Хотьков Покровский монастырь находится в десяти с четвертью верстах от лавры по направлению к Москве и по Московской железной дороге, которая идет мимо монастыря и которая имеет у него свою первую станцию от Троицы. Стоит на реке Паже.
О начале Хотькова монастыря нет сведений, но он основан, или составился, не позднее первой четверти XIV века, ибо в 1335-1336 годах в нем постриглись а позднее были погребены родители преподобного Сергия Радонежского.
Весьма вероятно, что вначале это не был монастырь в собственном смысле, а была приходская церковь, у которой жили старцы и старицы, что в древнее и старое время было очень обычно. Как бы ни было, но в первой половине XIV века он был монастырем двойным — мужским и вместе женским, по каковой причине в нем одном и постриглись как отец, так и мать преподобного Сергия, и этим монастырем двойным, мужско-женским, он оставался не менее как до начала ХVI века.
В продолжение долгого времени монастырь был очень бедным монастырем, так что к нему шло название не столько монастыря, сколько монастырька, каковым последним именем он и называется. В 1506 году великий князь Василий Иванович пожаловал монастырю свою ругу. Грамота, которою государь назначает свою ругу, есть следующая: «Се аз князь великий Василий Иванович пожаловал есми попа Лукьяна да дьякона Захарья, чтo служат в Радонежском уезде у Покрова Пречистыя Богородицы в монастыре на Хотькове, где лежат Сергия чудотворца родители, отец его Кирило да мать его Марья, или кто у той церкви у Покрова Пречистые в монастыре иной поп и дьякон будет, велел есми им давати ругу с году на год на зборе (т. е. с выдачей ее в сборное воскресенье): попу пятнадцать четей ржи, да пятнадцать четей овса, […]. Дана грамота на Москве 7014 (1506) году марта в 11-й день».
В 1545 году царь Иван Васильевич Грозный, исполняя просьбу Троицкого игумена с братией, предоставил монастырь в заведывание Троицкого монастыря.
Став в промежутке годов 1506-1544 монастырем исключительно женским, Хотьков монастырь и остался таковым уже на все последующее время. Власти Троицкого монастыря желали получить его в свое заведывание, как нужно думать, имея в виду его благоустроение. Но, сколько знаем, на самом деле они заботились об его благоустроении весьма немного. В описи Троицкого монастыря 1641 года читается описание Хотькова монастыря вместе с описаниями всех других приписных к Троице монастырей. Из этого описания видим, что две церкви монастыря были снабжены принадлежностями до последней степени бедно и скудно. Для заведывания монастырем от Троицкого монастыря при нем постоянно жил иеромонах этого последнего. Монахини получали от Троицкого монастыря хлебное и денежное (весьма нещедрое) жалованье. В 1764 году монастырь был отписан от Троицкого монастыря и помещен в третьем классе самостоятельных монастырей со штатом семнадцать монахинь.
В конце ХVI века монахинь в монастыре было 35 и 36. В 1641 году их было 42. В 1764 году, когда монастырь, отписанный от Троицкого монастыря, сделан был самостоятельным, в нем было: монахинь 41, белиц вдов 34, девиц 40, а всех — 115. В конце ХVIII столетия число всех обитательниц монастыря возросло до 280, а с первой четверти ХIХ столетия оно стало доходить до 350, до 400. До 1840 года монастырь был особножитным, так что каждая монахиня имела собственное помещение (в келье, ею самою построенной, или купленной у наследников одной из прежних монахинь, или нанимавшейся у монастыря, в собственность которому оставлялись келии иными монахинями при смерти, а равным образом в квартире, нанимавшейся у обладательниц того или другого рода келлий) и собственное содержание (так что каждая монахиня в своей собственной или нанятой келье жила своим собственным хозяйством). Приобретая себе содержание главным образом трудами рук своих, монахини должны были продавать свои рукоделия; а по этой причине в монастыре, как это и вообще в женских особножитных монастырях, должна была завестись монашеская торговля. Но к торговкам монахиням присоединялись и торговцы миряне, когда при монастыре собирались торги или ярмарки, и таким образом повелось (вошло в обычай), чтобы торги и ярмарки происходили не под монастырем, а в самом монастыре. Так это было до не особенно давнего времени. С 1840 года начало вводиться в монастыре общежитие, которое потом (к 1871 году) и совсем введено было в нем (в том смысле, что для всех монахинь — помещение монастырское и что все монахини имеют монастырский стол).
Другие церкви в монастыре:
1) находящаяся близ Покровского собора теплая церковь во имя Николая Чудотворца, с приделами во имя апостолов Петра и Павла и в воспоминание обновления храма Воскресения Христова во Иерусалиме (словущего Воскресения, празднование 13 сентября); первоначально построенная в 1768 году и увеличенная позднейшими пристройками (недавно сломана, и вместо нее в 1902v1905 гг. построена новая, по проекту архитектора Лыткова, освященная 1 октября 1905 г.);
2) находящаяся над южными воротами монастыря при богаделенном доме, во имя святителя Митрофана, построенная в 1833 году;
3) находящаяся на северных воротах монастыря, в честь Рождества Иоанна Крестителя, построенная в неизвестном нам году и служащая к отправлению треб для прихожан монастыря, которых у него восемь деревень.
Источники информации:
Памятники архитектуры московской области (под ред. Подъяпольской)
Преподобный Сергий Радонежский и основанная им Троице-Сергиева лавра (Е. Голубинский)
Покровский монастырь — главная архитектурная достопримечательность города. Его художественный ансамбль XVIII-XX вв., расположенный на старой Троицкой дороге, господствует в широкой панораме окружающего ландшафта. Время основания монастыря неизвестно, в летописи он впервые упоминается под 1308 г. Вначале небольшой бедный монастырек, последовательно бывший семейным, затем мужеско-женским, в 1540-х гг. был преобразован в девичий и приписан к Троице-Сергиеву монастырю; в 1764г. получил самостоятельность.
До середины XVIII в. монастырские строения, за исключением соборной церкви 1644-1648 гг., были деревянными. Развитие монастыря как места паломничества привело к постепенной замене их каменными. Наибольшей художественной цельности монастырский ансамбль достиг к середине XIX в., когда в его центре была поставлена высокая колокольня. Многоярусная с динамичной структурой масс, она господствовала в ансамбле, придавая завершенность его композиции, Разборка этой доминанты в 1930-х гг. обезглавила комплекс. Ее роль в значительной степени воспринял новый, XX в., грандиозный собор, определяющий до сего времени силуэт монастыря.
Необычна исторически сложившаяся продольно-осевая планировка комплекса с центральной улицей, до середины XIX в, служившей паломникам отрезком дороги «к Троице». В XVIII в. улица, в соответствии с особножительным монастырским уставом, была сплошь застроена небольшими деревянными домиками келий. Впоследствии, с изменением устава, разделена колокольней на жилую и парадную части с разбивкой соборной площади. Существующая структура следует старой схеме.
Покровский Хотьковский монастырь, 3 класса.в 10 верстах от Свято-Троицкой лавры, при железнодорожной станции Хотьково. Основан не позднее первой четверти XIV века. Здесь скончались ( в 1337 году) и погребены праведные Кирилл и Мария — родители пр.Сергия Радонежского, принявшие здесь иночество; при их гробницах поются для богомольцев панихиды. В соборном храме, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, находится свято чтимая икона Богоматери — Толгская, принадлежавшая прежде царице Параскеве Федоровне; драгоценный урбус на эту икону пожертвован императрицей Анной Иоанновной. Здесь же замечательна старинного письма икона Знамения Божией Матери; на этой святой иконе у ног Богомладенца, изображенной во весь рост, начертана гробница Кирилла и Марии, а по сторонам гробницы их дети — Варфоломей (преподобный Сергий), Стефан и Петр, и супруги последних — Анна и Екатерина. При монастыре школа, иконописная мастерская, больница и богадельня.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Хотьковский Покровский монастырь один из самых древних в Подмосковье, его история исчисляется почти семью веками. Несмотря на долгую историю, этот монастырь не прославился никакими неординарными событиями, чудесами, не было в нём чудотворных икон, выдающихся архитектурных сооружений.
Монастырь, по преданию, основали в первой четверти ХIV века, а прославили его родители великого русского святого Сергия Радонежского — ростовские бояре Кирилл и Мария. Точное первоначальное происхождение Хотькова монастыря неизвестно. Известно, что Покровский Хотьковский монастырь стоит на узком и длинном мысу, образованном речкой Пажей и Комякинским оврагом. Место, которое он занимает, издревле называлось «Хотково» или «Хотков», в его основе лежит древнеславянское мужское имя «Хот». Хотков, — так, вероятно, называлось небольшое славянское земледельческое поселение, на месте которого и возник Покровский монастырь.
Так, епископ Амвросий, в миру Орнатский, в книге «История Российской иерархии» — М., 1805-1815, т. 4, с. 1103, говорит о том, что в исторических документах о монастыре в Хотькове упоминается не позднее 1308 г. Здесь Кирилл и Мария в 1335-1336 гг. приняли монашество, в 1337 г. здесь же их похоронили, в 1992 г. они были канонизированы. Родители Сергия Радонежского были погребены в трапезной части Покровского храма, после чего сюда не иссякал поток богомольцев. В хотьковский монастырь приезжали и приезжают молиться о долгой и доброй жизни членов своей семьи и прежде всего — детей, а также других достойных людей. Просят преподобных Кирилла и Марию помочь им в мирских делах, а главное — способствовать рождению, хорошему воспитанию и образованию детей для их должного служения православию, Родине.
В Хотьковском монастыре принял монашеский постриг старший сын Кирилла и Марии — Стефан, который недолго жил в супружестве. Овдовев и не имея детей, вскоре после смерти родителей он сам принял постриг в этом монастыре. В отдельных источниках указывается, что и его средний брат — Варфоломей (будущий Сергий Радонежский), также принял монашеский постриг именно в Хотькове, «у Покрова». Всё это в большей мере определило особое место Хотьковского монастыря среди обителей России.
В Древней Руси, в том числе в Московском княжестве, монастырей было мало. Из-за недостатка обителей в Хотьковском монастыре в то время были отделения и для монахов и для монахинь (вот почему в одном монастыре смогли жить, приняв монашество, родители Сергия Радонежского). По сути в те далёкие времена монастырь объединял мужскую и женскую монашескую общины. В 1504 году Соборное определение запретило жить в одном монастыре мужчинам и женщинам. В 1504 году монастырь стал женским, в то время в нём были две деревянные церкви и 16 монашеских келий. В 1506 году великий князь Московский Василий III назначил обители небольшую ругу — денежное и хлебное содержание. В 1544 году Хотьковский монастырь был приписан к Троицкому монастырю. В 1609-10 гг. Хотьковская обитель сильно пострадала от польско-литовской интервенции и фактически полностью была сожжёна, ведь все постройки в ней тогда были деревянными.
Известно, что в 1580 к уже существующей деревянной «клецкой» Покровской церкви была добавлена деревянная Никольская. В 1644-48 гг. на средства стольника Василия Янова в монастыре построили первый каменный собор. В 1764 году Хотьковский монастырь стал самостоятельным и возведён в III класс со штатом в 17 монахинь, хотя в нём жили более 100 сестёр. По преданию, царь Пётр I выписал из Голландии кружевниц и золотошвеек для обучения хотьковских монахинь, которые вскоре стали замечательными мастерицами. С ХVIII века Хотьковский монастырь уже славился плетением кружев, прядением особо тонких нитей (из которых изготовляли тончайшее полотно), тканными холстами, вышивкой шёлком и золотом. Золотошвейная вышивка и товары рукодельного промысла имели большой спрос. Изделия хотьковских мастериц можно было купить в самом монастыре: расходились они на продажу и по всей России. До 1840-х гг. Хотьковский монастырь был особножительным, это значит, что каждая монахиня обеспечивалась в зависимости от её труда на благо обители и от личного вклада при поступлении в неё. В ХIХ веке в Хотьковском монастыре жили около 400 насельниц. В начале ХХ века этому монастырю по штату полагалось иметь 60 монахинь и 60 послушниц, а реально в 1916 году их было соответственно 70 и 67.
С начала ХIХ века Хотьковская обитель стала выполнять новые для неё функции: она стала своего рода тюрьмой или исправительным заведением для женщин. Сюда переводили монахинь из других монастырей, обвинённых в непослушании и несмирении; кроме того, сюда насильно помещали женщин-мирянок, осуждённых на «монашеское заключение». Всем этим женщинам назначалось послушание в иконописной мастерской, в церковно-приходской школе, в богадельне для престарелых монахинь, больнице, гостинице, оранжереях, на скотных дворах и в других подразделениях монастырского хозяйства. Ежегодно в октябре под стенами Хотьковского монастыря проводилась многолюдная Покровская ярмарка (получившая название по соборному храму обители — в честь Покрова Пресвятой Богородицы).
Октябрьский переворот 1917 года круто изменил ритм жизни обители. В 1918 году монастырь первый раз был можно так сказать «разграблен», а в 1919 году часть зданий обители отдали детской колонии, а уже в 1921 году — официально закрыли. Но даже после своего официального закрытия монастырь фактически существовал под приемлемым для новой власти названием «трудовой артели кустарных изделий». В середине 1920-х годов здесь ещё жили и трудились примерно 160 монахинь, которые пытались сохранить прежний монастырский уклад жизни. К тому времени уже большую часть бывших монастырских зданий занимали службы детской колонии, так называемый «детский городок». В 1928 году артель из монахинь закрыли, а самих тружениц выселили из монастыря. В освободившихся монастырских зданиях разместили фабричные общежития. В 1931 году последнюю игуменью монастыря (она была ею с 1918 по 1931 г.) Варсонофию арестовали и отправили в ссылку в Казахстан, где она и умерла. В середине 1920-х годов закрыли сначала величественный Никольский собор, а в 1935 г. — Покровский храм. В монастыре открылся агрономический факультет Института красной профессуры и строительное училище. После Великой Отечественной войны в Покровском соборе разместили маленький завод «Химбыт». Также в бывшем монастыре открыли школу механизаторов, позже преобразованную в сельскохозяйственный техникум.
Архитектурный комплекс Хотьковского монастыря в советский период в значительной мере утратил свою историко-культурную и художественную значимость. Многие художественные ценности, украшения икон и утварь из серебра и золота, а также драгоценные камни, иные ценности из обители были конфискованы, судьба их неизвестна. Монастырские здания были перестроены или разобраны, снесли даже архитектурно-художественную доминанту монастыря — колокольню. В начале 1930-х гг. мрамор от соборов Хотьковского монастыря использовали при отделке станции Московского метрополитена «Комсомольская», открытой в 1935 году. Серебряную и золотую церковную утварь конфисковали, менее ценную сбросили в находившиеся на территории монастыря глубокие колодцы, которые затем закрыли бетонными плитами. Разрушение и разграбление монастыря продолжалось до конца 1980-х гг. В 1987 году местная молодёжь начала очищать закрытые монастырские соборы от хлама и гари. Уже в 1989 году обитель вновь распахнула свои двери и начала удивительно быстро восстанавливаться. 2 апреля 1989 года в первом восстановленном после осквернения и запустения Покровском соборе состоялась первая Божественная литургия.
В 1990 году Хотьковский Покровский монастырь передали Русской Православной Церкви, а летом 1992 года он был возрождён. Число насельниц монастыря год от года увеличивается, в 2000 году их было 60 человек, теперь — заметно больше. Сейчас в монастыре живут в основном молодые женщины в возрасте от 20 до 35 лет, есть среди послушниц девочки 10-14 лет. 14 октября 2000 года открыт приют-пансион для девочек. Женщины и девушки, пришедшие в монастырь и видящие своё призвание в монашестве, имеют в основном медицинское образование. В 2008 году Покровский Хотьковский ставропигиальный монастырь отметил 700-летие своего существования. В 2017 году исполнилось 25 лет возрождения монашеской жизни после разорения и 680 лет со времени кончины покровителей обители преподобных Кирилла и Марии, Радонежских и Хотьковских чудотворцев. В наши дни возрождён обычай: паломники, направляющиеся в Троице-Сергиеву лавру, стараются посетить обитель в Хотьково и поклониться гробнице родителей Сергия Радонежского в благолепном Покровском храме.
Из книги Глушкова В. Г. Монастыри Подмосковья. — М.: Вече, 2005
Донесение (1759 г.) Учрежденнаго собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры: „В приписном той Сергиевой лавры Хотьковском девиче монастыре в церквах исправляются мирския требы, как то: крещение младенцев и бракосочетание, коему исправлению быть по тому монастырю весьма не приличествует, а для таких необходимостей потребно быть церкви в состоящей при том монастыре слободке, ибо для того исправления при том монастыре имеются белые мирские священник и диакон и пономарь, в коей и жительство имеют, а в том Хотьковском монастыре имеется деревянная церковь во имя святителя Христова Николая, Мирликийского чудотворца, несколько ветха и подлежательна к перестройке вновь“. Учрежденный собор просил дозволения эту церковь разобрать, перенести ее и построить вне монастыря на пристойном в той слободке месте. Синод. Контора 2 июля 1759 г. разобрать церковь позволила, а о постройке новой велела Учрежденному собору хлопотать пред Московским митрополитом Тимофеем (1759 г. № 165).
1764 г. 25 июня монахини Хотьковского девича монастыря писали, что с начала самого построения сего монастыря он был приписан к Свято-Троицкой Сергиевой лавре, потому что в нем почивают мощи блаженных родителей преп. Сергия, и просили о приписке его опять к лавре, но Синод
11 октября 1764 г. отказал в просьбе и велел быть ему в ведомстве Московского митрополита. Тут же донесение о смерти 5 июня 1764 г. игуменьи Анфии и просьба монахинь о назначении на ее место казначеи того же монастыря Македонии Борисовой (1764 г. № 164).
Источник: Прот. Н.А. Скворцов. Архив Московской Св. Синода Конторы. Материалы по Москве и Московской Епархии за XVIII век. Выпуск 1-й. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. — Москва. Синодальная Типография. 1913.
1 августа 2022 года исполнится 30 лет со дня возобновления монашеской жизни в одной из древнейших российских обителей — Хотьковом монастыре, расположенном всего в 10 километрах к юго-западу от Троице-Сергиевой Лавры. История обители, основанной предположительно в 1308 году, тесно связана с именем преподобного Сергия Радонежского, немалое время пребывавшего в её стенах, исходившего эту землю святыми стопами. Первое упоминание о Покровском монастыре «на Хотькове» содержится в летописном Житии Преподобного, составленном его учеником Епифанием Премудрым.
В нескольких километрах от Хотькова находится древнее славянское поселение Радонеж, куда в 1328 году, спасаясь от притеснений ордынских ханов и княжеских междоусобиц, переселились из Ростова Великого родители преподобного Сергия, именитые бояре Кирилл и Мария со своими сродниками и домочадцами. В Радонеже прошла юность Варфоломея, будущего Игумена и Печальника земли Русской. С детства стремившийся к иноческой жизни, он один из троих сыновей Кирилла и Марии, не связанный семейными узами, остался опорой престарелых родителей. Незадолго до смерти, по обычаю времени и своему сердечному желанию, благочестивые бояре приняли монашеский постриг в близлежащем Покровском монастыре, бывшем тогда приютом для монашествующих старцев и стариц. Служа родителям, неотлучно находился при них Варфоломей, к которому вскоре присоединился его овдовевший брат Стефан. Лишившись супруги, он не пожелал оставаться в миру, но принял монашество и вместе с братом заботился о схимниках-родителях до их блаженной кончины, последовавшей в 1337 году. Впоследствии в Хотьковской обители был погребён м младщий брат преподобного Сергия, Пётр, со своим семейством.
Монастырь, ставший усыпальницей рода Сергиева, привлекал к себе многочисленных богомольцев. Уже с середины ХV века паломники, направляющиеся в Троице-Сергиеву Лавру, считали своим непременным долгом почтить прежде родителей Преподобного. Церковная летопись Покровского Хотькова монастыря приводит множественное обращение к преподобному Сергию и его святым родителям спасало людей от тяжких недугов. Трижды молитвами их обитель была избавлена от холерных эпидемий в 1711, 1848 и 1871 годах. Гробницы преподобных неизменно находились в Покровском соборе после многочисленных реконструкций и даже постройки нового храма на месте древнего. Около мощей читали Неусыпаемую Псалтирь и служили панихиды.
О древней истории Хотькова монастыря известно немного. Из-за скудости средств и малого числа иночествующих в начале ХVI века обитель находилась на великокняжеском содержании, а в 1544 году с целью благоустроения была приписана к Троице-Сергиевой Лавре. В жалованной грамоте Ивана IV монастырь уже именуется девичьим, поскольку отделение для старцев в самом начале ХVI века было упразднено. Во время полько-литовской интервенции Хотьков монастырь подвергся разорению, но при поддержке Троицкой обители вскоре был восстановлен. Долгое время все его постройки оставались деревянными. Первый каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был построен лишь в 1644 году на средства, пожертвованные царским стольником В. Ф. Яновым. В 1764 году, когда число насельниц составляло уже 115 человек, монастырь был отписан от Троице-Сергиевой Лавры и обрёл самостоятельность.
Обитель росла и благоустраивалась, деревянные постройки постепенно заменялись каменными. Здания храмов в результате неоднократных перестроек не сохранили своего первоначального облика. Покровский собор заново построен и освящён в 1816 году, а Никольский — в 1904-м. Всего в обители четыре храма, включая два надвратных. Большинство зданий построено в ХIХ веке. До 1840 года здесь существовало особножитие — каждая насельница имела обеспечение в зависимости от величины вклада при поступлении и от результатов своего труда. Монахини жили рукоделием, в котором достигли большого совершенства. Замечательные по красоте церковные облачения, вышитые руками сестёр, хранятся ныне в собрании Сергиево-Посадского историко-художественного музея в Сергиевом Посаде. Помимо рукоделия, монахини занимались сельскохозяйственным трудом, разводили сады и огороды, при монастыре имелись церковно-приходская школа, больница, богадельня и каменная гостинница, где безвозмездно получали пищу и кров бедные богомольцы.
После 1917 года обитель разделила трагическую участь поруганных и разорённых святых мест в Российской империи. До закрытия в 30-е годы последнего храма некоторые сёстры жили на территории монастыря, входя в состав рукодельной артели. Многие из них, включая последнюю настоятельницу игумению Варсонофию 2-ю, были репрессированы и окончили жизнь вдали от родной обители. Монастырские здания были заняты различными производственными предприятиями и использовались под общежития. Долгие годы казалось безвозвратно утраченным былое благолепие обители, как и её веками накопленные культурные ценности. Только в 1960 году, по инициативе А. С. Некрасова, полуразрушенный монастырский комлекс был взят под охрану государства как архитектурный памятник республиканского значения.
В 1986 году, во время подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси, верующие начали ходатайствовать о возвращении Православной Церкви Покровского храма. Весна 1989 года явилась и весной духовного возрождения древней святыни. Покровский собор был пердан в ведение Московской Патриархии. В 1992 году на Архирейском Соборе РПЦ совершилось общецерковное прославление местночтимых святых преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. Мощи Хотьковских чудотворцев заняли прежнее место в трапезной части Покровского храма. В том же году возобновилась монашеская жизнь в древней обители.
Из брошюры: Покровский Хотьков женский монастырь