Храм Богоявления на Острову был построен в 1701 году и являлся частью большого монастыря XVI века, который не сохранился до наших дней. В 1745 году здесь был крещён Фёдор Ушаков, будущий великий адмирал Российского флота, причисленный к лику святых в 2004 году как праведный воин Феодор, а также его дядя – будущий преподобный Феодор Санаксарский. В 1905 году было завершено строительство зимней церкви, названной именем Александра Невского. Иконы и иконостас для нее были изготовлены в Санкт-Петербурге резчиком Павлом Шушариным. Открытие церкви в 1907 году стало большим событием для всей Ярославской губернии. В конце 1930-х годов церковь Александра Невского была закрыта. Сейчас она включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия.
История прихода Богоявления «на Острову»
Село Богоявленское, что на Острову, располагалось на левом берегу реки Волги вблизи деревни Хопылево. Здесь прежде находился Богоявленский мужской монастырь, основанный в начале XVI века на небольшом острове на реке Волге, а позднее из-за затопления паводковыми водами, перенесенный науказанное место. Но привязка «островной» сохранилась в его наименовании с давнего времени. В 1760-е годы небольшой монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь. Название села постепенно замещалось названием деревни и в наше время известно как деревня Хопылево. Здесь в церкви Богоявления в 1745 году был крещен прославленный адмирал русского флота Федор Ушаков, родившийся неподалеку в сельце Бурнаково. На шоссе Рыбинск — Тутаев по левому берегу установлен памятный знак, указывающий на поворот к церкви Богоявления, расположенной под горой на берегу Волги.
Исторических сведений о Богоявленском Островном монастыре до нашего времени сохранилось немного. Происхождение обители не связано со сказаниями о явленных и чудотворных иконах или о великих подвижниках. Она управлялась игуменами и, ко времени упразднения в летописи монастыря их значилось 35 имен. Ей принадлежали селения старинных Вольской и Усть-Шехонской волостей располагавшихся по реке Шексне. Известна переписка второй половины XVII века монастырской братии по поводу самоуправства окрестных помещиков и дерзости романовских целовальников, посмевших открыть кабак вблизи монастырских стен. В начале XVIII века за монастырем числилось 430 душ крестьян. В середине XVIII века сохранились документы о повышении довольствия живших при монастыре отставных солдат, после их женитьбы. Так отставной капрал Мирон Цапин в июне 1760 года был определен на жительство и «указное пропитание, будучи холостым, а ныне в прошлом месяце женился и просит выделить пропитание как для женатых солдат». Определением провиантской экономической канцелярии ему выделено для пропитания с женой муки ржаной по шесть четвертей и ржи по три четверти.
В 1764 году в результате реформ Екатерины II многие небольшие монастыри, лишившиеся принадлежавших им земель с крепостными деревнями, были упразднены. В их числе оказался и Богоявленский Островной монастырь, обращенный в приходскую церковь. Составленная в 1766 году опись монастырских строений дает их подробное описание, почти все из них — деревянные. По периметру монастырь окружала прямоугольная рубленная деревянная ограда с размером по сторонам 150х130 м, с надвратной церковью. Среди хозяйственных построек значились уже изрядно обветшавшие поварня, хлебня, два амбара, погреб, сушило и приворотная изба, а также корпус братских келий. Свидетелями древности монастыря были долгие годы сохраняемые на приходском кладбище надмогильные плиты из белого камня с надписями старинной вязью. На одной из них было написано: «Лета 7096 (1588) году генваря 31 дня на память святых чудотворцев Кира и Иоанна преставися раб Божий князь Никита сын Янгилеевский». На другой можно было прочитать следующую надпись: «Лета 7125 (1617) года августа в 18 день на память святых мучеников Флора и Лавра преставися раба Божия (неразборчиво) Янгилевича сына Кутумова (далее надпись была утрачена до слов)… во иноцех схимница Елена». Надпись на третьей плите сообщала: «Лета 7177 (1699) июля в 24 день на память святых страстотерпцев русских князей двух братьев Бориса и Глеба во святом крещении Романа и Глеба преставися раб Божий Борис Косьмин Берсенев, пожив от рождения своего 54 года».
Вокруг церквей и старинного кладбища была устроена особая ограда. В конце XVIII — начале XIX веков здесь ещё сохранялась старая рубленая ограда древнего монастыря, которая неоднократно ремонтировалась, но в 1822 году она настолько обветшала, что уже ремонтировать её не было ни какого смысла. Тогда прихожане, не имея средств на строительство новой ограды, обратились с воззванием о помощи к бывшим прихожанам, проживавшим в Санкт-Петербурге. В воззвании говорилось: «если кто почитает Святую и Апостольскую церковь и помнит родителей своих, лежащих при храме Господнем, то просим не оставить кто, что может пожертвовать на построение ограды, которая теперь совершенно приходит в ветхость, в рассуждении чего священнику означенной церкви Александру Неофитову доверяем, что кто пожертвует при расписках верно доставить. В чем под сим во уверение и подписуемся генваря 1822 года». Среди подписавших этот документ были члены причта и наиболее уважаемые прихожане. Среди них, сельца Бурнаково капитан-лейтенант Николай Ушаков, сельца Фроловского господин Агей Кузьмин, майор Николай Меркуров. Они были и первыми жертвователями, внесшими по 25 рублей ассигнациями, а Николай Ушаков пожертвовал двойную сумму, сделав в особой сборной книге такую запись: «Оную сумму жертвую собственно сам по себе, но естли случится какая общая повинность, как нащот какой, такую так и протчего обязуюсь наровне с мирянами».
Первая запись в книге пожертвований говорит о внесении 50 рублей капитан-лейтенантом Фёдором Ушаковым. В феврале 1822 года 100 рублей вносит «по усердию своему» Петербургский купец 1-й гильдии Лука Гаврилович Таиров. Бывший прихожанин крестьянин деревни Пеньково, а ныне записавшийся в Петербургское мещанство Никифор Игнатьев объявил о пожертвовании им в 1822 году 5000 рублей, из которых им было отослано со священником Александром Неофитовым 200 рублей, а остальные объявленные средства он обязывался платить «по возможности», о чем им была дана соответствующая расписка. Дважды в 1822-1823 годах было дано благословение правящего архиепископа Симеона на сбор подаяния в городах и селах Ярославской епархии. На двухнедельный сбор в Санкт- Петербургской епархии в январе 1822 года было дано благословение и тамошнего митрополита.
Весной 1824 года заключается договор с подрядчиком Даниловского уезда вотчины Анны Ярославовой деревни Дуркова крестьянином Степаном Шарохиным на строительство новой церковной ограды. Согласно договору ограда должна была быть глухой из кирпича с двумя святыми воротами и калитками с карнизами и колоннами. Высота и ширина тех ворот с калитками должна быть 6,4 метра, на них должно быть по одной главе опаянной белой жестью, а толщина главных ворот должна составить 2,13 метра, а калиток — 1,42 метра. На углах той ограды должны быть выстроены четыре башни диаметром 2,13 метра и высотой 3,55 метра с покрытием их деревянными куполами «со шпилечками». Общая длина возводимой ограды, вместе с башнями и воротами, предполагалась 469 метров, толщина стены у цоколя 0,71 метра, высота 1,78 метра, а через каждые 4,26 метра должны быть поставлены столбики «со впадинами», которые должны выступать выше прясла ограды на 10 сантиметров. Кирпичная стена, между столбиками украшалась «восьмигранными впадинами, или какими им заблагорассудится прихожанам», поверху вся ограда должна была быть покрыта кирпичом «на две стороны окатом». Для строительства на земле, отведенной ему прихожанами, подрядчик должен был выстроить кирпичный завод, где кроме ограды дозволялось ему делать кирпич «на вольную продажу» в течение трех лет, а старую деревянную ограду получить ему для обжига кирпича. Окончить все работы подрядчик должен был в течение одного строительного сезона.
По какой-то неизвестной причине условия договора были не исполнены, и строительство церковной ограды началось в 1835 году и продолжалось до окончания строительного сезона 1837 года. Работы исполнялись в несколько этапов разными подрядчиками. В 1835 году начал крестьянин деревни Меншиково Илья Осипов, которым была заложена и выстроена часть ограды длиной 87,3 метра со святыми вратами и угловой башней. Для этого приобретался кирпич в Рыбинском уезде у крестьянина Анисима Мартьянова и у местного помещика сельца Бурнакова капитана Степана Рослова. В 1836-1837 годах работы были продолжены и закончены крестьянином Романово- Борисоглебского уезда.Елизарово Козьмой Петровым. Дополнительно, в ней, с северной стороны была выстроена каменная келья, а с южной надстроены и отремонтированы каменные торговые лавки, существовавшие при старой ограде. В это время новопостроенная ограда с башнями была окончательно отделана с покрытием железом и обелкой стен известью. Тогда же и сама церковь Богоявления вместо сплошной побелки стен получила двухцветную окраску — «по приличным местам» лопатки и некоторые другие части фасадов были окрашены желтой охрой.
Для жительства членов причта были выстроены четыре деревянных дома: для священника, двух псаломщиков и жительства церковного сторожа. На вакансии псаломщика, с 1884 года по ходатайству церковного старосты была учреждена должность диакона, на содержание которого крестьянином деревни Чернышкино Алексеем Меркуловым был пожертвован банковский капитал в 4000 рублей и 1000 рублей на строительство церковного дома.
В советские годы церкви села Хопылево не избежали участи многих и многих церквей разграбленных и оскверненных безбожной властью. Здесь ещё в конце 1920-х годов действовала религиозная община, состоящая из 374 человек, совершались традиционные крестные ходы с Боголюбской иконой Божией Матери по деревням прихода, но в конце 1930-х годов церкви были закрыты. Не избежал такой участи и древний Богоявленский храм, осматривая который, члены разных комиссий отмечали здесь наличие предметов «историческо-художественного» значения. Охраняемый государством древний памятник находится практически в руинированном состоянии, и это несмотря на то, что под его сводами был крещен великий русский адмирал Федор Федорович Ушаков. В последние годы здесь проведены неотложные работы по консервации здания. Из-за недостатка средств на настоящий момент они приостановлены, но есть надежда на их возобновление.
По материалам книги: Михайлов Александр Владимирович, «Церкви Рыбинского уезда». — Рыбинск, 2016, http://alexandrnevsky.cerkov.ru/o-xrame/