До 1783 года в г.Карачеве в центральном месте Козельской улицы существовала деревянная одноэтажная церковь во имя св. Параскевы-Пятницы, которая и называлась Пятницкой. Кем и когда построена она — неизвестно. В 1783 году рядом с нею была выстроена каменная двухэтажная церковь, главный престол которой посвящен в честь Казанской иконы Божией Матери, отчего и церковь получила название Казанской. Постройка этой церкви производилась тщанием купца Алексея Герасимова Сытина, на пожертвования прихожан и других благотворителей. Деревянный же Пятницкий храм был продан и на месте его воздвигнут каменный памятник, сохраняющийся доселе.
Из утвари старого храма уцелели только две иконы: во имя Казанской Божией Матери, на которую в 1862 году была сделана сребро-вызлащенная, шитая жемчугом и украшенная камнями, риза, и во имя св. Параскевы – Пятницы, издавна обложенная сребропозлащенною ризою.
В 1885 и 1886 годах старанием церковного старосты Ивана Иванова Суслова храм был расширен пристройкою к нему с двух сторон на средства благотворителей. В настоящее время церковь крепка и поместительна; нижний этаж ее теплый, а верхний – холодный. Утварью и ризницею очень достаточна. Между святынями особенно чтимы:
1. Икона Спасителя в образе Предвечного Младенца, лежащего на кресте;
2. Животворящий Крест Господень сребропозлащенный с находящимися в нем частицами св. мощей 30 св. угодников. Пожертвован сей Крест уроженцем г.Карачева из дома Вертиленских, прихожан Казанской церкви, бывшего игуменом и духовником королевы Вюртембергской Игнатием, от которой он наследовал эту драгоценность, как дар;
3. Нерукотворный образ Спасителя – дар прихожанки Анны Петровой Морякиной, замечательной академической работы, весь шитый жемчугом и украшенный камнями. С 15 апреля 1873 года эта икона поставлена местною в главном иконостасе и составляет редкое украшение храма;
4. Заслуживает также внимания, как редкость, св.Евангелие, издания половины 18 века, обложенное серебром и позолоченное. Оно замечательно как по своей величине, так и по весу: вес его 2 пуда 7 фунтов;
5. Нельзя не упомянуть также о Плащанице, шитой по лучшему венцианскому бархату золотом и жемчугом и украшенной камнями.
Престолов в храме шесть: а) в верхней церкви три: во имя Казанской иконы Божией Матери, Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы; б) в нижней – три: во имя св. мученицы Параскевы – Пятницы, преподобного Алексея Человека Божиего и св. великомученицы Варвары. Во время воскресного и праздничного богослужения поет хор, в котором, кроме взрослых прихожан и платных певцов, принимают участие ученики и ученицы местной церковно-приходской школы, а все остальные учащиеся поют общеупотребительные церковные песнопения, а также читают на клиросе. В будние дни, кроме псаломщика, поют и любители. Хор содержится попечительством, а любители поют бесплатно. Замечательных и древних могил возле храма нет. Есть только одна могила с памятником умершего местного протоиерея Михаила Покровского (в 1894 г.), находящаяся по правую сторону главного алтаря.
Земли усадебной, распашной и сенокосной церковь не имеет, но дома для священнослужителей есть, которые находятся в храмовой ограде. Здесь же расположены и церковные каменные лавки, которые сдаются в арендное содержание и плата за которые поступает в церковные средства. Жалования причт не получает. Особо древних документов в церкви не сохранилось. Есть копии метрических книг и копии исповедных ведомостей с 1805 года. Причт состоит из трех лиц: священника, диакона и псаломщика.
С 1889 года при церкви существует церковно-приходская школа, помещающаяся в церковном одноэтажном каменном здании. Образование Казанского, бывшего Пятницкого, можно отнести к первой половине XVII столетия. С 1784 года приход именуется Казанским. В состав его входят: Козельская улица, Базарная площадь, Ешкинская улица, Щемиловка и Костомаровка. Население прихода преимущественно принадлежит к мещанскому и частно-купеческому сословиям. В 1876 году два квартала Щемиловки были отчуждены к приходу Преображенскому. В настоящее время в приходе числится 186 домов.
Казанская церковь являлась церковью для Карачевского купечества. Недалеко от церкви находился дом самого богатого в Карачеве торгово-промышленника, купца 1-й гильдии В.Н. Кочергина.
Протоиереем в церкви служил М.В. Покровский – дед по материнской линии писателя Михаила Булгакова. М.В. Покровский был из династии священнослужителей. Его отец – Василий Покровский – служил дьячком в Архангельском соборе. Сам Михаил Васильевич после окончания Орловской духовной семинарии стал священником кладбищенской церкви, затем был переведен в Казанскую, где и дослужился до протоиерея. Умер он в 1894 году. В ограде храма, с правой стороны главного алтаря, находилась его могила и памятник. Дом священнослужителя находился в церковной ограде.
19 мая 1865 года во время благовеста от громового удара и молнии загорелся дом купца Боева, который стоял на месте современного магазина «Ермак». Пожар перенесся на Казанскую церковь, а за ней и на дом Покровских. В течение 10 дней пожар истребил значительную часть города. Тысячи горожан остались без крова и имущества. Михаила Васильевича такое несчастье постигло в третий раз. Несмотря на это, первой его работой после пожара стало не восстановление собственного дома, а поднятие из руин Казанской церкви, которая была восстановлена в рекордный срок – 5 месяцев.