Хохломская роспись – яркое явление русской народной изобразительной культуры. Зародилось искусство Хохломы на рубеже XVII и XVIII столетий как самобытная отрасль художественной обработки дерева, развивающая традиции русской праздничной деревянной посуды. С начала ХХ века промысел имеет два основных центра – село Семино и город Семенов.
В этом виде народного искусства объединились мастерство токарей и резчиков по дереву с творчеством замечательных художников-орнаменталистов. Оригинальный способ окраски дерева позволяет имитировать золочение с помощью олова и лака из олифы, закалённого высокой температурой. Сверкающие золотом, пламенеющие киноварными узорами хохломские изделия – деревянная посуда, декоративные сосуды, мебель – получили широкую известность, благодаря своим высоким художественным достоинствам.
Золотая Хохлома стала одним из самых известных видов росписи по дереву в России. Её орнаменты с изображениями плавно вьющейся ветви, в изгибах которой расцветают цветы, зреют плоды или гроздья ягод, проникновенно раскрывают поэзию русской природы. В этих узорах реальные жизненные наблюдения художника преображаются в сказочные символы, подобные образу изобильного сада, где мотивы цветов несут особую смысловую нагрузку, выражая пожелание счастливой и благополучной жизни тому, кто станет обладателем расписного сосуда. Содержанию росписи соответствует её празднично-торжественный колорит, основанный на сочетании сверкающего золота, алой киновари и чёрного лакового фона. Это сочетание символизировало торжество жизненных сил и добра, а блеск золота ассоциировался с солнечным светом.
Другой знаменитый центр росписи по дереву – Городец, расположенный на территории Нижегородского края. Развитию ремесел в деревнях вокруг Городца немало способствовало удачное расположение и близость Нижегородской ярмарки. Особенно славились городецкие прялки, которые изготовлялись в деревнях по берегам Волги. Обычно нижегородские прялки состояли из донца с копылком, в который вставлялся гребень. Поверхность донца украшалось резьбой и инкрустацией из моренного дуба, а позже – росписью. Среди предметов украшенных городецкой росписью – шкатулки, посуда, игрушки, мебель и много другое. Традиционные сюжеты – растительный орнамент, изображения птиц с веерообразным хвостом, скачущих всадников, сцен гуляний, праздничных застолий.
Сюжетная роспись никогда не обходилась без цветочных мотивов, герои всегда существовали в окружении пышных растительных побегов и стилизованных цветов. Городецкие мастера любят цветы, художник украшает поле росписи гирляндами из цветочных букетов. Декоративные мотивы подчеркиваются декоративностью цвета и приемов. Любимый фон – ярко-зеленый или насыщенный красный, голубой или желтый, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно представлено многоцветие городецкого колорита. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом.
#decorativeartmuseum
#damuseum
#выставки_damuseum
#коллекция_damuseum
#годкультурногонаследиянародовроссии