Хотимль-Кузьменково. Церковь Николая Чудотворца.

В письменных источниках Хотимль впервые упоминается в 1499 году в жалованной подтвердительной грамоте Великого князя Литовского Александра князя Симеону Ивановичу Можайскому. Вероятно, Хотимль был предан сожжению в годы Смуты начала XVII века. Но сразу после нее в писцовых книгах 1626-1627 годов обнаруживаются следы бывшей здесь до разорения Успенской церкви с приделом Св.Прасковии.
Сохранились сведения, что во второй половине XIX века в с.Хотимль была деревянная церковь на каменном фундаменте. Построена она была старанием и на средства прихожан в 1807 году рядом со старой, по ветхости упраздненной. В 1888 году старанием местного священника о.Федора Красовитова и церковного старосты Терентия Кулешова на средства прихожан был обновлен иконостас и сама церковь. В 1890 году старанием тех же лиц на средства прихожан церковь была обнесена каменной оградой.
В 1879 году на средства прихожан и уездного земства в с. Хотимль была создана школа. В содержании школы участвовали прихожане и уездное земство. Заведовал школой о. Федор Красовитов, он же преподавал Закон Божий и Священную историю. Учебу начинали первого декабря и заканчивали перед Пасхой.
В 1914 году в селе было закончено строительство каменной церкви. Сохранились сведения, что церковь была построена по пректу архитектора Джакомо Кваренги. Но Первая мировая война и революция 1917 года помешали открытию. Затем несколько лет в церкви был колхозный склад.
После революции двухклассная школа принадлежала земству. Когда церковь закрыли, отец Федор и другие ее служители из села уехали. В 1928 году открылась двухклассная школа в д. Пеньково.
В августе 1935 года в с. Хотимль открылась семилетняя школа, в которую набрали один шестой и два пятых класса. Учащиеся занимались в старом здании в две смены, что беспокоило местную власть. Тогда было принято решение отдать под школу здание бывшей сельской церкви, где на тот момент размещался колхозный склад. Открытие состоялось 20 октября 1935 года. Первым директором стала Занина Серафима Алексеевна, закончившая Смольный институт благородных девиц. Завучем был Колесников Борис Михайлович – учитель физики и математики, уроженец д. Азарово. В этом здании занятия проводились до начала 1970-х годов.
https://nasledie-sela.ru/places/ORL/412/9233/

27 сентября 2018 года в Никольском храме села Хотимль-Кузменково впервые была совершена Божественная литургия, а накануне — всенощное бдение. Богослужения в обновленном храме собрали православных жителей и других окрестных сел и деревень Хотынецкого района.
Кирпичное здание церкви было построено в начале двадцатого века. Её намеревались освятить во имя Успения Божией Матери, но так и не успели этого сделать — с установлением советской власти заботы о храме были прекращены. В послереволюционные годы в нем располагался колхозный склад, затем школа, занятия в которой проводились здесь до начала 1970-х годов. В течение долгих лет некогда красивое здание из красного кирпича находилось в запустении ‒ состоянии, весьма состоянии, весьма далеком от благолепия.
Решение возродить церковь в Хотимль-Кузменково было принято сельскими жителями несколько лет назад. В этом благом деле членам местной православной общины помогает настоятель храма Святой Живоначальной Троицы села Льгов иерей Валерий Третьяков. Восстановительные работы ведутся на средства прихожан, что, по словам отца Валерия, делает церковь особенно близкой, теплой и сердцу дорогой. В настоящее время полностью отремонтировано помещение левого придела, здесь заменены полы и потолок, отштукатурены и покрашены стены, обустроен и освящен алтарь. В последнее время молебны и акафисты служатся в этой части храма, а теперь вот пришло время и для особенно важного события — в праздник Воздвижения Креста Господня Божественная литургия здесь состоялась впервые за сто лет!
http://www.orel-eparhia.ru/news/2018/10052

Село Хотимль получило свое название от фамилии князя Хотимльского, который владел этим поместьем и жил, по местному преданию, еще во время татарского нашествия. Предание это согласно объяснил известный в свое время историк высокопреосв. Смарагд при ревизии им Хотимльской церкви. Предание говорит, что один из отрядов татар во время нашествия их на Русь прибыл в Хотимль. Князю пришлось спасаться бегством, а людей его татары перебили, постройки предали огню и разрушению. На развалинах они устроили насыпь, наделали засад и насыпали рвы. В этих засадах татары укрепились на некоторое время, пока не возвратился на родину князь Хотимльский с войском и не вступил в бой с ними. Татары вынуждены были бежать. До сих пор сохранились насыпи на церковной земле.
В состав прихода входят село и 14 селений; в приходе 450 домов; число душ муж. пола 1810, жен. пола 1674.
Церковь в селе Хотимле деревянная, на каменном фундаменте, построена старанием и на средства прихожан в 1807 г. рядом со старой, по ветхости упраздненной. Престолов в церкви три: в настоящей холодной – в честь Успения Божией Матери, в придельной теплой с правой стороны – в честь Воздвижения Честного Креста Господня, а с левой – во имя св. муч. Параскевы Пятницы. Церковь по приходу мала вместимостью.
В 1888 г. старанием местного священника о. Федора Красовитова, церковного старосты Терентия Кулешова и на средства прихожан был обновлен иконостас настоящего храма и самый храм, а в 1889 г. придельный храм и его иконостасы. В 1890 г. старанием тех же лиц и на средства прихожан вокруг церкви обнесена каменная ограда.
В Хотимльском приходе имеются три народных земских школы; одна в самом селе, две другие в деревне Умрихине и сельце Мертвом. Все три школы основаны и открыты в 1878 г. на средства прихожан. В содержании школ участвуют и прихожане, и уездное земство.
«Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии». Том I. — Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?