Храм Казанской иконы Божьей Матери в Смольково

После небольшого отпуска мы возобновляем наши публикации об утраченных храмовых объектах на территории центральной России. Напомним, в последнем выпуске «Пытливого краеведа» мы загадали вам странное округлое в плане сооружение, которое большинство из вас определило как механизм водовзводной системы. Многих, я уверен, сбило с толку наличие в кадре деревянной Никольской церкви, однако совершенно удивительное необычное ротондальное каменное строение — это храм, освященный в честь Казанской иконы Божьей Матери. Сегодня мы начнем серию публикаций о нем.

Редчайший по своей архитектуре для всей православной России храм был построен более двух веков назад — 1809 году в селе Смольково Симбирской губернии, ныне — Ульяновская область. Средства на постройку каменного храма выделил потомственный дворянин, землевладелец и помещик Петр Дмитриевич Самарин.

Храм в крайней степени нетипичен для каноничной храмовой православной архитектуры, представляет собой в плане круглую ротонду, перекрытую полуциркульным стропильный куполом, обшитым кровельным железом. Симметричный объем выстроен в формах зрелого классицизма. Храм без колокольни, лишен вынесенной алтарной части в традиционную для культовой архитектуры апсиду. При этом внутри небольшого по размеру внутреннего пространства было расположено аж три придела с престолами Казанской иконы Божьей Матери, во имя преподобных Антония и Феодосия и преподобного Феодосия Тотемского чудотворца. Удивительно, как была организована трехпристольная служба в столь небольшой храме ведь, на вскидку, внутри храма свободно могли разместиться не более 30-40 прихожан. Неужели одного придела было недостаточно для столь немногочисленного прихода?

Ситуация с несвойственной православию архитектурой Казанской церковью в Смольково становится более понятной, если обратить внимание на одно сходство для всех малочисленных ротондальных храмов в России — практически все они были возведены на средства дворян, состоящих в масонских ложах. Именно круглая в плане форма храмового объема, противоречащая канонам православной архитектуры, была свойственна культовым сооружениям, в которых проводились собрания вольных каменщиков. Известно, что Петр Дмитриевич Самарин активно разделял орденские взгляды, хотя о его формальном вхождении в состав какой-либо ложи доподлинно не известно.

Ранее мы уже рассказывали о ротондальном Воскресенском храме в усадьбе дворян Приклонских в Подвязье, основатель которой Богдан Михайлович Приклонский был масоном.
Стоит так же обратить внимание на полностью утраченный ротондальный храм Иоанна Крестителя, построенный в конце 18 века в имении масона Василия Киндякова на юго-востоке Винновской рощи в Симбирске. Все три этих храма лишены алтарной части, традиционно выносимой в апсиду, да и к чему она, если богослужение в храме, предназначенном для орденских собраний, носило условный, вторичный характер. Все три храма были возведены до запрещения масонства в России в 1822 году, в эпоху зрелого классицизма (отсюда и их архитектурная схожесть).

#Храмы@utrachennoe #Сельские_храмы #Каменные_храмы@utrachennoe
#Смольково@utrachennoe #Ульяновская_область@utrachennoe

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?