по 1941 год, колокольня снята, а помещение переоборудовано под зерносклад. Окончательно храм закрыли во второй половине 60-х годов ХХ века, в августе 1989 года он сгорел.