В начале XIX в. на Забалке была построена первая церковь – деревянная, во имя свт. Николая Чудотворца. Храм был построен на пустыре самого высокого в этой округе места. Сначала это была церковь при военном морском госпитале, позднее, в 1819 году, ее передали в ведение епархиального начальства и она стала приходской.
Существует предание, что в 1780 году старой госпитальной церкви князем Г.А. Потемкиным был подарен образ свт. Николая Чудотворца, что и стало причиной одноименного освящения храма. В 1842 году, уже на новом месте, в центре новой рыночной площади, была возведена каменная церковь свт. Николая Чудотворца. Возводили ее в традиционном классическом стиле, на востоке и западе украсили четырехколонными портиками. Величественное строение венчает высокий сферический купол на восьмигранном барабане и колокольня в два яруса. Церковь освящена 9 мая 1842 года. В годы Крымской войны 1853-1856 годов в церкви отпевали защитников Севастополя, умерших в херсонских госпиталях.
До 1917 года при этой церкви находилась церковно-приходская начальная школа, в которой обучали грамоте детей «низших» слоев населения. В первые послереволюционные годы церковь свт. Николая стала первой в Херсоне обновленческой церковью, но обновленчество в Херсоне просуществовало недолго.
В 1920-е годы храм был полностью разграблен, изъяты все церковные ценности. В конце 1929 года были сняты колокола, уцелели только маленькие колокола, которые висели в притворе храма. В 1932 году церковь была закрыта и по 1941 год ее использовали под зерносклад, технические мастерские, гараж для тракторов.
В 1941 году храм снова был открыт, в нем возобновились богослужения. Были собраны пожертвования, местные художники восстанавливали иконостас. В 1941 году художник Бабенко написал образ Воскресения Христова, Плащаницу Божией Матери, Распятие Господне. С 1949 по 1954 год были восстановлены оба придела. Местная художница монахиня Евфалия из Херсонского Благовещенского женского монастыря написала иконы боковых приделов: Воскресения Христова и Божией Матери, художница монахиня Констанция написала Феодоровский и Касперовский образы Божией Матери и другие иконы. Кисти Зиновии Осадчевой принадлежит икона Божией Матери «Скоропослушница», которая является главной святыней нынешнего Никольского Морского собора.
В мае 2007 года, в связи с 165-летием со дня освящения, Никольский храм получил статус Морского собора. К этому дню архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн передал в дар Никольскому Морскому собору частицу мощей свт. Николая Чудотворца. В 2009 году была отреставрирована колокольня собора, купол был перекрыт золотистым булатным железом.
22 мая 2015 года архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн освятил памятник святителю Николаю Мирликийскому, установленный в ограде собора.
По материалам официального сайта pravoslavie.ks.ua
Свято-Николаевский морской собор в Херсоне возведен в 1842 г. на средства потомка гетманского рода Дорошенко, коллежского асессора Я. Дорошенко. Расположен в Забалковским предместьем, которое было отделено от города глубоким оврагом (балкой). Первый деревянный храм Св. Николая Чудотворца появился здесь в нач. XIX в., но быстро обветшал, и тогда возникла необходимость строительства новой церкви. Каменный храм в стиле классицизма имеет сферический купол и двухъярусную колокольню. В годы Крымской войны в Николаевской церкви отпевали защитников Севастополя, умерших в херсонских госпиталях. В 2007 г. Свято-Николаевскому храму был присвоен статус морского собора.
http://www.cityplaces.info/ru/Ukraine/
Одним из украшений города Херсона является Свято-Николаевский морской собор, который размещается на так называемой Забалке. Согласно истории, Забалка – одно из предместий Херсона, которое раскинулось за глубоким оврагом (балкой), активно начало застраиваться лишь в начале 19 ст. Здесь для нужд верующих на берегу реки Кошевой у военного госпиталя и была построена небольшая деревянная церквушка. Освящен храм был во имя Святого Николая Чудотворца. Позже в 1918 г. церковь вывели из военного ведомства и превратили в обычную приходскую.
Со временем деревянная церквушка обветшала, и тогда возник вопрос о ее замене на большой каменный храм. Но поскольку население Забалки было в основном бедное, то и сбор средств на постройку храма был крайне проблематичен. На помощь местным жителям пришел коллежский асессор И.А. Дорошенко, потомок гетманского рода Дорошенко, который предоставил нужную сумму. На эти средства в центре новой рыночной площади был возведен новый каменный храм Святого Николая Чудотворца в стиле классицизма, со сферическим куполом и трехъярусной колокольней.
К 1904 г. церковь расширили двумя боковыми приделами, один из которых был освящен в честь Касперовской иконы Божьей Матери, а другой во имя Серафима Саровского. Во время Крымской войны в Николаевском храме отпевали севастопольских защитников, умерших в херсонских госпиталях.
В 20-х гг. 20 ст. из церкви были изъяты все ценности и сняты колокола «для индустриализации страны». Местные жители делали все возможное, для того чтобы восстановить церковь: собирали пожертвования, восстанавливали иконостас. В 2007 г. Свято-Николаевский храм получил статус собора. Сейчас это действующий собор, в котором проводятся богослужения.
Церковь построена в стиле классицизма, каменная. Крестовый план образован квадратными в плане боковыми ветвями (южной и северной), удлиненных пропорций западным объемом и укороченной прямоугольной в плане апсидой на востоке. Над средокрестием помещена — массивная по пропорциям глава на световом восьмиграннике, с западной стороны — трехъярусная колокольня. Западный и восточный фасады акцентированы портиками со спаренными колоннами тосканского ордера, завершенными треугольными фронтонами. Декорация фасадов сдержана: поле стен расчленено пилястрами, подчеркнуто тягами, завершено антаблементом с высоким каннелированным фризом. Окна, дверные проемы и арки двухзвонных ярусов колокольни имеют полуциркульные очертания, декорированы архивольтами, опирающимися на профилированные тяги. В интерьере, благодаря мягкому переходу при помощи парусов от мощных опор к барабану купола, большому количеству окон, создается залитое светом единое внутреннее пространство. Чистота рисунка всех элементов памятника, пропорциональность его членений свидетельствуют о лучших традициях русского классицизма и высоком мастерстве архитектора.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua4/pamyatniki_ua4_241.html