Церковь Троицы, согласно документам, должна была строиться по образцу Казанской церкви в Суздале, однако в действительности совершенно на нее не похожа. Ярусный храм типа восьмерик на четверике сложен из кирпича и побелен. В его архитектуре традиционные формы 17 в. своеобразно сочетаются с барочными. Закругленный пониженный алтарь несет приземистый широкий восьмерик, завершенный пятью луковичными главами с глухими восьмигранными шеями и красивыми ажурными крестами. К короткой квадратной трапезной с запада примыкает ярусная колокольня с низким четвериком и восьмигранным столпом, ярус звона которого увенчан оригинальным верхом — узким усеченным шатром со слухами и поставленным на него глухим восьмериком с восьмигранным шпилем, как бы продолжающим шатер. В декоре храма преобладают формы сер. 17 в.: лопатки на углах объемов, цокольный пояс с поребриком, простые карнизы из полок и пилы и ярус кокошников в верхней части восьмерика. В то же время сохранились следы первоначальных наличников с ушами и лучковыми завершениями (сбиты при растеске проемов и заменены на рамочные килевидные наличники во 2-й пол. 19 в.), ниши на диагональных гранях восьмерика. Рустованные лопатки между кокошниками, обработка шей глав и слухов колокольни свидетельствуют о влиянии барокко.
Внутри основной объем имеет сферические тромпы при переходе к восьмерику, перекрытому восьмилотковым сводом; у алтаря — коробовый свод с конхой; у трапезной — сомкнутый; у нижнего яруса колокольни — коробовый. Лестница в толще северной стены нижнего яруса колокольни со входом снаружи ведет к звону. В окнах храма и трапезной — решетки классического рисунка, в трапезной сохранились кованые двери.
Клеевая живопись относится к сер. 19 в., на стенах прописана маслом в кон. 19 в. Интересный пример росписи, композиции которой, выполненные в духе классицизма, имеют псевдобарочные обрамления. В первоначальной живописи на своде («Похвала Троице») преобладают звучные ярко-бирюзовые, синие и золотисто-охристые цвета. Колорит поновленных композиций — более приглушенный, холодный. В парусах написаны евангелисты, в восьмерике и на стенах четверика (в два яруса) — евангельские сцены, в алтаре — «Служба Св. отец». В своде трапезной лучше всего сохранилась сцена «Страшного суда» на западном лотке, переходившая и на западную стену. В притворе на своде и стенах также изображены новозаветные сцены, среди них — многофигурная композиция, редко встречающаяся в монументальной живописи 19 в., — «Избиение младенцев».
ВГВ. 1855. № 2, с. 13; № 7, с. 2; 1864. № 27, с. 154; 1867. № 52, с. 476-477; Голышев, 1868а; Голышев, 18686; Березин, Добронравов, 1898, с. 408-412; Глебов, Зайцева и др., 1958, с. 92; Шлычков, 1983, с. 146-147. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 692-696
Одной из достопримечательностей Холуя является храмовый комплекс Троицкой и Введенской церквей, расположенный в живописном месте — на берегу речки Тезы, что неподалёку от старинного деревянного моста. Комплекс состоит из зимнего Введенского храма, летней Троицкой и сторожки, при этом все здания окружены оградой, оснащённой угловыми башенками, воротами и двумя часовенками. Первые деревянные храмы в Холуе появились в ХVI веке. Благодаря развитию солеварения Холуй был довольно крупным населённым пунктом, сразу шесть монастырей имели здесь свои солеварни и монастырские дворы: Троице-Сергиев монастырь, Киржачский Благовещенский, Суздальские Покровский и Спасо-Ефимиевский, владимирский Рождественский и московский Чудов. В документах того времени Холуй значится как село, иногда как посад, чаще именуется слободой.
Население состояло в основном из безземельных крестьян «бобылей» и было довольно многочисленно, поэтому не удивительно что уже в первой половине ХVI века в слободе Холуй были поставлены два деревянных храма. На девой стороне реки Тезы Троицкий храм, на правой стороне Борисоглебский. В 1609 году Холуем начинает владеть князь Д. М. Пожарский, получивший слободу от царя Василия Шуйского, за оборону Москвы от польских захватчиков. В жалованной грамоте перечисляется всё, чем владел князь, в том числе говорится и о Троицком храме: «За боярином же за князем Дмитрием Михайловичем Пожарским в вотчине… слободка Холуй, а в ней церковь Живоначальные Троицы деревян клетцки. А в церкве образы и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и сосуды церковные, и всякое церковное строение вотчинниково и мирское. А на церковной земле: во дворе поп Игнатий, во дворе просвирница Марфица да десять келей, а в них живут нищие, питаютца от церкви Божии». Это единственное сохранившееся описание деревянного храма. Выражение «деревян клетцки», вполне конкретно говорит о внешнем виде церкви срубленой «клетью». Это самый простой и распространённый тип русской деревянной церкви, в которой части храма (клети) располагались на одной оси. Обычно так строились небольшие церкви. Рядом, как видно из описания, размещались многочисленные постройки «кельи» в которых жили нищие.
Весь комплекс очень похож на монастырь, который по некоторым сведениям действительно существовал в Холуе и был упразднён в 1764 году. На протяжении четырёх веков Холуй был тесно связан с Троице-Сергиевым монастырём, существование здесь подворья вполне реально. Часть Холуя принадлежала монастырю, левая сторона реки Теза, начиная от современного здания музея и ниже по течению реки называлась Троицкой слободкой. В ХVII веке рядом с Троицким храмом появилась деревянная Введенская. Храм этот был перенесён из села Введенского, которое в начале Смутного времени было разграблено польско-литовскими шайками, после чего перестало существовать. Известно, что к 1628 году церковь из разорённого села была уже перенесена. Таким образом два храма в селе Холуй объединились под одной крышей с двумя алтарями. По существу появился деревянный храмовый комплекс состоящий из Троицкого храма с приделом Флора и Лавра, и Введенского с Никольским приделом. В ХVIII веке начинается замена деревянных храмов каменными. Большая заслуга в этом принадлежит уроженцу Холуйской слободы епископу Астраханскому и Ставропольскому Мефодию. Первым начали перестраивать Троицкий храм.
Подробности о начале строительства мы узнаём из писем, владевшей тогда Холуем княжны Прасковьи Михайловны Куракиной: «Бьет челом мне Церкви Живоначальная Троицы поп Алексей Гаврилов о позволении каменную Церковь состроить на том же месте Живоначальной Троице на которое строение прислал к нему дядя ево попа Алексея Астраханский Архимандрит Мефодий денег тысячу рублёв. И тебе бы выборному Алексею Лепилову ехать с ним попом Алексеем в Суздаль и просить у ево Преосвященства о благословенной Грамоте что бы благословил построить каменную церковь во имя Живоначальныя Троицы а при ней чтоб был придел Флора и Лавра а построить оную церковь таким образом что в Суздале церковь Казанская Богородицы…». В 1747 году деревянную церковь разобрали и продали, деньги по указанию княжны пошли на строительство. Место для рытья глины под кирпич, после переговоров с княжной Куракиной, выделил князь Михаил Алексеевич Белосельский на Введенской горе, которая принадлежала ему. Основные строительные работы начались в 1748 году, а завершилось строительство в 1750 году. Троицкий храм удивляет своими благородными пропорциями, соразмерностью центральной части увенчанной пятью главами в сочетании с устремляющейся вверх колокольней. Единый стройный силуэт архитектурной композиции, сохраняет художественный образ с любой точки обозрения. Без этого храма панорама Холуя просто невозможно себе представить. Его, многократно воспетого в живописных произведениях, лаковой миниатюре и фотографиях, можно считать самой главной архитектурной достопримечательностью Холуя, и если угодно даже символом.
С сайта: Храмовый комплекс-в-Холуе.рф/История