Само название церкви в наше время вызывает вопросы. Ведь то, что мы привыкли называть Ходынским полем, находится совсем в другом месте, внутри окружной железной дороги и в двух километрах от нужного нам храма. Однако в XIX веке Ходынское поле было гораздо больше по площади и доходило почти до Щукина. В 1900-е годы окружная железная дорога разделила поле на две части. Еще в первой половине XIX века на Ходынке стали появляться военные лагеря. Они разместились как раз в восточной части поля, ближе к Щукину. В начале ХХ века эту часть называли Военным полем, а с 1922-го стали именовать Октябрьским полем. В 1930-е годы поле активно начали застраивать бараками, а позже, в 1940–50-е годы, – сталинскими домами. Военные лагеря располагались севернее нынешней улицы Маршала Рыбалко. С севера от военных лагерей располагалась Большая Всехсвятская роща, от которой до нашего времени сохранилась только небольшая часть.
Церковь построена именно на территории военных лагерей – при отделении Московского военного госпиталя. Так что основными прихожанами стали юнкера и офицеры. Первый храм появился в 1897 году, он был деревянным и посвящался святому Пантелеймону. Архитектор первой церкви – И. Молчанов. Нынешний храм возвели рядом с деревянным в 1902 году и посвятили иконе «Скоропослушница», которой традиционно молились при различных бедах и чрезвычайных ситуациях: кораблекрушениях, пожарах, наводнениях и т. д.
Заложена церковь 8 июня 1901 года, и через год с небольшим, 1 августа 1902 года, ее уже освятили. Архитектор, увы, неизвестен. Газета «Московские церковные ведомости» отметила: «Во время богослужения, совершавшегося протопресвитером армии и флота А. Желобовским, соборно, с многочисленным военным духовенством, к храму прибыли Их Императорские Высочества Великий Князь Сергей Александрович и Великая Княгиня Елизавета Федоровна, в сопровождении свиты». Сергей Александрович в те годы являлся правителем Москвы – генерал-губернатором.
Храм построен в неорусском стиле, стилизован под архитектуру русского узорочья XVII века. Однако это больше касается деталей: например, арочный портал с юго-западной стороны. В Москве можно найти целый ряд прототипов этого портала: например, у церквей Косьмы и Дамиана в Старых Панех, Троицы в Листах, Святого Владимира в Старых Садах, Иоанна Предтечи под Бором в Заречье. Окна с килевидными завершениями над порталом тоже типичны для допетровского узорочья. А вот звонница такого типа, завершающая переднюю часть церкви, в XVII веке могла быть построена только отдельно от церкви. Вертикальные «ширинки» по краям переднего фасада – ряды квадратных профилированных ниш с ромбиками по центру – тоже мотив, взятый из узорочья, но в XVII веке такие элементы использовали в украшении обходных галерей, пристроенных к церквям.
Основная часть церкви представляет собой четверик с одноглавым завершением. Под карнизом пояс из кокошников, слишком мелких по сравнению с прототипами XVII века, что отсылает к аркатурным поясам XV века, например: у церкви Ризоположения в Кремле.
После революции деревянную церковь снесли, а кирпичную закрыли, обезглавили и сломали верхушку звонницы. Внутри расположили склады, последним из них, в 1980-е годы, был склад предприятия «Союзсамоцветы». Церковь вновь освятили в 1992 году, после чего отреставрировали. Однако при реставрации исказили изначальный облик здания: краснокирпичные неокрашенные стены были оштукатурены.
Автор статьи: Александр Иванов
Материал с портала «Узнай Москву»