История участка очень интересна. Это самое первое приобретение начальника
Русской духовной миссии последней трети XIX века архимандрита Антонина
(Капустина), к которому он очень
стремился. Вместе с тем, к сожалению, это единственный русский участок,
оформление которого в собственность миссии до сих пор не завершено.
Первое православное богослужение на этом участке – под открытым небом, близ
дуба Мамврийского, – состоялось 140 лет назад: 22 мая 1872 года. Два года
спустя отец Антонин воздвиг на участке для приема паломников двухэтажное
здание, которое и сейчас нами используется, но уже как келейный корпус для
насельников монастыря.
Исторически сложилось так, что на русском участке в Хевроне всегда жила
братия. В других местах, например на Елеоне, мужской монастырь не получился,
как архимандрит Антонин ни пытался его создать. Здесь же монашествующие
прижились. Создание в Хевроне мужского монастыря – последний, завершающий труд
жизни начальника РДМ архимандрита Леонида (Сенцова) и любимое детище его
преемника в этой должности архимандрита Мелетия (Розова). Отец Мелетий считал
своей обязанностью закончить дело отца Леонида, которое они вместе начинали. С
1914 года отец Мелетий курировал хевронский участок, и в ряде записей об этом
упоминается.
В истории монастыря, на мой взгляд, просматриваются три этапа: первый –
приобретение и обустройство участка, второй – собирание братии из числа
монашествующих Русской Зарубежной Церкви, третий – становление и развитие
обители под омофором Московского Патриарха.
– Одно время он именовался монастырем Живоначальной Троицы, затем
Свято-Троицким у Мамврийского дуба. В 1925 году при архимандрите Мелетии
центральный придел храма на участке был освящен во имя святых праотцев. С этого
же года за монастырем окончательно закрепилось его нынешнее название. Уникальность
русского участка в Хевроне в том, что это единственное принадлежащее Русской
Православной Церкви место, которое связано с ветхозаветной историей, с явлением
Бога человеку.
В здании паломнического приюта хранится портрет шейха
Ибрагима Шелуди — владельца участка с Мамврийским дубом, продавшего через
посредника землю Русской Духовной Миссии. Вскоре после продажи он был убит
единоверцами.
— Я считаю, что мы храним преемство с тем монастырем,
который здесь был при РПЦЗ. Из двух его насельников, которые тогда остались
здесь, один и сейчас подвизается в братии монастыря – это инок Авраам (Евсеев),
– так что живая связь сохраняется. То, что произошло здесь в 1997 году, –
передача участка и храма Московской Патриархии, произошедшая при активной
помощи Палестинской Автономии, – исторический факт. Ему давались разные оценки;
можно, конечно, сказать, что это произошло благодаря дружеским отношениям Ясира
Арафата со Святейшим Патриархом Алексием, но считать именно эти обстоятельства
решающими будет неправдой. Когда я слышу такие рассуждения, то невольно
напрашивается вопрос: а Бог-то где? Если ничего не может произойти без воли
Божией, значит, Ему было так угодно.
Из беседы с иеромонахом Алексием (Елисеевым), ключарем подворья
Русской духовной миссии в Хевроне. По материалам сайта «Православие»
pravoslavie.ru