История Свято — Покровского храма нынешних времён до конца полностью не выяснена. В 1792г. Екатерина II подписала указ о переселение Запорожцев из Сечи на Тамань, Кубань и юго-восточный берег Азовского моря до г. Ейска. 25 августа 1792г. флотилия Запорожцев высадилась в Тамани. По прибытию совершён молебен, о котором полковник Савва Белый послал рапорт войсковому судье А.А. Головатому 12 сентября 1792г. Казаки считали своей покровительницей икону «Покрова Пресвятой Богородицы», неотлучно возили святыню с собой. Главным для себя, они считали построить церковь и посвятить ее «Покрову Пресвятой Богородицы», покровительницы казаков. Вскоре после высадки, одновременно с обустройством, казаки зашлись возведением храма. Однако по тогдашней, несостоятельности и малочисленности казаки не имели средств для осуществления строительства и тогда А.А. Головатый взял на себя организацию духовной жизни таманцев. В архивных документах сохранилось прошение войскового судьи А. Головатого епископу Феодосийскому и Мариупольскому Иову о постройке церкви от 1 июля 1794 г. Однако, до официального прошения, Головатый, как известно, «сам отмерял» площадь строительства «своими шагами», выбрал местом возведения нынешнее расположение храма «Покрова», учитывая обилие материала от разрушенных, при взятии Тамани, сооружений каменного типа. Возможно, тогда и появилась идея воздвигнуть каменный храм на основе имеющегося фундамента. Казакам приглянулось это месторасположение уже почти сразу после высадки. Ряд сторожилов утверждали, что фундамент являлся основанием турецкой мечети, другие считали фундамент бывшей резиденцией турецкого паши, многие – фундаментом христианской постройки. При реставрации храма в 1911г., действительно обнаружено: фундамент древнего типа не отвечал построенному на нём зданию.
Вот свидетельство старшего адъютанта войскового штаба Орлова, написавшего книгу об открытии памятника Запорожцам в Тамани в 1911 году. Он писал: «Высадились и осмотревшись, Запорожцы обратили внимание на четырёхугольное, продолговатое здание, обнесённое дорической колонадой. Безлюдное здание довольно хорошо сохранилось и уцелело от бывших здесь греческих поселений. Его легко, можно было приспособить под церковь, что и было сделано. Уже в 1794г. церковь была готова и освящена во имя «Покрова Пресвятой Богородицы». Вместо купола церковь имела фонарь, над которым водружён крест. Изнутри церковь представляла собой высокую и обширную, с дугообразным потолком комнату…». Возможно, это было то строение, о котором писал Кларк. Обнаруженный древний фундамент в 1911 году подтверждает, версию: греки также использовали, готовый, мощный, хорошо сохранившейся фундамент, для своего строительства. Возможно, это были храмовые постройки Тмутаракани. Так или иначе, но обращает на себя внимание быстрое завершение строительства, при чём дата его окончания на мраморной плите храма, установленной после реставрации 1911 года гласит 1793 год, прошение подано Головатым в 1794 году. Вероятнее, что греческая постройка была приспособлена под храм действительно в 1793 году и безусловно, освящена. Постройка вероятнее всего осуществлена на месте расположения Мстиславского храма «Пресвятой Богородицы». Таким образом, церковь оказалась практически вне станицы, даже в неудобном для поселян месте, ибо расселение пошло несколько в другую сторону, оставив храм на окраине.
Храм был обнесён высокой каменной оградой, которая сохранялась до Великой Отечественной войны, имела бойницу для ружей и двое ворот: на север и запад, В этой надежной цитадели можно, было укрыться, в случае опасности. Прихожане постоянно заботились о церкви, по возможности, приносили подношения не только деньгами, но и ценными вещами, священными сосудами, книгами, церковную утварь. Сам Головатый, на чьи средства в основном была построена церковь, как свидетельствуют архивные документы, «пожертвовал церкви серебряные блюда, кадило и ценную дарохранительницу работы, полкового есаула К. Чижевского…». Священник Демешко привёз с собой в храм старинные книги Библия и Литургион 1691 г. издания Храм Покрова Пресвятой. Богородицы» в то время становится не только олицетворением Православной Веры, но и очагом культуры переселенцев. Высокообразованный Головатый А. А. стремился сохранить культурное наследие древности. По его решению строятся вокруг храма деревянные столбы с навесом, под который велено свозить обнаруженные древности в Тамани и Таманском полуострове. Приказ спасает находки от расхищения и уничтожения. Подчеркивая: важность найденного Тмутараканского камня, засвидетельствовавшего местонахождение давно утерянного этих земель княжества, войсковой судья намеревался, построить в воротах церкви колокольню и положить при ней Тмутараканский мраморный камень деяний, князя Глеба. В Свято — Покровской церкви — 28 марта 1807г. установили два камня с ликами святых, о чём указано выше по тексту.
Однако храм в первозданном виде не сохранился. Он был разрушен в 1855 году французами, когда их эскадра подошла к Керчи. Через пять лет храм казаками был восстановлен на том же месте. Урядник Федор Чепиль в 1865 году на свои средства построил в церковном дворе каменную звонницу, напоминавшую сторожевую казачью вышку. На колокольне разместили шесть колоколов, самый большой из них весил 200 пудов. Православные службы продолжались до 1910 года, после чего было решено восстановить и отреставрировать храм в его первозданном виде. Первого октября 1911 года храм Покрова Пресвятой Богородицы освятили повторно.
В Свято-Покровский храм заезжали Пушкин с Раевским, Суворов лично принимал колокольный звон, и Лермонтов свечку ставил перед отъездом на войну. В 1850-х годах здесь два месяца служил настоятелем святитель Кавказский Игнатий Брянчанинов. Как свидетельствуют архивные данные, в Покровском храме в XIX начало XX в, хранились культурно-исторические памятники древности, найденные на Тамани, судьба многих осталась неизвестна.
В настоящее время в храме хранятся мощи святого Николая Мирликийского (их передали из итальянского города Бари), святого Никона Печерского, подвижника и летописца, не один год прожившего на землях Тамани; святителя Игнатия Брянчанинова. В алтаре хранится 250-летняя икона с изображением Иисуса Христа, подаренная казакам, по устным преданиям, лично Екатериной II. А икона блаженной Ксении Петербуржской в этом храме мироточит с 20 августа 2005 года. Храм Покрова Пресвятой Богородицы является самым старым на Кубанской земле и потому особо почитаем казаками и православными жителями края.