Это кирпичное здание в византийско-славянском стиле. Построено в 1868 году.
Источник: Helsinki this week. №3, June 94.
Архитектурный стиль Успенского собора определяют как псевдовизантийский или русско-византийский с элементами романского. По некоторым данным, в качестве образца для собора послужила старинная церковь XVI века в Коломенском, недалеко от Москвы. Исследователи также отмечают, что Горностаев во многом ориентировался на деревянное зодчество Русского Севера, вот только деревянную резьбу заменил более прочной кирпичной кладкой.
Успенский собор представляет собой квадратное в плане сооружение с выступающей полукруглой алтарной частью и трехъярусной колокольней с южной стороны. Колокольня соединена с основной частью храма многоступенчатой галереей. Общая высота собора — 51 м. Снаружи нарядный краснокирпичный храм украшают выступы, колонки, углубления, карнизы, рельефы, а венчает его обширный центральный шатер (главный купол) с позолоченной главой. Крыльцо с западной стороны поддерживают две гранитные колонны. Главный купол окружают 12 переливающихся на солнце маленьких позолоченных главок по периметру собора и еще одна над колокольней, что оживляет силуэт собора и делает его особенно живописным. Тринадцать основных главок символизируют Христа и 12 апостолов. Также существует мнение, что каждая главка напоминает горящую свечу и олицетворяет душу христианина, стремящегося к высшему идеалу. Интенсивно-красные стены храма красиво контрастируют с зелёными куполами и золотом луковичных глав.Интерьер Успенского собора в Хельсинки очень просторный и светлый, с обилием легких красочных орнаментальных византийских росписей, покрывающих арки и своды храма.
Внутреннее оформление собора выполнено по эскизам архитектора Горностаева. Центральный купол опирается изнутри на четыре массивные колонны, высеченные из монолитного камня (местной гранитной скалы) и искусно отполированные.Верхняя часть центрального свода и арочное перекрытие над алтарной частью представляют собой голубое звездное небо, причем над алтарной частью на фоне звездного неба изображен символ Святого Духа — голубь. Над главной алтарной аркой помещено изображение Господа Саваофа, а высоко в арке над клиросом — изображения святых Иоанна Златоуста и Василия Великого. В западной части храма в арке изображены апостолы Иуда Фаддей и Матфий. В парусах центрального купола помещаются овальные изображения московских святителей: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а на арках свода — библейские изречения на славянском языке: «Приидите ко мне, все труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вы», «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе спасе моем», «Верующий во мя имут живот вечный» и «Благословен грядыи во храме святыя славы Твоея». В местах смыкания четырех массивных гранитных колонн и арочных сводов написаны образы апостолов: Иакова брата Господня, Филиппа, Андрея, Иакова Зеведеева, Фомы, Иакова Алфеевва, Варфоломея и Симона Кананита.Резной двухъярусный иконостас украшен богатой позолотой. Иконы написаны в академическом стиле. Они были выполнены в Санкт-Петербурге русским художником Павлом Шильцовым на полотне по золотому фону. Над Царскими вратами помещена картина «Тайная вечеря» по Леонардо да Винчи, а по сторонам от нее на втором ярусе иконостаса — евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн с символами. Над Тайной вечерей возвышается икона Воскресшего Христа Спасителя.В планировке интерьера Успенского собора в Хельсинки прослеживаются византийские традиции. Обширное подкупольное пространство увеличивается за счет отсутствия сидений, а относительно близкая постановка колонн к стенам создает впечатление целостности: весь видимый богомольцами объем храма воспринимается как единый общий зал. Это впечатление дополнительно усиливается тем, что внутренние стены собора окрашены в цвета, близкие по оттенку к гранитным колоннам.
Торжественная закладка Успенского собора состоялась 15 августа 1862 года в присутствии великих князей Алексея Александровича и Николая Константиновича, совершавших плавание по Балтийскому морю. Это произошло уже при новом генерал-губернаторе бароне П. И. Рокасовском. На начальном этапе строительством руководил сам архитектор Горностаев. Но он не отличался крепким здоровьем и 18 декабря 1862 года умер в возрасте 54 лет. После его смерти работы продолжил И. А. Варнек. В проект Горностаева он никаких изменений не внес, только звонницу заменил колокольней.
Окончание строительства собора ускорилось благодаря назначению и прибытию в Хельсинки в 1866 году нового генерал-губернатора Финляндии графа Н.В. Адлерберга.
http://www.mishanita.ru/2013/04/08/19875/
Глазам прибывающих в Хельсинки (Гельсингфорс) морем открывается живописная панорама города, в которой доминируют силуэты двух храмов. В центре — белый лютеранский собор, восточнее от него краснокирпичный православный Успенский собор, построенный на самой высокой гранитной скале острова Катаянокка. Он — главный храм Хельсинского православного прихода.
Какие причины побудили православных построить в Хельсинки грандиозный собор на самом видном месте города? В 1827, когда была освящена Свято-Троицкая церковь, количество православных в городе не превышало 600 человек. Накануне Крымской войны их число достигло уже 1 500, а, по некоторым источникам, — даже 2 000 человек. Летом это число возрастало на одну-две тысячи приезжих. В связи с войной в городе сильно увеличился гарнизон.
В 1854 настоятелем в Гельсингфорс был назначен Николай Попов. 24-летний священник, только что окончивший Петербургскую Духовную академию. Энергичный пастырь сразу понял, как нужна новая церковь. Троицкая была маленькой и тесной. В большие праздники богомольны стояли даже на улице. Потребность в новом, обширном и благолепном храме, вероятно, усилилась еще потому, что новопостроенный лютеранский собор совершенно заслонил маленькую православную церковь.
Отец Николай обратился за помощью к генерал-губернатору графу Ф. Ф. Бергу, который содействовал лютеранам и католикам в построении собственных церквей. Генерал-губернатор не промедлил, и первый документ об Успенском соборе датирован мартом 1857 — в нем поднят вопрос о необходимости нового обширного православного храма который наружным благообразным великолепием и большею вместительностью соответствовал бы… общему усердию религиозному. В апреле 1859 граф Берг уже просил у обер-прокурора Синода Разрешения пригласить в Гельсингфорс для этой цели академика архитектуры Алексея Максимовича Горностаева, знакомого графу, вероятно по работам на Валааме. Проект, составленный С. И. Барановским, (профессором местного университета, ему не понравился.
Летом 1859 архитектор Горностаев приехал в Гельсингфорс и опре-делил скалистый холм на острове Скатудден (Катаянокка) как место для будущего храма (первое место было вблизи лютеранского собора). В том же году зодчий составил чертежи, которые 12 января 1860 были Высочайше утверждены. Обер-прокурор Синода граф А. П. Толстой сообщил пожелание Государя освятить новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделами во имя блг. кн. Александра Невского и свт. Николая Чудотворца, но храм в конечном итоге стал однопрестольным, так как места для приделов не хватило.
Осенью 1860 с Горностаевым был заключен контракт. Начался сбор средств и пожертвований. На постройку Бергу удалось исхлопотать у Синода 15 тыс. руб., к которым Император добавил 20 тыс. руб. К началу работ общенародный сбор принес 31 тыс. руб., но газета Северная почта продолжала печатать о нем объявления. По Высочайшему повелению 25 тыс. было отпущено из Капитула орденов, от московского купечества дано 20 тыс.; Цесаревич, будущий Император Александр III, в ознаменование бракосочетания с принцессой Дагмарой (Марией Феодоровной) прислал 2 000 руб. Постройка собора обошлась в 223 тыс. руб., и эта сумма была собрана с помощью добровольных пожертвований.
Председателем строительной комиссии был назначен генерал-майор Г. Е. Глебов, начальник штаба войск в Финляндии, членами — гарнизонный инженер-капитан Титов, настоятель Свято-Троицкой церкви о. Николай Попов и три местных купца. Строительная комиссия была подчинена канцелярии генерал-губернатора.
Торжественная закладка храма происходила 15 августа 1862 в присутствии и при участии вел. кнн. Алексея Александровича и Николая Константиновича, совершавших плавание по Балтийскому морю. Ру- ководил стройкой сам Горностаев, который, не отличаясь крепким здоровьем, 18 декабря 1862 скончался в возрасте 54 лет. Строительство продолжил академик И. А. Варнек, только что завершивший возведение собора в Свеаборге по чертежам К. А. Тона. В проект Горностаева он не внес изменений, только звонницу заменил колокольней.
Освящал новопостроенный храм в воскресенье, 13 октября 1868 епископ Выборгский Павел, викарий Петербургского митрополита в сослужении настоятеля Свято-Троицкой церкви прот. Николая Попова, свеаборгского Александре-Невского собора прот. Павла Львова и двух архимандритов. На освящении присутствовали Финляндский генерал-губернатор граф Н. В. Адлерберг и все начальствующие лица. После освящения состоялся парад, в котором участвовали Гельсингфорсское юнкерское училище, три стрелковых роты, два батальона пехотного Печорского полка, батарея артиллерийской бригады и два взвода казачьих команд.
Квадратный в плане собор возведен в русско-византийском стиле с элементами романского. Его венчают 13 главок — одна большая над шатром и 12 маленьких, делая живописным силуэт собора. Среди 12 глав… возвышается обширный купол с позлащенною через огонь главою, венчающею всю церковь. Снаружи здание высотой 51м украшено выступами, колонками, углублениями, карнизами, рельефами. Внутри главный шатер опирается на четыре пилона, высеченных из местной гранитной скалы. Крыльцо с тремя спусками поддерживается двумя гранитными колоннами. Наружный вид собора в восторженном тоне описал известный художественный критик В.В. Стасов, считавший Успенский собор вершиной творчества А.М. Горностаева.
Арки и своды храма покрыты орнаментальной росписью. В парусах главного свода помещены овальные изображения московских святителей: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а по карнизам арок — цитаты Библии. Двухъярусный иконостас — резной и украшен богатой позолотой. Иконы иконостаса написаны в академическом стиле академиком П. С. Шильцовым на полотне по золотому фону.
В память об освящении храма была выбита медаль. Две золотых медали генерал-губернатор Адлерберг поднес Государю и Государыне. За свои труды были награждены многие лица: главный подрядчик и крупный жертвователь Я. Л. Чернышев возведен в звание коммерции советника, И. А. Варнек получил золотой перстень с брильянтами: П.С. Шильцов награжден орденом св. Станислава 3-й степени, а настоятель о. Николай Попов — орденом св. Анны 3-й степени и т. д.
Утварь для церкви пожертвовали частные лица: купеческая вдова Д. Салтыкова — серебряную дарохранительницу, запрестольный серебяный крест и две хоругви, гельсингфорсский купец Н. В. Табунов — плащаницу большого размера и гробницу к ней. Бронзовое позолоченное паникадило на 144 свечи было изготовлено по заказу графа Адлерберга. Московские купцы А. И. Хлудов и Н. Ф. Шубин подарили собору восемь колоколов, из коих самый большой весит 300 пудов (около пяти тонн) и т. д.
В 1872 Успенская церковь стала кафедральным собором, а Троицкая — приписной к нему.
В первые годы в соборе было мало икон. Они поступили, главным образом, после 1918 и накануне последней войны. Среди них обращает на себя внимание икона прп. Серафима Саровского с мощами, старинные иконы: вмч. Варвары и свт. Николая Чудотворца и чудотворная Козелыцанская икона Божией Матери. Последняя икона — молитвенное благословение св. прав. о. Иоанна Кронштадтского родителям тяжело больной девочки, которая выздоровела по его молитвам. В 1940 она была привезена из Успенской церкви в Выборге, вместе с тремя вышеназванными.
Сегодня в приходе Успенского собора насчитывается около 17 000 зарегистрированных членов. Настоятелем служит прот. Вейкко Пурмонен. Ему помогают 9 священников, 2 дьякона и 7 регентов-псаломщиков. Один из священников окормляет только русскоязычных прихожан и служит на церковно-славянском языке, один занимается с молодежью и детьми.
Кроме собора на территории прихода в самой столице действуют следующие храмы: старейший в Хельсинки храм Пресвятой Троицы, домовая церковь ап. Иакова и вмц. Екатерины, церковь прор. Илии на кладбище, в новых кварталах Хельсинки — церковь Вознесения Господня в Вантаа, прп. Германа Аляскинского в Эспоо, в других городах: в Ханко равноапп. кн. Владимира и Марии Магдалины, в Порвоо — Преображения Господня, в Ярвенпяя — Казанской иконы Божией Матери.
http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=finland&page=1
Построенная в 1827 г. гельсингфорская Троицкая церковь с увеличением православного народонаселения в городе оказалась тесною, и православные стали чувствовать настоятельную нужду в построении новой, более обширной и более благолепной церкви, которая могла бы с подобающим достоинством занять место в главном городе Финляндии. Желание такого храма еще более было усилено тем, что вблизи православной церкви, в сороковых годах, была воздвигнута новая лютеранская церковь, громадность и величественность которой представляла совершенную противоположность скромному виду Троицкой православной церкви.
Дело о построении новой церкви возникло в конце пятидесятых годов XIX ст. по инициативе бывшего тогда финляндским генерал-губернатором графа Федора Федоровича Берга, которому и здешние католики, и лютеране обязаны существованием своих церквей. Граф испросил Высочайшее соизволение на сооружение нового православного храма во имя Успения Божией Матери. Проект здания, составленный академиком Горностаевым, был лично рассмотрен государем и утвержден 18 января 1860 г.
В виде первоначального пособия на построение храма граф испросил из сумм Святейшего Синода 15 000 руб.; кроме того, местным священником Н. Поповым было собрано на тот же предмет около 11 000 руб. Недостающая сумма была собираема от разных жертвователей в С.-Петербурге и Москве, напр. от гг. Утина, Цурикова и Четверикова.
Когда выбранная для храма местность была занята фундаментом и фундамент обложен гладко тесанным цоколем, тогда в присутствии великих князей Алексея Александровича и Николая Константиновича совершена была 1862 г. 15 августа торжественная закладка храма. За смертью Горностаева проект приводил в исполнение архитектор Варнек, а за работами наблюдал гельсингфорский купец Я. Л. Чернышев. Постройка храма продолжалась уже при другом генерал-губернаторе бароне Платоне Ивановиче Рокоссовском, а окончательная отделка последовала уже при нынешнем генерал-губернаторе графе Николае Владимировиче. Как Рокоссовский, так и Адлерберг продолжали испрашивать суммы, которых не доставало на постройку, так что из 210 000 руб., употребленных на постройку, почти половина была исходатайствована генерал-губернаторами.
13 октября 1868 г. храм был освящен преосвященным Павлом, епископом Выборгским, викарием петербургской митрополии, в сослужении двух архимандритов, двух протоиереев и четырех священников. Тут присутствовал генерал-губернатор и другие высшие власти. С Высочайшего соизволения в память освящения храма была вылита медаль. На одной ее стороне изображены: Государь Император, наверху всевидящее око, внизу – герб Финляндии, а вокруг евангельское изречение: «Воздатите кесарева кесареви и Божия Богови», на другой стороне изображен Успенский храм с надписью вокруг: «Благодарные православные Финляндии», а внизу: «утвержден 12 – 24 января 1860 г. и освящен 13 – 25 октября 1868 г.». Две таких золотых медали генерал-губернатор поднес Государю Императору и Государыне Императрице.
По освящении Успенского храма здесь стали служить по воскресным и праздничным дням, а в Троицкой церкви совершались службы будничные, а также заказные обедни. С определением же сюда в 1870 г. второго священника начали служить одновременно в обеих церквах; только в главнейшие праздники и по случаю особых торжеств совершается соборное служение в Успенском храме.
В 1872 г. последовало распоряжение епархиального начальства о том, чтобы Успенский храм считался собором, а Троицкая церковь сделана приписною. К собору же приписан был и Троицкий причт; здесь же стали вести и все церковные документы.
Собор занимает самый высокий пункт на скалистом мысу; цельная гранитная скала, на которой воздвигнут собор, имеет около 9 сажень высоты над уровнем моря. С севера и северо-запада скала круто опускается к морскому берегу, а по восточной и южной сторонам представляет отлогости и уступы. Вблизи собора находятся следующие здания: императорский дворец с площадкою военной гауптвахты, монетный двор и купеческие складочные магазины. Вся соборная местность обнесена чугунною решеткою и представляет две площади: верхнюю северную и нижнюю южную. К нижней площади подъем совершается по возвышающимся дорогам, а к верхней ведут две гранитные лестницы.
Здание собора – в русско-византийском стиле, снаружи украшено выступами, углублениями, карнизами, рельефами, колоннами и проч. Так как предположено не штукатурить собор, то снаружи здание обложено кирпичом наилучшего сорта, с чистою отделкою швов, и для всех украшений кирпич изготовлен по особым моделям.
Здание собора представляет совершенный квадрат, к которому с востока примыкают три алтарных полукружия, а с запада гранитное крыльцо с тремя спусками и с кирпичным сводом, опирающимся на двух гранитных колоннах. Длина и ширина здания составляют 11 саж. 1 арш. и 13 верш., а высота до главного купола 14 саж. Высота купола с его коническим верхом 8 саж. Высота же всего здания от основания до креста 23 саж. 2 арш. и 10 верш.
Кроме главного купола собор имеет еще 12 малых глухих четырехсторонних куполов. Крыша всех куполов выкрашена белой краской, главы покрыты золотом, кресты медные вызолоченные, ажурной работы. Окна собора узкие, длинные, с круглым верхом. Окна расположены двумя рядами и дают во внутренность собора много света. Впрочем, алтарь не изобилует притоком света, потому что в алтаре находятся только три узких окна и еще одно круглое окно в центре алтарного свода. В боковых отделениях алтаря имеется также по одному окну. Окна имеют двойные рамы и защищены железными прутьями.
Колокольня помещается на юг от собора, в 5 саженях от него и соединена с ним каменною галереею. Длина и ширина основания колокольни 7 арш. 12 верш., высота 13 саж. до креста. Она устроена в два яруса, из коих в нижнем помещен один большой колокол в 320 пудов 4 фунта весом, а в верхнем помещен один колокол в 159 пудов на середине и семь колоколов малых, от 25 пудов до 10 ½ фунтов – в просветах. Купол колокольни выкрашен белой краской, а глава его и крест имеют тот же вид, как и в здании собора.
В алтаре, кроме престола и жертвенника, сделанных из дубового дерева, помещается шкаф для священных сосудов, евангелий и венцов. В боковых отделениях помещается ризница. Антиминс, освященный епископом Павлом, подписан митрополитом Исидором. Стены собора оштукатуренные, росписаны разноцветными, акварельными фигурами, как то: крестами, розетками, плетенками, бордюрами. Двухъярусный, деревянный иконостас выкрашен белою, под лаком, краскою и имеет множество позолоченных украшений. Иконы писаны художником Шильцовым.
По штату причта при соборе положено: протоиерей, священник, диакон, два псаломщика и просфорня. Жалованья от финляндской казны предназначено протоиерею 750 руб. сер., священнику 600 руб. сер., диакону 400 руб., двум псаломщикам по 275 руб. и просфорне 75 руб. сер. Но так как штат Успенского собора до сего времени еще не утвержден, то причт удовлетворяется жалованием по прежнему штату Троицкой церкви. Впрочем, священник получает жалованье по новому штату из особых сумм, Высочайше предоставленных для того в распоряжение финляндского генерал-губернатора, равно и диакон пользуется из тех же сумм добавкою 100 руб. к получаемому им жалованью по старому штату. Помещается причт, кроме священника, в прежнем деревянном доме, принадлежащем Троицкой церкви. Священник же получает квартирное содержание из особых сумм.
Приход Успенского собора тот же, что и при Троицкой церкви. Его составляют местные православные граждане купеческого и мещанского сословия, более значительный процент приходского населения составляют отставные, преимущественно нижние воинские чины и семейства их. Кроме коренных и оседлых прихожан, в приходе есть временные обыватели, проживающие здесь по паспортам, преимущественно уроженцы Ярославской губернии, и занимающиеся торговлей, огородничеством и другими промыслами.
С целью поддержания православного русского элемента в гельсингфорском приходе, по совещанию местного священника с прихожанами в 1801 г. открыта была особая русско-приходская школа для детей обоего пола. Здесь дети учились чтению, письму, молитвам, священной истории и катехизису, также грамматике, арифметике и, по возможности, географии. Преподаванием занимались, кроме священника и диакона, наемный учитель и наемная учительница.
На содержание школы прихожанами установлены были ежегодные взносы, а один из прихожан купец Никифор Игнатьевич Табунов особо пожертвовал в пользу школы 3 000 руб. серебром. В продолжение 3 лет школа помещалась в церковном доме, в квартире бывшего гельсингфорского диакона Голубкова. Между тем, на устройство особого помещения для школы, по ходатайству генерал-губернатора барона Рокоссовского, Высочайше разрешено было отпустить из государственного казначейства, в единовременное пособие 8 000 руб. сер. Постройка училищного дома каменного, трехэтажного с разрешения местного начальства и по условию с прихожанами произведена, помянутым же купцом Табуновым, на принадлежащем ему месте среди города.
Нынешний генерал-губернатор граф Николай Владимирович Адлерберг исходатайствовал Высочайшее соизволение на учреждение в Гельсингфорсе русской мужской гимназии, с ежегодным отпуском из государственного казначейства по 19 000 руб. сер. Для более успешного благоустройства дел церковно-приходских в гельсингфорском приходе существует приходское попечительство, учрежденное на основании Высочайше утвержденных в 1804 г. положений и открытое, по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Исидора, в 1870 г.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект д. 39, 1875 г.
Кафедральный Успенский собор в Гельсингфорсе (Хельсинки) на мысе, называвшемся Скат-Уддина, стал вершиной творчества А.М. Горностаева. Проект, составленный в 1859 г., 17 января 1860 г. был утвержден в Санкт-Петербурге императором Александром II. В объемно-пространственной композиции Горностаев развил тип центрического шатрового храма соборного типа, предложенный К. А. Тоном.
Собор является ярким образцом «русско-романского» стиля. Квадратный в плане 4-столпный храм с тремя полуциркульными в плане апсидами венчают центральный монументальный шатер, завершенный луковичной главой, и 12 малых луковичных главок, создающих живописный силуэт. Как и лицевая кладка из красного кирпича, композиция завершений храма восходит к московско-ярославскому узорочью XVII в. Кирпичный фасадный декор имеет достаточно сдержанный характер со значительным преобладанием арочных элементов. Полуциркульные окна, расположенные в 3 яруса, вписаны в аркатурно-колончатые пояса. Зодчему удалось добиться хорошего освещения храма также за счет окон светового барабана. Угловые части здания оформлены рустом и выложенными в кирпиче крестами, фасады – поясами арочек и кронштейнов, шатер – поясом полуциркульных кокошников. Расстановка на своеобразных барабанах-постаментах малых боковых главок соответствует завершениям Иоанно-Златоустовского храма Никольского монастыря в Старой Ладоге, композиция имеет общие черты с Никольской церковью Валаамского монастыря – другими проектами А.М. Горностаева. Спускающаяся со скалы лестница вела к невысокой двухъярусной двухпролетной звоннице псковского типа. Архитектура собора не имеет никакого отношения ни к русскому деревянному зодчеству, ни к церквям с. Коломенского.
Конфликтная ситуация на постройке собора в Гельсингфорсе (связанная со сменой генерал-губернатора), как полагали современники, ускорила кончину Горностаева, долгое время страдавшего «водяной болезнью». Кончина зодчего последовала 18 декабря 1862 г. После его смерти здание достроил архит. И. А. Варнек. В частности, звонница была заменена шатровой колокольней, выполненной в стилистике церкви, с декором в виде арок и поясом килевидных кокошников в основании шатра. Новый проект иконостаса в тоновских формах был утвержден генерал-губернатором Н.В. Адлербергом 27 февраля 1868 г. Двухъярусный ступенчатый иконостас завершен поясами килевидных кокошников, иконы в академическом стиле вписаны в аркатурно-колончатые пояса.
Автором икон, написанных на полотне по золотому фону в 1862–1868 гг., был столичный мастер церковной живописи, жанрист, портретист и педагог Павел Саввич Шильцов (4 ноября 1820 – 1893), выпускник Академии художеств, академик (1851 г.). Он исполнил иконостасы для церкви святой Параскевы в Вильнюсе, ряд икон для иконостасов храма Христа Спасителя в Москве и Иоанно-Богословской церкви Санкт-Петербургской духовной семинарии, Казанской церкви при доме призрения бедных им. С. П. Елисеева, церкви святых Кирилла и Мефодия при Введенской гимназии в столице, иконы для Исаакиевского кафедрального собора в память чудесного спасения царской семьи в Борках (все утрачены в советское время).
прот. Александр Берташ