Село Хопылево Вниз по Волге, в десяти километрах от села Красное, расположено село Хопылево, пристань «Колхозник». Здесь, на краю села, находится очень интересный памятник культового зодчества – собор Богоявленского Островского монастыря. История этой обители известна лишь в самых общих чертах. Возникнув в начале XVI века на островке посреди Волги, монастырь позднее был перенесен на левый берег. Известно, что во второй половине XVII века монастырские власти жаловались самому царю Алексею Михайловичу на самоуправства соседних помещиков, на дерзость романовских питейных целовальников, открывших кабак прямо под стенами тихой обители. К началу XVIII века монастырь, владевший несколькими сотнями крестьянских душ, уже имел достаточные средства для постройки каменного собора, который и был возведен в 1701 г.
В 1764 г. Екатерина II отобрала у монастырей принадлежавшие им земли. Сотни мелких монастырей были закрыты, а их храмы превращены в обычные приходские церкви. Эта же участь постигла и Островскую обитель. Сохранилось составленное в связи с этим в 1766 году описание монастыря. Оно зафиксировало не только движимость, но и все имевшиеся тогда постройки. Кроме каменного Богоявленского собора, в описи упоминаются и деревянные здания: надвратная церковь, корпус братских келий, поварня, хлебня, два амбара, погребок, сушило и притворная изба. Окружала монастырь прямоугольная в плане деревянная ограда со сторонами 150 на 130 метров. Из всего этого до наших дней уцелел один лишь древний собор – свидетель трех веков. Богоявленский храм представляет собой массивный, поднятый на высокий подклет четверик, увенчанный крупным пятиглавием. С северной и западной сторон на уровне второго этажа храм опоясывают широкие галереи, опорой которых служит мощная аркада. С востока к четверику примыкают апсиды верхней и нижней церквей, а так же апсида Казанского придела, устроенного в северной галерее. Перед западным фасадом расположена шатровая колокольня, под которой находится лестница, ведущая на галереи.
Композиционное решение храма весьма архаично для своего времени. Оно вызывает в памяти такие произведения ярославского зодчества, как церковь Илии Пророка в Ярославле (1647-1650), Крестовоздвиженский собор в Тутаеве (1658). Вместе с тем монастырские власти, несомненно, при строительстве имели ввиду Толгский монастырь, где в 1681-1688 гг. был возведен архаичный по своей архитектуре Введенский собор. Интересная конструктивная особенность Богоявленского собора – двухстолпие. В интерьере опорой для венчающей части здания служат не четыре, как это принято в ярославском зодчестве XVII в., а всего лишь два столпа. С помощью довольно сложной системы цилиндрических и лотковых сводов часть нагрузки переносится на стены. Двухстолпие позволяет увеличить площадь храма, облегчает восприятие его внутреннего убранства. Своеобразие конструкции храма ярко отразилось и в его внешнем облике. Восточное прясло южной стены значительно шире двух других. В Связи со сложным построением сводов лишь один из пяти барабанов (центральный) сделан сетовым.
Стремясь компенсировать недостаток верхнего света, мастера отказались от галереи на южной стороне. Это позволило ввести здесь дополнительный ярус окон. Фасадный декор Богоявленского собора, также как и его объемное решение, ориентирован на архитектурные вкусы допетровской эпохи. Все четыре фасада решены по-разному. Южная стена, которая играет роль главного, обращенного к Волге фасада здания, отличается особым богатством декора. К этому следует добавить и утраченное ныне колористическое решение южного фасада: сочетание белого фона стены и фресок, помещавшихся в полукружиях двух других закомар. Северный фасад собора выглядит совершенно по-иному. Здесь превалируют крупные архитектурные формы. Низкие, словно вдавленные в землю столбы, торжественно-монотонный ритм несущих арок первого этажа и арочных оконных проемом галереи создают настроение отрешенности. Перед западным фасадом собора поставлена шатровая колокольня. Ее восьмигранный столп, покоящийся на прорезанном арками кубическом основании, завершается ярусом звона, пролеты которого сильно вытянуты по вертикали. Грани восьмерика оформлены широкими лопатками, ребра шатра подчеркнуты тонкими валиками-гуртами. В соответствии с общим плоскостным характером декора храма архивольты яруса звона, так же как и треугольные наличники слухов, выполнены в низком рельефе. Под колокольней находится лестница, ведущая на галерею. Дверной проем летнего храма оформлен богато украшенным перспективным порталом с дыньками. Интерьер сильно пострадал от времени. Полностью утрачен четырехъярусный иконостас, завершавшийся распятием. Однако на стенах частично сохранились живопись середины XIX века. Некоторые композиции евангельского цикла помещены в пышные рисованные рамы. На южной стене помещена патрональная храму композиция Богоявления, на западной стене интересна композиция богоматерь Одигитрия с предстоящими.
К северу от Богоявленского собора находится сильно поврежденное приземистое здание из красного кирпича. Это выстроенная в 1910-1914 гг. церковь Александра Невского. Ее суховатые эклектичные формы резко контрастируют с архитектурой собора. С берегового откоса и от пристани видно, как волнами колышется под ветром темная зелень старых деревьев, а над ней словно корабль, плывущий по океану времени, высится древний Богоявленский собор.
По книге Н.С. Борисова «Малые города Верхневолжья. Рыбинск-Мышкин-Пошехонье»
Богоявленское на Острове. 3-го благ, округ. Церковь Богоявленская, каменная, приходская 2-х этажная: вверху летняя, внизу зимняя, прочная. В летней 3 пре¬стола: Богоявленский, Леонтьевский и Казанский, в зимней 2: Введенский и Никольский. Построена церковь в 1701 года, иждивением прихожан, когда был мужской монастырь, которому и принадлежали близлежащие земли и прихожане. Монастырь закрыт в 60-х годах 18 столетия. Строится 2-я церковь, каменная, зимняя, тщанием прихожан, во имя Св.Александра Невского. Особо чтимый образ — Боголюбской Божией Матери. Земли при церкви 36 дес. 2000 кв. саж. Церковных домов четыре: для священника, 2-х псаломщиков и сторожа. Церковного капитала в билет. 716 р.
В приходе 422 м. и. 510 ж. В селе Хопылеве Богоявленское тож, 17 м., 32 ж., в дер.: Деревеньке 22 м., 32 ж., расстоянием от церкви в 1 в.; Пенькове; 12 м., 19 ж. в 2 в.- Панине 51 м., 50 ж., в 1 в.; Глинине 19 м., 26 ж., в 2 в.:, Яковлеве 15 м., 22 ж., в 3,5 в Чернышкине 39 м., 36 ж., в 3 в.; Холму 19 м., 20 ж., в 3 в.; Ванчине 23 м., 26 ж., в 4 в., Гаврилкове 40 м., 48 ж., в 4 в.; Заболотье 21 м., 28 ж., в 5 в.; Федотове 10 м., 16 ж., в 4 в.; Паулине, 37 м., 48 ж., в 3 в.; Бурнакове, 16 м., 16 ж., в 3 в.; Великине 5 м., 5 ж., в 4 в.; Куликове; 15 м., 21 ж., в 3 в.; Демидове 13 м., 11 ж., в 2 в.; Ерофееве 14 м., 13 ж., в 2 в.; Петряеве 1 м., 3 ж., в 1 в.; Алексеевском 5 м., 6 ж., в 2 в.; Нескучном 3 м., 3 ж., в 2 в.; Бокове 14 м., 15 ж., в 4 в.; Флоровском 11 м., 14 ж., в 5 в. Село называется по-церковному Богоявленским на Острове, а по-граждански «Хопылево», часть его расположено на горе, другая, где и церковь, под горою на равнине, на достаточно высоком левом берегу р. Волги.
Почтовый адрес: почтово-телеграфное отделение «Песочное», Р.-Борисоглебского уезда. В приходе две церковные школы: Алексеевская второклассная учительская с образцовой — одноклассной и Червышкинская одноклассная, церковно-приходское попечительство и пожарная дружина. Причта по штату положено быть священнику и 2 псаломщикам. Причтового капитала 10154 руб. (по данным 1908 года).
Единственным, сохранившимся от древнего монастыря зданием является пятиглавый Богоявленский собор, построенный в 1701 году. Поднятый на высокий подклет, массивный четверик церкви, опоясан с северной и западной сторон широкими галереями, утвержденными на мощной аркаде. С востока к нему примыкают апсиды алтарей нижней и верхней церквей и Казанского придела, устроенного в северной галерее. С западной стороны, над лестницей, ведущей на галереи, выстроена шатровая восьмигранная колокольня, утвержденная на основании кубической формы, прорезанном арками. Длина Богоявленской церкви — 19 м, ширина — 13 м и высота — 32 м.
Композиционно Богоявленский храм напоминает известные более ранние архитектурные памятники ярославского зодчества XVII века, такие как Введенский собор Толгского монастыря или Крестовоздвиженский собор Романов-Борисоглебска. Конструктивной особенностью хопылевской церкви является двухстолпие. В её интерьере своды опираются на два столпа, а не на четыре, как это принято в ярославском зодчестве XVII века. Это позволило освободить внутреннее пространство церкви и обеспечить более цельное восприятие интерьера. В то же время этот прием оказал влияние и на оформление внешнего облика. Сложная система сводов храма позволила сделать световым только барабан центральной главы, а четыре угловые — сделаны глухими. Для компенсации недостатка освещения интерьера строители отказались от устройства галереи на южной стороне, что позволило сделать здесь дополнительный ярус окон. Оформление фасадов церкви выполнено в традициях допетровской эпохи и отличается интересным своеобразием каждого фасада, обусловленного композиционными отличиями. Лишенная галереи и обращенная к Волге южная стена церкви исполняет роль парадного фасада и имеет самое богатое декоративное оформление. Широкие лопатки, делящие фасад на три прясла, пересекает междуэтажный поясок поребрика, при этом восточное прясло здесь значительно шире других. Центральная декоративная закомара прорезана нишей-киотом с килевидным обрамлением, а две другие закомары прежде имели фресковые росписи. Богатство оформления фасада дополняют оконные наличники сразу же трех типов: с одним килевидным кокошником, со сдвоенными кокошниками и со сдвоенными треугольными фронтончиками. Подобные наличники использованы и в оформлении алтарных окон восточного фасада. Здесь же продолжается и междуэтажный пояс поребрика, охватывая далее весь периметр здания.
Интересен северный фасад храма, тон которому задает объем пристроенной галереи. Её невысокие опорные столбы с монотонной аркадой первого этажа и арочные оконные проемы галереи создают ощущение провинциальной неброской торжественности, особо заметное на фоне массивного объема самого храма. Выше галереи, северная стена, в верхней части восточного и западного прясел имеет окна, оформленные наличниками с парными треугольными фронтончиками, а центральное прясло вообще не имеет окон. Сама галерея оформлена богатым многообразием декоративных форм. Здесь можно увидеть многообломный карниз, квадратные ниши-ширинки, широкие междуоконные лопатки и проходящий пояс поребрика, которые усиливают пластическое богатство северного фасада.
Западный фасад церкви оформляет шатровая колокольня с сильно вытянутыми по высоте проемами яруса звона, оформленными архивольтами. Грани восьмигранного столпа оформляют широкие лопатки, а ребра шатра подчеркнуты тонкими валиками-гуртами. Проемы слуховых окон в шатре оформлены треугольными наличниками, исполненными в невысоком рельефе. Храм был покрыт тесовой кровлей, которая уступила место железной только в 1815 году, когда была перекрыта подрядчиком Ярославского уезда Норской слободы купцом Федором Угрюмовым.
Под колокольней находится лестница, ведущая на галерею летнего храма, вход в который оформлен богато украшенным перспективным порталом с дыньками. Пол в летней церкви был выстлан чугунными плитами, а свод, стены и частью столпы расписаны стенным писанием на сюжеты истории Нового Завета. Эти росписи исполнялись в несколько этапов в разные годы и разными иконописцами. Так, в 1841 году придворным живописцем господина Клементьева сельца Шашкова Иваном Григорьевым были расписаны стены алтаря. В 1842 году, несколько настенных клейм в самой церкви были написаны мещанином Норской слободы Василием Петровичем Голубятниковым. В 1893 году крестьянином Ярославского уезда села Великого Дмитрием Ивановичем Болотовым была «исправлена» живопись в алтаре и центральном куполе и вычищен иконостас.
Долгие годы в Богоявленской церкви сохранялся столярной работы иконостас «древней архитектуры в четыре яруса с накладною, и местами вырезанною на иконостасе резьбою, с двумя у царских врат небольшими витыми, а по сторонам двенадцатью резными накладками». Гладь иконостаса были выкрашены темно-зеленой краской, а резьба местами по зеленому и местами по голубому полю частью окрашена, а частью позолочена, также как и каждая из его накладок были до половины позолочены. Царские врата с полукружием наверху, не имели украшений, и на них находились изображения Распятия и Воскресения Христова древнего письма. По сторонам царских врат находились местами посеребренные и позолоченные две обрезные фигуры ангелов с рипидами. В местном ряду, с правой стороны царских врат, помещался храмовый образ Крещения Господня, украшенный окладом с полями из басменного серебра, с серебряными ризами и венцами на изображенных фигурах. Вокруг образа, на отдельной доске были изображены чудеса Христовы и лики разных святых без украшений. Далее находилась Владимирская икона Божией Матери, поля которой украшал серебряный оклад с венцом и цатою беспробного серебра. Вокруг иконы, на отдельной доске «в приписи», были изображены разные явления этого образа и лики разных святых без украшений. Рядом помещался образ святителя Леонтия Ростовского в серебряном окладе с полями басменного серебра с позолотой и таковыми же позолоченными венцами. Вокруг этой иконы, «в приписи» на отдельной доске, были изображены сцены из жития святого, а по сторонам. лики разных святых. Далее в этом ряду была устроена южная дверь иконостаса с изображением на ней апостола Филиппа, а над нею был помещен образ Божией Матери «Знамение» с двумя херувимами без украшений. Рядом с дверью около стены был поставлен небольшой образ Божией Матери «Владимирская», с позолоченным окладом, полями, венцом и цатою басменного серебра, в венце вставлены восемь простых камней разного цвета. Этот образ был вставлен в другую икону, написанную на отдельной доске, вверху которой был изображен Спаситель, а по её сторонам предстоящие Антоний и Феодосий Печерские с другими святыми, украшенные небольшими позолоченными венчиками басменного серебра. Здесь же, «в «приписи» на отдельной доске, помещалось изображение явлений Божией Матери и лики святых. На повороте иконостаса вдоль южной стены был поставлен образ Введения во храм Пресвятой Богородицы в позолоченных окладе, полях, с пятью венчиками из басменного серебра. В приписи к этой иконе, на отдельной доске изображались иллюстрации из земной жизни Божией Матери, а по сторонам изображения разных святых.
С левой стороны царских врат находилась небольшая Казанская икона Божией Матери, украшенная позолоченными ризой и венцом с сиянием из безпробного серебра. Возглавие иконы было вынизано натуральным жемчугом. Эта икона была вставлена в другую, большего размера, на которой были изображены чудеса от Казанской иконы, украшенные серебряным окладом. В «приписи» иконы, без украшений находились явленные изображения Божией Матери и разных святых. Рядом помещалась другая икона местного ряда с Печерским образом Божией Матери с предстоящими святителями Николаем Чудотворцем и Леонтием Ростовским, украшенная позолоченными окладом, полями и венцами с цатою из басменного серебра. В «приписи» к этой иконе на отдельной доске, были изображены сцены «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет», «Сретение Господне» и другие изображения. Далее находилась Смоленская икона Божией Матери в окладе на полях, с венцами и цатами из басменного серебра. В «приписи» к этой иконе были изображены Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово и другие изображения. Далее местный ряд продолжала северная дверь иконостаса с изображением архидиакона Стефана, а над нею помещался Нерукотворный Образ Спасителя с двумя ангелами. Рядом с дверью находился образ Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», украшенный двенадцатью венчиками безпробного серебра. Далее у стены, также в первом ряду иконостаса, был поставлен образ святителя Николая Чудотворца с позолоченными окладом, полями, венцом с цатою из басменного серебра. Здесь же, в «приписи» на отдельной доске было изображено житие святителя. На повороте иконостаса по северной стене находилась Смоленская икона Божией Матери с предстоящими Иоанном Предтечей и другими святыми. Оклад, поля и пять венцов иконы были изготовлены из басменного серебра с позолотой. В «приписи», на отдельной доске, было изображено житие Иоанна Предтечи. Во втором ярусе иконостаса в центре, в отдельном клейме, был помещен образ Отечества, по сторонам которого находились двенадцать икон двунадесятых праздников и два изображения — Страстей Господних и Воскрешение Лазаря. Все иконы этого ряда были старинного письма. В середине третьего яруса был изображен Господь Вседержитель, по сторонам которого помещались изображения Божией Матери, Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов. Все иконы также древнего письма. В центре четвертого яруса иконостаса находился образ Божией Матери, именуемый «Знамение», по сторонам которого помещались четырнадцать икон с изображением пророков древнего письма. В центре над иконостасом помещалось Распятие с предстоящими древнего иконного письма, а за ним на стене был изображен вид града Иерусалима. В 1879-1881 годах этот древний иконостас был заменен новым, изготовленным рыбинским купцом Павлом Сотсковым, часть икон для которого были написаны вновь, а часть, в основном местного ряда сохранена от старого иконостаса. Новый иконостас был устроен также в четыре яруса в новом стиле, основным отличием которого было написание новых икон праздничного, деисусного и пророческого рядов с использованием золоченого фона. Клиросы в церкви были столярной работы, выкрашенные краской. У правого клироса был поставлен киот, оклеенный красным деревом с позолоченными наверху резными символами Нового и Ветхого Заветов. В нем, в позолоченной раме за стеклом, находился чтимый в приходе Боголюбский образ Божией Матери с предстоящими святыми, украшенный серебряной ризой и двумя венцами со стразами. У левого клироса, в таковом же киоте большего размера, помещался образ Воскресения Христова с изображением около него Страстей Господних и двунадесятых праздников греческого письма.
Кроме этого, интерьер церкви дополняли другие киоты, размещенные около столпов, поддерживающих церковный свод и в боковых простенках. Здесь можно было увидеть храмовую икону Богоявления, образ святых апостолов Петра и Павла, Казанскую, Иверскую и Смоленскую иконы Божией Матери и образ Её «Знамение». Все эти иконы были греческого письма, часть из них имела серебряные позолоченные украшения. В простенке южной стены в большой раме, отделанной под черное дерево находилось изображение Снятия со Креста, написанное в живописной манере на полотне. В алтаре Богоявленского храма на святом престоле долгие годы хранился антиминс священнодействованный митрополитом Ростовским и Ярославским Арсением в 1760 году. Жертвенник главного алтаря, размещался в отдельной апсиде с левой стороны. На горнем месте, у престола в киоте, оклеенном красным деревом с позолоченной внутри резьбой за стеклом, был помещен образ Божией Матери «Знамение», украшенный серебряной ризой и двумя позолоченными венцами. В венце Божией Матери были вставлены три разноцветных камня, а на двух финифтяных вставках сделаны соответствующие надписи. Вся эта икона была вставлена в старинный серебряный оклад весом около 2 килограммов. По сторонам этого киота размещались выносные запрестольные крест и богородичная икона.
В правой алтарной апсиде храма был устроен небольшой придел святителя Леонтия Ростовского чудотворца. Помещение алтаря этого придела было столь мало, что жертвенник здесь пришлось разместить в особо устроенной стенной нише. Особый интерес вызывал старинный иконостас этого придела, с древними царскими вратами, которые по возрасту явно были старше самой Богоявленской церкви. Их створки состояли из двух частей, нижней в виде прямоугольника, и верхней в виде двух дуг, по которым была положена резная позолоченная накладка. На них находились шесть клейм в виде пятиглавых позолоченных храмов, а главы на них были посеребренными. В этих клеймах помещались традиционные изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Кроме этого на царских вратах находились ещё пятнадцать изображений разных святых, а над вратами располагались ещё два клейма в виде пятиглавых храмов с изображением Тайной Вечери. Сам иконостас был устроен в два яруса, столярной работы, выкрашен зеленой краской, а резьба и рамы икон позолочены. Верх иконостаса выполнен полукругом, сообразуясь со сводом придела. В этом иконостасе, с правой стороны царских врат, размещался образ Господа Вседержителя с предстоящим преподобным Сергием Радонежским, а рядом с ним образ святителя Леонтия Ростовского чудотворца. С левой стороны царских врат находилась небольшая Смоленская икона Божией Матери с «чудесами», написанными на отдельной доске. Далее размещалась северная дверь иконостаса с изображением на ней мученика Христофора. В центре второго яруса находился образ Господа Вседержителя сидящего на престоле, а по сторонам располагались предстоящие Божия Матерь и Иоанн Предтеча и два ангела. Этот древний иконостас Леонтьевского придела с царскими вратами сохранялся до закрытия церкви в советское время.
В галерее северной стороны Богоявленского храма располагался ещё один придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Сюда можно было пройти как с западной галереи, так и непосредственно из самой Богоявленской церкви через проход в северной стене. Казанский придел имел двухъярусный иконостас, выкрашенный кармином и украшенный накладной позолоченной резьбой и четырьмя, также позолоченными колоннами, установленными на тумбах, и поддерживающими позолоченный карниз. Резные позолоченные царские врата имели традиционные изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, размещенных в шести клеймах. Над царскими вратами в позолоченном резном сиянии помещалось изображение Святого Духа в виде голубя. С правой стороны царских врат, среди колонн, в позолоченной резной раме находился небольшой образ Господа Вседержителя, сидящего на престоле, в серебряных ризе и чеканном венце. Рядом с ним, в таковой же раме, помещались два небольших Казанских образа Божией Матери в серебряных ризах и венцах, и далее ещё образ явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. С левой стороны царских врат располагался храмовый Казанский образ Божией Матери, украшенный серебряными чеканными ризой и венцами. Рядом с ним была устроена северная боковая дверь иконостаса с изображением на ней благоразумного разбойника. Второй ярус иконостаса состоял из икон деисусного чина, в составе центральной иконы Господа Вседержителя и предстоящих Божией Матери, Иоанна Предтечи, двух ангелов и апостолов Петра и Павла. В завершении, над иконостасом, во фронтоне, в резном позолоченном клейме помещалось изображение Тайной Вечери. Этот иконостас также сохранялся до закрытия церкви в советское время. В самом Казанском приделе, с правой стороны от иконостаса, в позолоченной резной раме на столярной тумбе был поставлен образ Господа Вседержителя. Рядом с ним помещалась Казанская икона Божией Матери в серебряном окладе и таковой же цате басменного серебра. С левой стороны, у клироса, находился образ святого пророка Илии. Вверху его была изображена Казанская икона Божией Матери с избранными предстоящими святыми, а на полях её были изображены священномученники Власий и Тихон Чудотворец. Пол в Казанском приделе был устроен деревянный.
Сводчатый подклет Богоявленского храма был приспособлен для богослужений в зимнее время, и для этого здесь были устроены два теплых придела. Его пространство освещалось девятью небольшими окнами, и отапливалось одной кирпичной печью, отделанной с двух сторон изразцами, и второй, подвижной железной печью «немалого размера» с железной трубой. Своды и стены нижней церкви были побелены известью и не имели стенного писания.
Теплый придел Введения во храм Пресвятой Богородицы имел одноярусный иконостас, выкрашенный вместе с шестью колоннами и четырьмя полуколоннами темно-голубой краской. Рамы для икон и по приличным местам положенная резьба были позолочены. Резные позолоченные царские врата имели традиционные изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, помещенных в пяти клеймах, а над вратами устроена резная чаша Нового Завета с крестом. С правой стороны царских врат, помещался Нерукотворный Образ Спасителя, «с приписью» на отдельной доске Страстей Христовых, погребения Христаи изображением избранных угодников Божиих древнего иконного письма. Рядом с ним, находился образ Божией Матери «Взыскание погибших» с девятью предстоящими ликами разных святых. Далее была устроена южная дверь иконостаса с изображением на ней архидиакона Евпла. Рядом, у стены, помещался образ святителя Димитрия Ростовского с изображением Божией Матери, именуемой «Ватопедская». С левой стороны царских врат в иконостасе был помещен храмовый образ Введения во храм Пресвятой Богородицы, рядом с которым находился образ Коронования Пресвятой Богородицы «с чудесами» и образом Божией Матери «Казанская», которая вставлялась в доску с предстоящими по сторонам архидиаконом Стефаном и мученицею Александрой. Далее была устроена северная дверь иконостаса с изображением на ней архидиакона Стефана. Рядом с ней был помещен образ святителя Николая Чудотворца древнего письма. Над царскими вратами в треугольном фронтоне помещалось изображение Тайной Вечери, а над боковыми дверями иконостаса — резные позолоченные изображения символов Нового и Ветхого Заветов в сиянии. Над всеми местными иконами находились двенадцать резных изображений херувимов с позолоченными крыльями и лучами, отходящими от них. В этом приделе были также устроены деревянные клиросы столярной работы с вызолоченными решетками, окрашенными голубой краской. У правого клироса стоял выкрашенный голубой краской киот с позолоченной резьбою, в который в зимнее время вставлялся чтимый образ Божией Матери «Боголюбская», переносимый из летней церкви. Икона небольших размеров вставлялась в доску, наверху которой было изображено Отечество, а по сторонам два ангела. Рядом в киоте с позолотой находился образ Петра, митрополита Московского.
Второй теплый придел был посвящен святителю Николаю Чудотворцу. Здесь на престоле долгие годы сохранялся святой антиминс, освященный в 1769 году. Столярной работы одноярусный иконостас, окрашенный темно-зеленой краской, имел вверху полукружие сообразно церковному своду и позолоченные иконные рамы, и резьбу, а также резные позолоченные царские врата с традиционными изображениями Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, размещенных в четырех круглых клеймах. Над вратами располагалось резное изображение Святого Духа в виде голубя в позолоченном сиянии. Изготовлен этот иконостас был в 1805-1806 годах дворовым столяром Африканом Ивановым, романовским иконописцем Иваном Голихиным и позолотчиком дворовым человеком Михаилом Федоровым. В 1818 году в теплой церкви вновь поновлялся иконостас, делались новые клиросы, писались новые царские врата с клеймами и перестилался деревянный пол. Все эти работы были исполнены подрядчиком Пошехонского уезда господина Александра Ивановича Голенищева-Кутузова дворовым человеком Максимом Хазовым. Золочение иконостаса исполнено Ярославской Диевской волости деревни Бегинской крестьянином Василием Михайловым. В этом иконостасе, с правой стороны царских врат, в позолоченных рамах находились два небольших образа: первый из них — Господа Вседержителя в серебряной ризе и венце и второй образ с изображением девяти угодников Божиих: святителя Димитрия Затворника (?), великомучениц Варвары, Екатерины, Онисифора, Паисия и других в серебряном окладе и таковых же полях. Далее за ними был помещен храмовый образ святителя Николая Чудотворца. С левой стороны царских врат, в двух позолоченных рамах также располагались два небольших образа. Первый из них, украшенная фольгой Казанская икона Божией Матери, на которой риза была вынизана китайским жемчугом с простыми камешками разных цветов. Второй образ — преподобного Феодосия Тотемского чудотворца в медной ризе и венце. Вверху иконостаса в центре полукружия был помещен образ Господа Вседержителя сидящего на престоле, по сторонам которого были изображены пророк Моисей в молении с правой стороны, а с левой — Моление о Чаше. В 1877-1878 годах оба иконостаса теплого храма были заменены новыми, изготовленными рыбинским купцом Павлом Сотсковым, для которых была сохранена часть икон из старого иконостаса.
Восьмигранная каменная колокольня Богоявленской церкви была покрыта по кирпичному шатру железом, окрашенным синей краской. Вход на неё осуществлялся из галереи по деревянной лестнице. Её размеры: длина и ширина по 4 метра и высота — 25 метров. В 1855 году для укрепления фундамента колокольни крестьянином села Давыткова Романов-Борисоглебского уезда Федором Ковалевым у её стен были устроены упорные быки. На ярусе звона находились семь колоколов, из которых самый большой весил 1,77 тонны. В их числе сохранялись два древних колокола. На одном из них была надпись гласящая, что «Лета 7124 (1616) году поставил сей колокол раб Божий старец Киприан Евтихиев сын на Острове Богоявленском к Пресвятой Богородице и к Николе и к Леонтию чудотворцу по своей душе и по своих родителех». На втором колоколе, некогда бывшем самым большим, была отлита следующая надпись: «Лета 7180 (1762) году марта в 9 день вылит сей колокол Романовского уезда в Островский монастырь чудного Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, пресвятыя Богородицы Введения и всех святых. А дал сей колокол Борисоглебской слободы посадский человек Никита Сергеев сын Молодушкин по своему обещанию и по своих родителях, а лил сей колокол мастер Федор Дмитриев сын Маторин».
В церковной ризнице находились многие предметы, древние по возрасту и значимые с исторической точки зрения. Среди них напрестольное евангелие, отпечатанное в 1681 году и украшенное позолоченным серебром, малый напрестольный крест с частицами мощей. Интересен был местами позолоченный потир беспробного серебра с резными украшениями, изготовленный в 1773 году. На его подножии была вычеканена надпись: «Сосуд господина Силы Игнатьевича Ушакова 84 золотника». Здесь также хранилось серебряное чеканное кадило 1722 года, с выгравированной на верхней крышке надписью: «Дал вкладу сие кадило в Романовско уезд в Богоявленско Остроско мрь гдин капитан Василе Алексеевич Берсенев 1722 году при игумне Питириме».
Среди исторических книг отмечался благовестник блаженного Феофилакта Болгарского, отпечатанный в 1703 году и где по листам была надпись: «Лета от Рождества Христова 1706 февраля в 19 день сию Божественного писания книгу Евангелие Толковое в Пречестную и Святую обитель Богоявления Господня, что в Романовском уезде на Волге на реке в Островской монастырь, царствующего града Москвы подъячего Никифора Мелетьева сына Степанова его мать Агафья Андреева дочь для поминовения душ Мелетия, Никифера и до дни воли Божии о здравии Агафии, Иоанна, Марии, Петра, Екатерины дал вкладу и пояса шелковые».
По материалам книги: Михайлов Александр Владимирович, «Церкви Рыбинского уезда». — Рыбинск, 2016, http://ushakov.prihod.ru/istoriya-prixoda/
19 января 2019 г., в престольный праздник, на храм Богоявления в деревне Хопылево Рыбинского района был поднят последний, шестой крест. На церемонии его освящения и установки присутствовали помощник Президента России Игорь Левитин, председатель регионального Правительства Дмитрий Степаненко, глава Рыбинского района Татьяна Смирнова, глава городского округа Рыбинск Денис Добряков, руководитель проекта восстановления храмового комплекса Виталий Горошников, епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин, настоятель храма отец Савватий. При поддержке губернатора и Правительства Ярославской области за последние два года в храме был проведен комплекс противоаварийных и реставрационных работ. За это время устранена аварийность фундаментов, сводов, а также всех стен и несущих конструкций. Восстановлены оконные и дверные проемы храма в соответствии с историческим образом. Воссозданы контрфорсы колокольни. Отреставрированы барабаны куполов с финишной обмазкой и покраской. Полностью заменены аварийные купола, изготовлены кресты, все установлено.
– Противоаварийные работы закончены, – сообщил Дмитрий Степаненко. – В этом году мы будем продолжать реставрацию храма. Также планируется приступить к восстановлению церкви Александра Невского, которая находится рядом.
Сегодня на колокольню был поднят самый высокий крест. Внутри него находятся копии двух маленьких крестов, найденных во время демонтажа старых конструкций.
– В момент, когда мы приступили к работам, и купола, и кресты находились в аварийном состоянии, поэтому они демонтировались, – рассказал Виталий Горошников. – Во время демонтажа последнего креста, который находился на колокольне, были обнаружены две небольшие ниши, в которые полторы сотни лет назад благотворители заложили два небольших креста. Это была традиция, не очень распространенная в Ярославской области, своеобразная точка в работах, когда все было завершено. Мы посчитали это символическим моментом, и попечительский совет вместе с Рыбинской епархией приняли решение сделать точные копии этих крестиков, которые заложили в новый крест.
Оригиналы крестов будут вложены в две храмовые иконы, освященные в честь преподобного Феодора Санаксарского и святого праведного воина Феодора Ушакова. Эти иконы станут новыми реликвиями, которым смогут поклоняться прихожане и паломники. Храмовый комплекс в Хопылеве может стать новым центром притяжения для православных верующих. Здесь планируется создать духовно-просветительский центр Федора Ушакова с епархиальным подворьем, круглогодичным детским лагерем, площадкой для проведения образовательных и культурных мероприятий, а также с центром традиционных промыслов и ремесел Рыбинского района и Ярославской области в целом. В настоящее время за счет средств меценатов разрабатывается генеральный план развития инфраструктуры, готовится исходно-разрешительная документация.
ПОРТАЛ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ, http://www.yarregion.ru/Pages/news_mod.aspx?newsID=14699
Три года назад мало кто мог ответить на вопрос о месте рождения прославленного адмирала Федора Ушакова. Село Хопылево под Рыбинском, как и многие сотни сельских поселений, приходило в запустение, храм, в котором крестили будущего святого Русской православной церкви, медленно разрушался. Храм Богоявления на Острову построен в 1701 году. Он был единственным каменным строением Богоявленского островного мужского монастыря и стал приходским после его упразднения во время царствования Екатерины II. Поместье дворян Ушаковых располагалось недалеко от села Хопылево, в деревне Бурнаково. В Богоявленском соборе будущего адмирала Федора Ушакова крестили. Рядом находится могила родителей святого адмирала – Федора и Параскевы. Храм представляет собой единственный сохранившийся исторический памятник, связанный с началом становления великого флотоводца на его малой родине. Он является объектом культурного наследия федерального значения. В годы советской власти храм был закрыт и долгое время после этого находился в запущенном состоянии.
Большую роль в возрождении малой родины Федора Ушакова сыграли сотрудники администрации города Рыбинска вместе с главой Денисом Добряковым. Во время проведения молодежной школы Фонда Андрея Первозванного в Рыбинске в 2016 году руководители города показали нам храм Богоявления на Острову и стоящий рядом обветшалый храм Александра Невского. В 2016 году, после посещения представителями Фонда Хопылево, родилась идея создания памятника двум святым – Федору Ушакову и его дяде, Федору Санаксарскому. В 2017 году Фонду Андрея Первозванного появился этот единственный в своем роде памятник. Скульптурную композицию, созданную известным мастером Андреем Клыковым, высотой более трех метров установили на берегу Волги. Открытие памятника стало главным событием IV Всероссийского фестиваля культуры и искусства имени святого праведного воина Феодора Ушакова. Большую роль в возрождении этого исторического места сыграл губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов, по инициативе которого в этом же году был создан попечительский совет, возглавленный председателем регионального правительства Дмитрием Степаненко. Под руководством Дмитрия Степаненко удалось сплотить заинтересованные в возрождении Хопылево структуры и обеспечить финансирование реставрационных работ.
– В храме Богоявления на Острову в аварийном состоянии находились все несущие конструкции. Поэтому первоочередной задачей было решение этих проблем. Сейчас все противоаварийные работы выполнены. Это позволило впервые за 70 лет в нижнем приделе храма совершить богослужение. Но впереди еще много работы. Это место должно притягивать и многочисленных паломников, и туристов, — говорит Дмитрий Степаненко.
Сегодня сформированы концепция и генеральный план развития прилегающей к храмовому комплексу территории на площади 52 гектара. Планируется создание духовно-просветительского центра Федора Ушакова с епархиальным подворьем, детским лагерем, площадкой для проведения культурных и образовательных мероприятий. Руководит проектом возрождения территории рыбинец Виталий Горошников. Хопылево включено в комплексную программу развития ярославского левобережья, левого берега Волги от Ярославля до Рыбинска. Планируется создание общей туристическо-рекреационной зоны. В 2019 году будут проведены проектные работы, которые касаются реставрации интерьеров храма. Это в первую очередь консервация и дальнейшее восстановление живописи, а также проведение инженерных работ. Параллельно началось восстановление храма Александра Невского, который составляет с храмом Богоявления единый приходской храмовый комплекс.
— Рыбинск связан с именем Федора Ушакова, и об этом нужно рассказывать нашим детям, гостям города, — подчеркивает глава города Денис Добряков. Организованы познавательные экскурсии на теплоходе в Хопылево. Но самое главное – это объединение усилий вокруг идеи возрождения исторического места – наших, правительства Ярославской области, Фонда Андрея Первозванного, горожан, всех, кто работает над проектом и вдохнет новую жизнь в малую родину Федора Ушакова.
В августе 2019 года Фонд Андрея Первозванного планирует установить поклонный крест на острове Богоявленском, вблизи храма, в память о располагавшемся там древнем Богоявленском монастыре.
http://gazeta-rybinsk.ru/2019/07/25/53168