Город Холм разделен на четыре части: 1) Ильинскую, 2) Никольскую (от находящихся в центре их храмов во имя св. Пр. Илии и св. Николая Чуд.), 3) Татиловскую (от Татинова камня или Такинова, как называют другие, от котораго шла межа в этой части), и 4) Клинскую (от клинообразного положения ея между двух рек Ловати и Куньи).
В «Истории княжества Псковскаго» Высокопреосвященнейшаго Митрополита Евгения упоминаются в г. Холме два монастыря: мужской и женский, а именно – в Клинской части, при устье р. Куньи, Николаевский Дворецкий (мужской), упраздненный в 1764 году, и подчиненный духовному управлению Рдейскаго игумена, Медовский Троицкий (девичий), в одной версте от города, при устье р. Тудра, впад. В Кунью, упраздненный тоже в 1764 г.; памятников того или другого почти не сохранилось; первый даже совершенно изгладился из памяти старожилов.
В настоящее время церквей в городе семь: три каменных, три деревянных (приписных или кладбищенских) и одна при тюремном замке. Именно: 1) Соборная, Богоявленская, освящена 31 мая 1826 г., построена усердием прихожан на место деревянной Ильинской, существовавшей по 1795 г., 2) Воскресенская, построена в 1795 г., 3) Николаевская – в 1796 г.; вместо деревянной в 1839 г. воздвигнута новая каменная; 4) Тихвинская, кладбищенская, приписная к Соборной – в 1835 г.; 5) Георгиевская, кладбищенская, приписная к Воскресенской – в 1811 году; 6) Вознесенская – тоже кладбищенская, принадлежащая к Николаевской – в 1854 г.; и 7) во имя св. Ап. Филиппа – при тюремном замке – в 1873 г.
К Соборной Богоявленской церкви пристроены приделы: св. Пр. Илии и Покрова Богоматери; к Николаевской – св. Нила Столобенского Чуд. И Митрофания Воронежскаго; к Вознесенской – Параскевы Пятницы и «Всех Скорбящих Радости» Божией Матери; и к Воскресенской (двух-этажной); в верхнем этаже: Преображения Господня, «Всех Скорбящих Радости» Б.М., Михаила Архангела и в нижнем – Воскресения Христова, Рождества Богоматери, св. Иоанна Предтечи и св. Благов. Вел. Кн. Александра Невскаго.
В Воскресенском храме из высокочтимых св. икон замечательны: «Холмская» Б.М., «Всех Скорбящих Радости» и «Утоли моя печали»; образ Преображения Господня и Воскресения Христова (по древности).
В приписной «Тихвинской» Б.М. церкви есть несколько древних икон от прежних храмов и особенно чтимый образ Богоматери «Тихвинской».
Особенно живописно расположена Воскресенская двухэтажная каменная церковь, под горою, на берегу Ловати, делающей здесь правильный изгиб, окруженная тенистым парком. При Николаевской церкви, прекрасной позднейшей архитектуры, устроен также отличный парк.
По некоторым соображениям, Воскресенская церковь была и соборною, что видно и из одной имеющейся надписи на книге «Четии-Минеи» следующего содержания: «Сия книга, глаголемая Четия-Минея Сентября числа 4 города Холма Соборной Воскресения Христова церкви куплена в С.Петербурге. Само собою, что этот первый каменный – построенный еще в 1796 г. – храм несомненно мог быть тогда соборным, тем более, что присутственная места в 1700 годах были только на Татиловской и Ильинской стороне, как говорит предание, по росписи духовной в 1796 году в приходе его было 104 двора и в 1809 г. 132 двора и 435 душ муж.п.
Церковной земли ныне числится: за Воскресенскою церковью 22 дес. 589 саж., Николаевскою 154 дес. 1904 саж. И Богоявленскою 75 дес. Приходы богатые: — содержание причта вполне обеспечено.
Из книги Н. В. Затейщикова-Второго «Храмы и часовни г.Холма», 1883-1890 г.