Никольский собор на 1200 человек сменил небольшую теплую церковь 1765-1768 гг. Представитель официального русско-византийского стиля, он строился по проекту А.А. Латкова с 1900 по 1904 гг.; реставрирован Малхасовым в 1980-х гг. Собор сложен из кирпича. … Пятиглавый четырехстолпный храм без апсид принадлежит у центрическому крестовокупольному типу. Поставлен на глубоких, превышающих его площадь подвалах, из которых обращенный к Паже западный образует в береговом обрыве подпорную стенку. Внешняя архитектура отражает внутреннюю структуру здания. Плановому кресту на фасадах отвечают ризалиты с двумя ярусами окон и большой полукруглой закомарой. Собор венчает массивный, высоко поднятый на трибуне световой, внутри круглый, снаружи граненый барабан с куполом. Глухие купольные своды над пониженными закрестовьями служили опорой для малых угловых глав. В декоре фасадов ведущий мотив колончатой аркатуры сочетается с широким использованием филенок и ленточного руста….Внутри величественный благодаря обширности и высоте пространства храм имеет над западной папертью хоры с выходом на балкон… Оконные решетки заменяют узорные металлические рамы.
Каталог «Памятники архитектуры Московской области», т. 2. М., Стройиздат, 1999 г. с.79-80.
Большой пятикупольный краснокирпичный храм в русско-византийском стиле, построен в 1899-1904 гг. попечением игуменьи Филареты (Меркурьевой) по проекту архитектора Троице-Сергиевой лавры А.А. Латкова. Боковые престолы- во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла (южный), Воскресения Словущего (северный). Храм был богато украшен. Стены украшали росписи артели палехских мастеров братьев Сафоновых, исполненные в 1911 г. Стоявшие в ряд иконостасы были выполнены из итальянского белого мрамора с разноцветными колонками и украшениями из бронзы. Храм вмещал 2000 человек.
Собор был закрыт в 1932 г. и разорен, уничтожено внутреннее убранство и боковые главы. Использовался под мастерские техникума, к 1980-м гг. заброшен. Реставрация 1980-х гг. была не точной, без восстановления боковых глав, отчего здание воспринималось неоднозначно. Новая реставрация, завершенная в 2012 г., возродила подлинный исторический облик этого незаурядного храма.
Кирилл Аминов, 9 апреля 2015 г.
К концу ХIХ столетия облик монастыря серьёзно изменился. По проектам архитектора Александра Афанасьевича Латкова (1863-1949) сначала на территории монастыря были построены несколько корпусов, включая просфорный, а вместо убогих деревянных келий, разбросанных по всей территории обители, выросло несколько больших каменных корпусов общежитий. А вскоре Латков представил проект грандиозного храма на 2000 человек, который должен был заменить старую Никольскую церковь. Дело не стали откладывать в долгий ящик, начали сбор средств, потом, как и в случае с Покровским собором, старое здание, ставшее тесным для прихожан, полностью разобрали, а вместо него из красного кирпича сложили величественный храм, видный из любой точки Хотькова. Несмотря на огромный объём работ, построили его быстро — всего за пять лет: разрешение на строительство Московская духовная консистория дала в мае 1899 года, а уже в сентябре 1904-го года игумения монастыря Филарета II (Меркурьева) доложила наместнику лавры о завершении строительства.
Торжества освящения храма растянулись на два дня. 26 сентября митрополит Московский Владимир освятил главный алтарь во имя Святителя Николая Чудотворца и правый придел, 27-го — архимандрит Товия освятил левый придел. В 1911 году храм расписали иконописцы из артели Сафоновых.
Никольский собор и сейчас, особенно после недавней капитальной реставрации 2012 года, производит неизгладимое впечатление на паломников, а что говорить о начале ХХ века? Современники отмечали тогда, что своим великолепием он превзошёл все ожидания и, как написала одна из местных газет, «по своей архитектуре принадлежит к выдающимся церквам Московской епархии». Храм в Хотьково, по оценке московского архитектора Дмитрия Виноградова, утверждавшего акт об окончании его строительства, это — «грандиозное здание византийского стиля».
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №253, 2017 г.
Во второй половине XIX в. значительно возросло число прихожан Хотьковской обители, поэтому старый Никольский храм не мог уже вмещать такого количества людей. В конце 1899 г. было подано прошение в Московскую Духовную консисторию о разрешении разобрать старую Никольскую церковь и построить на её месте новую. Старая Никольская церковь была разобрана в 1899 г. и сразу же началось строительство нового собора, которое продолжалось почти пять лет. Никольский собор был достроен в 1904 г.
Новый храм был рассчитан на две тысячи молящихся, впечатлял своими размерами, нарядной внешней отделкой и богатым убранством интерьера. Это был первый в России храм, построенный в русско-византийском стиле, который начал возрождаться в храмовой архитектуре второй половины XIX в.
Крестообразное двухсветное здание центрического типа стоит на сводчатом полуподвале. Завершается большим центральным куполом с высоким шпилем, увенчанным крестом, а также четырьмя малыми боковыми куполами. Центральный купол опирается на мощный световой барабан, выполненный в виде перспективной аркады с двенадцатью большими полуциркульными оконными проемами. Световой барабан, в свою очередь, утвержден на четырех внутренних опорах, смещенных к углам здания. Неоштукатуренные краснокирпичные фасады собора были декорированы белокаменными пилястрами с резными капителями.
Византийскому стилю архитектуры Никольского собора соответствовало и убранство его интерьера. Полы и стенные панели были отделаны камнем, искусственным и натуральным цветным мрамором. Иконостасы изготовлены из белого итальянского мрамора с колоннами из мрамора цветного, с бронзовыми вызолоченными украшениями и с такими же царскими вратами; иконы живописной работы.
Центральный иконостас имел три, а боковые – два яруса. Обширные клиросы сделаны также из белого мрамора, по стенам и вокруг столбов располагались прекрасные старинные иконы в серебряных ризах из прежнего храма. У западной стены во всю ширину были устроены железные хоры для певчих. Расписан храм был в 1911 г.
В 1932 г. Никольский храм закрыли. Великолепного убранства больше не было. Надгробия из усыпальницы распилили на части и отправили на стройки. С 1934 г. храм использовался как склад боеприпасов для конвойного полка НКВД, некоторое время стоявшего на территории монастыря. С 1944 г. – как учебные классы артиллеристов. В 1948 г. в подклете располагались механические мастерские школы комбайнеров и трактористов, в храме ремонтировали сельхозмашины. В последующие годы 1950–1980-е г.г. – как склад готовой продукции столярного цеха сельскохозяйственного техникума, какое-то время в нём находился клуб.
Возвращение Никольского собора Русской Православной Церкви произошло в 1990 г.
Реставрационно-востановительные работы проводились в соборе с 2008 по 2012 г.г. Первоначальная внешняя реставрация храма с установлением одного центрального купола была проведена к празднованию тысячелетия крещения Руси. За прошедшие годы были восстановлены пять куполов по старинному образцу, выполнена внешняя и частично внутренняя отделка, установлены белые мраморные иконостасы в трёх приделах, на главном иконостасе закончена роспись, выложен мрамором пол, имеющий систему подогрева.
В 2011 г. преподаватели и выпускники иконописной школы МДА занимались росписью иконостасов в боковых пределах. Они выполнены из белого мрамора также, как и центральный иконостас, расписанный московскими мастерами. В настоящее время в нем продолжаются реставрационные работы.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru