Хорошёво-Мнёвники. Церковь Троицы Живоначальной в Хорошёве.

Храм Живоначальной Троицы построен в 1596-98 годах в селе Хорошеве, принадлежавшем в конце XVI века царю Борису Годунову. Здесь же, рядом с храмом, располагался царский путевой деревянный дворец, потому что через село проходила важная дорога — Звенигородский тракт. Первоначально храм с двумя приделами был окружен папертью. Отдельно стоящая колокольня была построена в 1745 году. В 1840-х годах вместо паперти, которую разобрали, была построена обширная трапезная, соединившая здания храма и колокольни в единый комплекс. Храм принадлежал Дворцовому ведомству, и поэтому над его убранством работали мастера Кремлевской Оружейной палаты. В XVII веке храм получил большую известность: 13 июня 1619 здесь встречали направлявшегося в столицу Патриарха Филарета. На службы в Хорошево неоднократно приезжал царь Алексей Михайлович. Ко храму было приписано несколько окрестных деревень.
В 1939 году храм был закрыт и до 1989 года, когда был возвращен Церкви, использовался не по назначению. На Пасху 30 апреля 1989 года состоялось первое богослужение. Более 10 лет храм реставрировался и благоустраивался. Храм был освящен Патриархом Алексием II 5 июля 1998 года. Летом 2002 года восстановлен уникальный декор — керамические блюда в закомарах центрального объема, изготовленные по образцу родосских фаянсовых тарелок, некогда подаренных Борису Годунову гостями из Оттоманской империи.
Источник: стенд у ворот храма

Село Хорошёво (Хорошово) с находившейся в нем каменною церковью во имя Св. Троицы в конце XVI и в начале XVII вв. состояло Московского уезда, Горетова стана, в числе вотчин инокини Марфы Ивановны, матери царя Михаила Федоровича. После этого село поступило в дворцовое ведомство.
В писцовых книгах 1631-33 гг. значится: «село Хорошово, а в нем церковь Живоначальной Троицы каменная, пашни церковные земли пономарские четверть в поле, да сена под деревнею в Пупкове полторы десятины».
При возвращении преосвящ. Филарета Никитича митрополита Ростовского и Ярославского из польско-литовского плена, по указу государя были назначены для встречи митрополита «на последнем стану, в селе Хорошове» 1619 г. 13 июня преосвящ. Иона митрополит Сарский и Подонский, князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой и окольничий Федор Леонтьевич Бутурлин; на другой день, 14 июня, митрополит Филарет «в стану из села Хорошова пошел в Москву».
При Троицкой церкви находился придел во имя св. Николая. «5 декабря 1650 г. государь Алексей Михайлович праздновал Николе чудотворцу в селе Хорошове, слушал государь вечерни и всеношного, а к Москве государь приехал за час. 20 мая 1673 г. на праздник Алексея митрополита государь Алексей Михайлович изволил слушать всеношного и обедни в церкви Живоначальной Троицы в селе Хорошове; 21 мая в четверг, государь изволил идти из села Хорошова к Москве. 6 декабря 1675 г. на праздник великого святителя и чудотворца Николы божественной литургии государь слушал в селе Хорошове, и столовое кушанье было в том же селе, а после столового кушанья изволил идти в село Преображенское. 2 декабря 1676 г. государь Федор Алексеевич изволил идти в Саввин монастырь, стан был в селе Хорошове. 6 декабря, на праздник чудотворца Николая, изволил государь слушать всеношного бдения и божественные литургии в церкви св. Николая, что в селе Хорошове; 7 декабря изволил государь идти из села Хорошова в село Павловское и 8 декабря – в Саввин монастырь».
Церковь Св. Троицы в селе Хорошове была обложена данью, об этом имеется запись в приходной книге Патриаршего казенного приказа под 14 декабря 1676 г., по указу св. патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семеникова, в государевом дворцовом селе Хорошове, дани 7 алтын 4 деньги, заезда гривна.
В дозорных книгах 1680 г. указано, что: «церковная земля Живоначальной Троицы пономарская по досмотру сходна с писцовыми книгами 1631 – 33 гг., а по сказке той церкви попа Григория, владеет землею пономарь Петрушка Григорьев, а он, поп Григорий, служит у той церкви из государева жалования, а жалования ему дается на год по 8 руб. да хлеба по 14 четвертей, а больше той церковной земли, что за дьячком, у него нет и иных пустовых земель он не знает…».
Троицкая церковь находилась в числе ружных, причту выдавалась руга по окладной книге 1699 г. 11 июля 1700 г. государь, слушав выписки, указал: «того села Хорошова попу с причетники денежные и хлебные руги не давать и из оклада выложить, а довольствоваться им приходскими людьми, а пашенную землю и сенные покосы меж собою разделить, чем владел пономарь». При Троицкой церкви, кроме придела св. Николая, в 1710 г. существовал придел во имя Федора Стратилата.
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?