Мы продолжаем знакомить вас с коллекцией нашего музея! Сегодня рассказываем о холмогорской резьбе по кости.
Знаменитый косторезный промысел сформировался на берегах Северной Двины в XVI – XVII веках. Ключевую роль в этом сыграл ряд благоприятных факторов: экономическое и торговое развитие, обилие материала для работы, а также деятельное, образованное население, большую часть которого составляли выходцы из Великого Новгорода и Пскова – городов с древними, развитыми традициями косторезного искусства.
Во второй половине XVII века по указу царя Алексея Михайловича для работы в мастерских Оружейной палаты Кремля вызываются «косторезных дел мастера» из Холмогор. С этого времени северорусское косторезное искусство становится полноправным участником художественной жизни России.
До середины XIX века холмогорские изделия необычайно популярны. Они соответствуют единому господствующему стилю, будь то рококо или классицизм, а широкий ассортимент отвечал самым разнообразным запросам. Для работ использовался бивень мамонта, клык моржа, применяли и цевку (кость домашних животных). При изготовлении крупных произведений делали каркас из дерева, который облицовывали костяными пластинами с рельефной и сквозной резьбой, цветной гравировкой. Под прорези подкладывали слюду, металлическую фольгу или ткань.
Во второй половине XIX века трудоемкая и дорогостоящая продукция вытесняется более дешевой и технологичной. К началу XX века осталось лишь небольшое число высококлассных косторезов, но и они выполняли в основном недорогие изделия массового спроса. Возрождение промысла началось в 1930-е годы с открытием в селе Ломоносово школы резьбы по кости, в которой преподавали В. П. Гурьев, Г. Е. Петровский и В. Т. Узиков – мастера, сохранившие традиции холмогорской резьбы. Художники-косторезы, в разные годы окончившие эту школу, не только восстановили былую славу промысла, но и открыли новую страницу в истории северорусской резьбы.
#decorativeartmuseum
#damuseum
#коллекция_damuseum
#промыслы_damuseum