Первой в Харькове была построена в 1657 году деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, размещавшаяся в крепости немного южнее современною здания Успенского собора. Была она небольшая, холодная и бедная. Не хватало богослужебных книг, молились перед бумажными иконами. Город рос, возникали другие храмы, и Успенская церковь больше не могла вмещать возросшее число прихожан. И 1685-1687 годах на смену ей построили первый в Харькове каменный собор, который находился на месте нынешнего собора. Как и большинство соборных храмов, он был крестово-купольный. Крыша и пять глав собора были покрыты дубовым гонтом. Отдельно стояла каменная шатровая колокольня, в нижнем ярусе которой устроили две «коморы» (кладовые) и погреб, которые сдавали внаем, что приносило церкви немалую прибыль. 3 марта 1733 года в городе вспыхнул сильный пожар. От Успенского собора уцелела только каменная кладка стен. И хотя через год его отстроили, купола покрыли белой жестью и вызолотили крест, в здании вскоре появились трещины. В 70-х годах XIX века его решили разобрать, чтобы возвести новый. В это время Харьков становился торговым и промышленным центром Слободско-Украинской губернии. Формировавшемуся в центре ансамблю официальных зданий должен был соответствовать и главный собор. Скромный «народный» вид старого храма не отвечал духу екатерининской эпохи.
При обсуждении вопроса о строительстве нового храма решили принять за образец здание храма св. Климента, возведенное в 1762-1770 годах в Москве на Пятницкой улице. Особенностью ее композиции являются близкое к квадрату очертание в плане и отсутствие полукруглых абсид и алтарной части. Возвышающийся в центре собора световой барабан главного купола опирается на четыре пилона со скошенными внутренними углами, а расположенные по углам четыре купола не сообщаются с внутренним пространством храма. Во внешнем облике собора отразились черты переходного времени от господствовавшего ранее стиля барокко к классицизму. Фасады выглядят сдержанно, но их немногие лепные украшения еще напоминают о причудливом декоре уходящего стиля. Большой пышностью отличались не дошедшие до нашего времени интерьеры. Великолепен был резной золоченый иконостас, изготовленный, по утверждению литературных источников, по эскизу великого зодчего барокко Растрелли.
Строительство собора продолжалось двенадцать лет, и было завершено в июне 1783 года. По площади новый собор значительно превосходил старый. В нем было четыре престола: главный — Успенский, южный — во имя Казанской Божьей Матери, северный — во имя Святой великомученицы Екатерины и еще один на хорах — в честь Петра и Павла. Кроме иконостаса, гордостью собора являлись две особо почитаемые верующими иконы — Елецкой Божьей Матери и образ святителя Христова Николая. После возведения собора встал вопрос о строительстве новой колокольни. Решение об этом было принято в 1819 году. В колокольне предложили устроить теплый храм во имя св. Благоверного великого князя Александра Невского, в память Александра I и победы в Отечественной войне 1812 года. На это собрали много пожертвований. Работы по строительству начались 8 мая 1821 года и велись с перерывами до 1833 года. Возобновили строительство в 1837 году под руководством архитектора К.А. Тона и вчерне завершили с небольшими изменениями в начале 40-х годов. В 1841 году на колокольне установили позолоченный крест весом 25 пудов (400 кг) и высотой 7 аршин (5 м). Закончили работы в 1844 году. Общая высота многоярусной колокольни с крестом составила 42 сажени (89,5 м). Установили на ней 12 колоколов весом от 16,1 тонны до 8 кг. В 1862 году вверху поставили часы с боем, заказанные в Париже у фирмы «Борель». Колокольню соединили с храмом с помощью небольшой «вставки», в которой сделали большие проемы для прохода по первому этажу. Грандиозная колокольня стала главной доминантой исторического центра и до сих пор является самым высоким зданием города. Она радует глаз стройностью пропорции, чистотой форм. Так в архитектуре комплекса собора и колокольни встретились, дополняя друг друга, стили двух эпох прошлого — барокко и классицизма.
После революции 1917 года Успенский собор и колокольню использовали для разных несвойственных им нужд, и они подверглись значительным разрушениям. В 1973 году начались реставрационные работы, в ходе которых было произведено укрепление фундаментов, стен, пилонов, подпружных арок, восстановлены утраченные барабаны центрального и боковых глав собора, вызолочен заново купол, возобновлена наружная и внутренняя отделка. В здании в 1986 году открылся Дом органной и камерной музыки.
www.kharkov.com/news/
Образцом синтеза украинского, нарышкинского и позднего московского барокко является Успенский собор в Харькове, возведённый в 1771-1783 гг. В плане собор имел форму, близкую к квадрату. По своему типу сооружение относится к крестово-купольным церквям. За образец был принят план московского храма Св. Климента папы Римского, построенного в 1762-1770 гг. архитекторами А. Евлашевым и Д. Ухтомским. Центральная главная нава — осевая, наиболее широкая часть храма, отделенная массивными пилонами от северной и южной боковых галерей, — ориентирована согласно православному церковному канону с запада на восток.
http://kharkov.vbelous.net/barocco.htm
Когда и кем первоначально построена в Харькове церковь Успения Пресвятой Богородицы — праматерь Харьковского Успенского Собора, с точностью неизвестно. Но есть основание предполагать, в 1659 г. в Харькове уже существовала первоначальная деревянная однопрестольная холодная церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы. В 1658 году воевода Офросимов доносил в Москву: «а в Харьковском, государь, твое царское богомолье построена соборная церковь Успенье Пресвятыя Богородицы краснаго и новаго леса, а лес, государь, на ту соборную церковь возили ратные люди в прошлом во (1657) году при Воине Селифонтову». Этим донесением вполне точно определяются как год постройки церкви, так и материал, из которого она выстроена (Д.И. Багалей, Д.П.Миллер, «История города Харькова…»). Находилась она южнее современного собора, между зданиями университетской библиотеки и университетской церкви. В конце XVIII столетия на том месте, где был престол этой церкви, стояла деревянная каплица.
Первый деревянный собор обветшал, поэтому в 1685 году в Харькове был заложен новый каменный крестообразный собор с 5-ю главами внутри городской крепости. В 1688 году было окончено строительство и освящено митрополитом Авраамием новое строение. Отдельно от собора была выстроена каменная колокольня, находившаяся на соборной площади. В колокольне были предусмотрены две коморы или два чулана и погреб, отдававшиеся в наём. 8 июля 1733 года во время ужасного пожара не уцелел и собор: сгорела крыша, все главы, как на храме, так и на колокольне. Внутри храма почти все было уничтожено, остались лишь каменные соборные стены. В следующем, 1734 году, храм был восстановлен и выглядел лучше прежнего. «Главы были отстроены вновь, крыша покрыта былою «аглицкою» жестью, кресты вызлащены». К сожалению, благоустроители храма не обратили внимания на каменные стены собора. Огонь, огромное количество воды, вылитой на них во время пожара, дождливое лето и осень 1733 года подействовали разрушающе на стены. В 1770 году в соборных стенах стали появляться опасные трещины. «Стало ясно, что капитальный ремонт невозможен, что совершать в нем богослужение опасно, и что ничего не оставалось более, как разобрать до основания старый храм и на его месте устроить новый».
14 мая 1771 года было освящено место, на котором и сооружен ныне существующий Успенский соборный храм. Создатели взяли за образец Московский храм св. Климента и по его плану начали строить свой новый четырехугольный, на пять куполов и столько же престолов. «В 1777 году храм был окончен вчерне; весною 1778 г. в северном приделе, на хорах, был наскоро установлен иконостас, а 25 апреля был освящен в нем и престол во имя чудотворной Казанской иконы Божией Матери; этот престол находился над престолом во имя св. великомуч. Екатерины (устроенный, по желанию харьковских граждан, в память славного царствования Екатерины Великой; освящен 10 октября 1780 года).
Главный — Успенский престол новоустроенного соборного храма был освящен 27 сентября 1780 года. 8 июня 1783 года был освящен окончательно отделанный соборный храм и южный придел, устроенный во имя свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. В этом же году был установлен главный соборный иконостас, выполненный по рисунку художника-архитектора Растрелли, предмет восхищения для ценителей искусства. В 1779 году соборный храм был обнесен деревянным забором, а в 1791 году построили каменное ограждение. На восточной стороне забора находилось восемь каменных лавок, приносивших собору значительный доход. «Когда устроена была вокруг собора каменная ограда, всем стала бросаться в глаза старая, неприглядная, построенная без участия архитектурного искусства колокольня, стоявшая на открытой площади и как раз посреди проезда от архиерейского дома к дворцу или зданиям университета».
В 1812 году был утвержден план на постройку торговых лавок вокруг собора. «13 февраля 1819 года соборные прихожане и харьковские граждане единодушно решили: старую, древней архитектуры колокольню, совершенно не соответствующую зданию соборного храма, довольно благовидного, значительно поврежденную, имевшую много трещин, грозившую опасностью колоколам и даже обывателям, разобрать до снования и построить вместо нее новую, каменную же самой лучшей архитектуры и в ней устроить теплый храм во имя св. благоверного великого князя Александра Невского, в память славного царствования Императора Александра Благословенного и в благодарственное воспоминание о богодарованных ему победах в 1812-1814 гг. (престол в настоящее время не существует). Составление плана и фасада новой колокольни соборяне поручили профессору архитектуры при Харьковском Императорском университете Васильеву». 8 мая 1820 года были утверждены план и фасад колокольни. 2 июня 1821 года, в память избавления отечества от нашествия врагов в 1812 году, преосвященным Павлом была заложена Александровская соборная колокольня. «4 ноября 1846 года, согласно ходатайству преосвященного. Архиепископа Иннокентия, Святейший Синод дал знать указом, что «так как колокольня при Харьковском кафедральном соборе сооружена усердием граждан в ознаменование признательности к Богу за события 1812 года, то и Святейший Синод признает со своей стороны, приличным сделать на ней предположенную надпись: «Богу Спасителю за избавление отечества от нашествия галлов и с ними двадесяти язык».
В ночь с 14 на 15 августа 1843 года разыгравшаяся в Харькове буря погнула железный крест на соборной колокольне. Были разорваны две из четырех толстых железных цепей, поддерживающих крест в вертикальном положении. Крест был снят, исправлен и вновь водружен. 3 мая 1855 года Харьковское городское общество решило на городские средства установить на колокольне городские башенные часы. Для их ремонта и заводки, за счет города, содержать часового мастера. Так летом 1862 года на соборной колокольне появились часы. В сентябре 1863 года был доставлен в Харьков большой колокол собора. Весил он 1003 пуда и был изготовлен на колокольном заводе Рыжовых. При громадном стечении народа колокол был поднят и укреплен на первом ярусе соборной колокольни. В 1886 году в часовне св. Николая за бронзовой решеткой был установлен редкой красоты иконостас. «В 1889 г., по предложению высокопреосвященного Амвросия на средства духовенства и других сословий харьковской епархии был устроен серебряный колокол, именуемый Царский, весом в 18 пудов серебра. На нем среди художественно исполненных орнаментов с одной стороны изображена монограмма с инициалами Высочайших Имен. Эту монограмму окружает с трех сторон гирлянда с рельефными изображениями имен Августейших детей Их Императорских Величеств, с другой стороны надпись славянскими буквами». Кроме главного престола (внизу) Успения Пресв. Богородицы (храм 15 августа), были приделы св. вмчц. Екатерины (храм 24 ноября) и (правый) в честь Казанской Иконы Божией Матери (храм 8 июля и 23 сентября). Наверху в честь св. Крещения (храм 7 января) и св. Параскевы Пятницы (храм 28 октября).
Колокольня Харьковского Успенского собора — одно из замечательнейших строений в мире. Строилась она 20 лет, стоила более 400 000 руб. ассигнациями, кроме огромного количества пожертвованных материалов. Когда Россия была спасена от нашествия Наполеона I и русские войска вошли в Париж, во многих местах России старались увековечить это событие. Строили самые разнообразные памятники. Подобный памятник решили воздвигнуть и жители Харькова. «Мысль эта, принимая различные изменения, осуществилась в намерении — соорудить колоссальной величины и изящной архитектуры колокольню при городском Успенском соборе, назвав её в память незабвенных подвигов Александра Благословенного Александровской и сделав с той же целью в самой колокольне придел во имя св. Александра Невского. К исполнению этого намерения приступлено было 12 ноября 1818 г., и усердие граждан харьковских столь было велико, что они того же дня при первом совещании о сооружении колокольни сделали подписку в 40 000 ассигнациями. Составленные для колокольни проф.Харьковского университета Е. А. Васильевым планы фасады в самых колоссальных размерах были причиною, что по случаю употребленного высшим начальством долгого времени на внимательное рассмотрение и утверждение их. Это здание заложено было только 2 августа 1821 г. преосвященным Павлом, епископом Харьковским. Местное начальство и архитекторы, наблюдавшие за постройкой колокольни, употребили особое попечение, чтобы оно было самое прочное. С этой целью фундамент колокольни, при чрезвы¬чайной твердости грунта, выкопан в 14 аршин, а толщина стен фундамента сделана в 9 аршин; по мере возвышения здания, толщина стен уменьшилась. На всеобщее здание, кроме глав и креста, употреблено связного железа до 4000 пудов (пуд — около 16 кг, т.е. 64 тонны — авт.), а кирпича 3,5 мил. Высота колокольни от земли до окончания каменной постройки заключалась в 32 сажени, а вместе с куполом и крестом в 42 сажени (89,5 м). Крест, утвержденный на колокольне, имеет 7 аршин (5 метров) длины и до 30 пудов (480 кг) весу; он сделан из дубового дерева, обит железными полосами и обложен листовою медью, через огонь вызолоченною; такою же вызолоченною медью обложен шар, в котором утвержден крест и меньшая глава, ниже шара устроенная. Все это стоит около 20000 рублей ассигнациями. Высота колокольни с подобными в России зданиями: колокольня Петропавловского собора в С.-Петербурге — 55 саж., Киево-Печерской лавры — 43,5 саж., Харьковского собора — 42 саж. или 294 фут., Троицко-Сергиевской лавры 42 саж., Спасо-Симоновский монастырь 40,5 саж., колокольня Ивана Великого в Москве 38 и не более 40 саж., колокольня Благовещенской церкви в Харькове 37,5 саж.; высота важнейших памятников на земном шаре: башня Кельнского собора 522 фут., Хеопсова пирамида 478 фут., Эйфелева башня 984 фута».
Г.Ф. Квитка писал, что при рассмотрении плана и фасада колокольни бывший тогда городским головою Ломакин, узнав меру высоты здания, пришел в сильное негодование и решительным голосом объявил, что он, как глава города, не допустит, чтобы мирные и добрые граждане г. Харькова осмелились воздвигать такой высоты здание, которое превышало бы находящуюся в первопрестольном г. Москве колокольню Ивана Великого — дива на всю Россию. Некоторые граждане присоединились к мнению Ломакина. Архитектор согласился и пообещал переделать фасад к будущему собранию. Он представил тот же фасад, но с показателями высоты каждого этажа. Ломакин и собрание, поверив архитектору, что высота не превышает колокольни Ивана Великого, подписали свое согласие. С огромным энтузиазмом горожане жертвовали на строительство новой колокольни. Ломакин умер, а защитники его мнения, видя строящуюся колокольню, не догадались сверить высоту каждого этажа с высотой, объявленной архитектором в документах. Строительство шло, колокольня росла и выросла на 2 сажени выше колокольни Ивана Великого. В 1869 году, в одно прекрасное утро, все городские пожарные команды объединившись силами, разобрали за несколько часов ветхие деревянные лавчонки, безобразившие один из лучших храмов г. Харькова.
Первая деревянная Успенская церковь просуществовала около ста лет. После революции 1917 года Успенский собор и колокольня использовались не по назначению. Храм разрушался. В 1973 году начались реставрационные работы. В 1986 году в здании храма был открыт Дом органной и камерной музыки. И сегодня радует глаз купол Свято-Успенского Собора на улице Университетской.
Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. — X.: Факт, 2005.
Успенский кафедральный собор построен в 1646 г. сперва деревянный, а в 1685 г. перестроен в каменный. В 1780 г. окончен постройкою и 27 сентября освящен настоящий храм вместо прежнего, сгоревшего в 1733 г.
До 1846 г. храм этот именовался градским собором, а в этом году по представлению бывшего архиепископа Иннокентия переименован в кафедральный собор. Престолов в нем пять: главный – во имя Успения Пресвятой Богородицы, с южной стороны – во имя Казанской иконы Божией Матери, с северной стороны – во имя св. вмц. Екатерины; в храме, помещающемся в колокольне, главный престол в честь Богоявления Господня и с южной стороны – во имя св. вмц. Параскевы, именуемой Пятницы.
Земли пахотной и сенокосной 65 дес. 1820 кв. саж., приносящей доходу причту 500 руб. в год. Прихожан муж. пола 302, жен. пола 345. Неприкосновенного капитала в пользу церкви 24 100 руб., в пользу причта 10 083 руб., от казны на ризницу и другие потребности отпускается 350 руб. в год и за наем 4-х лавок и погреба собор получает 2 930 руб. арендной платы в год.
Причта по штату положено: кафедральный протоиерей, ключарь собора, три священника, протодиакон, два диакона, два иподиакона и два псаломщика. Жалование причту 2 801 руб. 32 коп.; церковного помещения члены причта не имеют, но пользуются квартирным пособием, получаемым от отдачи в арендное содержание соборного причтового дома, приносящего валового дохода 20 200 руб. в год. Церковно-приходской школы при соборе нет, приходского попечительства тоже нет.
Кафедральный протоиерей Стефан Любицкий, на настоящем месте с 1897 г.; ключарь собора священник Григорий Виноградов, на настоящем месте с 1896 г.; священник Иоанн Гончаревский, на настоящем месте с 1894 г.; священник Леонид Твердохлебов, на настоящем месте с 1898 г.; священник Василий Яновский, священником и на настоящем месте с 1902 г.; протодиакон Василий Вербицкий, диакон Андрей Мартьянов, на месте с 1893 г.; диакон Иосиф Олейников, на настоящем месте с 1899 г.; на иподиаконской вакансии диакон Михаил Фаворов, на месте с 1903 г.; на иподиаконской вакансии диакон Григорий Ворона, с 1903 г.; псаломщик в сане диакона Стефан Киенко, на настоящем месте с 1901 г. и рукоположен во диакона в 1901 г. Церковный староста потомственный почетный гражданин Константин Уткин с 1885 г.
«Справочная книга Харьковской епархии», составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И. М. Варшавчика Николаевская ул. дом №3, 1904 г.
В 1685–1687 г.г. внутри крепости, саженей на 25 к северу от деревянного, уже обветшалого тогда Успенского собора, который по надписям еще в 1659 г., построен каменный, крестообразный собор с 5 главами, наказным полковником Авдием Григорьевичем с соборянами и освящен в 1688 г. митрополитом Аврамием. Так показывает опись харьковского Успенского собора 1724 г. В 1770 г. оказались в нем опасные трещины, почему он разобран, и на место его, по благословению преосвященного Самуила Миславского, в 14-й день мая 1771 г., заложен нынешний храм, по плану и фасаду московского храма Св. Климента, квадратный, о пяти главах и стольких же престолах. Попечительностью протоиерея Михаила Шванского и церковного старосты поручика Федора Анастасьевича Грекова вся постройка его окончена в 1778 г. В 1780 г. 27 сентября освящен главный престол Успения Пресвятой Богородицы преосвященным Аггеем. При сем освящении присутствовал генерал-фельдмаршал граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский, прибыл в Харьков для открытия Харьковского наместничества и присутственных мест. Открытие присутственных мест последовало сентября 29 дня.
В 1818 г. в память знаменитых побед всероссийского воинства под личным предводительством государя императора Александра Благословенного и двукратного взятия Парижа соборяне и граждане г. Харькова, преимущественно соборного прихода, по предложению протоиерея Стефана Антоновского, в собрании своем 12 ноября положили воздвигнуть колокольню с наименованием ее Александровскою и, учинив первоначальную подписку, простиравшуюся до 12 тыс. серебром, предложили профессору архитектуры Евгению Васильеву, составить проект фасада и план колокольни в величественных размерах, с теплой внутри оной церковью. По составлении плана и одобрении его строительным комитетом колокольня, по разобрании старой, заложена преосвященным Павлом августа 2 дня 1821 г. Для осушки стен и окрепности строения громадного постройка продолжалась с промежутками времени и неспешно.
В 1833 г. 5 ноября освящен устроенный в ней главный престол во имя Богоявления Господня, а 12 ноября – придел во имя Св. Великомученицы Параскевы преосвященным Иннокентием Александровым.
В 1841 г. 1 октября, по совершении крестного хода из Покровского в Успенский собор преосвященным архиепископом Смарагдом и по совершении молебствия и окроплении св. водой, крест, обитый вызолоченными через огонь медными листами, взнесен и утвержден на колокольне московским мастером Лукиным при чрезвычайном стечении народа.
Фундамент колокольни углублен в землю на 14 саж., высота ее от цоколя с крестом 42 саж.; кирпича употреблено 3 500 000, а связного железа – до 4000 пудов. Вся постройка ее с теплою внутри оной церковью обошлась собору в 110 тыс. серебром.
https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/istoriko-statisticheskoe-opisanie-harkovskoj-eparhii/2
Первый деревянный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы был построен «ратными людьми» в Харькове в 1657 г. Каменный крестообразный Успенский собор с пятью главами был построен в 1685–1687 годах внутри харьковской крепости и освящен митрополитом Авраамием в 1688 г.
В 1770 г. старый каменный Успенский собор был разобран, а на его месте был построен новый, существующий по сей день. Освящен в 1778 г.В 1819 г. была разобрана старая колокольня Успенского собора, на ее месте была выстроена новая Александровская колокольня с теплым храмом внутри, который был освящен в 1833 г. Строительство колокольни было завершено в 1845 г.
В 1929 г. Успенский собор был закрыт, купола снесены, иконостас вывезен в музей. В соборе разместилась радиостанция. В 1986 г. в православном храме разместили орган и открыли зал органной и камерной музыки.
В новейшие времена первое богослужение в Успенском соборе провел 2 ноября 1990 г. Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. С марта 1992 г. Харьковское епархиальное управление арендовало собор для проведения богослужений. В 2004 г. было подписано распоряжение главы Харьковской областной администрации Е. П. Кушнарева о передаче Успенского собора православной церкви.
Из истории
После захвата г. Харькова войсками Красной армии в декабре 1919 г. храмы города действовали более или менее самостоятельно в течение 1920 г. Но государство рабочих и крестьян, отделившее церковь от себя, вовсе не желало отказаться от того, чтобы поживиться за счет православных храмов и их прихожан. Для начала все храмы сделали предприятиями, у которых был свой устав, бухгалтерия, налоги, страховка и т. д. Далее для каждого шага православного прихода, «отделившиеся» не православные государственные деятели стали требовать собственного разрешения, как то на крестный ход вокруг церкви, освящение воды, выступление церковного хора и т. д. Когда этого ленинцам показалось мало, они решили обобрать ризницы православных храмов. В дальнейшем храмы просто закрывались, уничтожались или, после снятия колоколов, крестов, разрушения куполов, использовались для размещения в них складов, пекарен, типографий, а в случае с Успенским собором – радиостанции. Из изъятых ценностей драгоценные камни вынимались, золото и серебро переплавлялись, иконы и богослужебные книги закрытых храмов сжигались, только наиболее ценные книги и предметы церковного обихода попадали в библиотеки, музеи или хранилища НКВД. Первоначально церковного старосту Успенского собора Н. Сушкова в 1922 г. обязали составить опись ценных вещей с указанием стоимости и веса. Такая опись была составлена 30 марта 1922 г. Согласно этой описи в соборе были следующие ценные вещи:
1. Колокол, сооруженный в память события 17 октября 1888 г., отлитый из чистого сплава серебра и меди и весом в 18 пудов, а ценность неизвестна. Помимо этого колокола на колокольне размещались еще 11 колоколов – с момента окончания строительства, т. е. с 1844 г. 5 из них один весом около 1000 пудов.
2. Иконы серебряные в позолоченных ризах в алтарях нижней церкви. В Казанском алтаре на жертвеннике икона Св. Николая. У нижней стены алтаря в киоте медные иконы: Спасителя три, Божией Матери две, Вознесения Господня, Успения Божией Матери две, Казанская икона Божией Матери, Святой Параскевы, Александра Невского, Мученицы Александры, Св. Николая, апостола Павла, Алексия человека Божия, Дмитрия Ростовского, Василия Великого. Над вратами Казанского алтаря икона Божией Матери. В Екатерининском алтаре у северной стены в киоте иконы: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи, в другом киоте: Спасителя, Божией Матери и чудотворная икона Елецкой Божией Матери. Все эти иконы в ризах неизвестного веса и цены.
3. Иконы в серебряных ризах в иконостасе Успенского алтаря: на вратах Благовещение Пресвятой Богородицы и четыре Евангелиста, в пяти ризах этих икон веса 15 фунтов, ценой в 700 руб. Иконы в первом ярусе иконостаса: местные Спасителя, веса в ризе 28 фунтов, цена 115 руб.; Божией Матери, вес ризы 28 фунтов, ценой 1100 руб.; Успения Пресвятой Богородицы, вес ризы 28 фунтов, ценой 1150 руб. С левой стороны иконостаса икона Иоанна Крестителя, вес ризы 29 фунтов, цена 1150 руб. Над вратами икона Рождества Христова, вес ризы 14 фунтов, цена 400 руб. Над местной иконой Спасителя икона Крещения Господня, вес ризы 6 фунтов, цена 350 руб. Над местной иконой Божией Матери икона Сретения Господня, вес ризы 5 фунтов, цена 200 руб. Над храмовой иконой Успения Божией Матери икона Введения во храм Св. Девы Марии, вес ризы 8 фунтов, цена 260 руб. Над иконой Иоанна Крестителя икона Рождества Богородицы, вес ризы 7 фунтов, цена 230 руб. Во втором ярусе иконостаса икона Спасителя с двумя апостолами, вес ризы 51 фунт, цена 2000 руб.
4. Иконы в серебряных ризах в иконостасе Казанского алтаря: местная икона Спасителя, вес ризы 8 фунтов, цена 200 руб.; икона Божией Матери, вес ризы 9 фунтов, цена 50 руб.; храмовая икона Казанской Божией Матери, вес ризы 9 фунтов, цена 300 руб. Над вратами Нерукотворный Образ Спасителя, вес ризы 6 фунтов, цена 200 руб. С левой стороны икона Вознесения Господня, вес ризы 8 фунтов, цена 300 руб.
5. Иконы в серебряных ризах Екатерининского алтаря. Местная икона Спасителя, вес ризы 8 фунтов, цена 250 руб. Икона Божией Матери, вес ризы 10 фунтов, цена 300 руб. Храмовая 6 икона Великомученицы Екатерины, вес ризы 7 фунтов, цена 270 руб. Выше икона «Снятие с креста Спасителя», вес ризы 5 фунтов, цена 200 руб. 6. Иконы в серебряных ризах в храме нижней церкви. У южной стены храма в киоте икона Св. Николая, вес ризы 15 фунтов, цена 500 руб. В киоте 12 малых выносных икон в ризах разной ценности. На первой колонне с южной стороны в киоте икона «Знамение Божией Матери», вес ризы 2 ½ фунта, цена 200 руб. Икона Нерукотворный Образ Спасителя в ризе неизвестного веса и цены. В другом киоте икона Св. Ионы, Петра, Алексея и Филиппа, все ризы 24 фунта, цена 1300 руб. Далее в киоте иконы: Спаситель с Божией Матерью и Иоанн Предтеча, вес ризы 7 фунтов, цена 300 руб. Святой Николай и Смоленская икона Божией Матери в ризах неизвестного веса и цены. На второй колонне малые копии всех чудотворных икон Божией Матери в ризе неизвестного веса и цены. У северной стены храма в киоте иконы: Св. Митрофана Воронежского, вес ризы 3 фунта, цена 100 руб. Выше иконы: Крещение Господне, Св. Тихон Задонский, Рождество Христово, Архангел Михаил, Неопалимая Купина, Ковельшанская, Иверская, Владимирская и Озерянская иконы Божией Матери в ризах неизвестного веса и цены. Далее иконы Св. Феодосия и Серафимы в ризах, и Св. Пантелеймон с серебряным венчиком. На первой колонне с северной стороны в киоте 15 малых икон, в другом киоте 4 иконы угодников Божиих в ризах и Елецкая икона Божией Матери двумя ризами. На второй колонне Иоанна Воина и Св. Николая. Все эти иконы в серебряных ризах неизвестного веса и цены. Сверх того при церкви имеется 15 малых икон в серебряных ризах неизвестного веса и цены. В этой же нижней церкви имеется 2 хоругви с двумя малыми иконами в серебряных ризах неизвестной цены.
6. Верхняя церковь. При входе в церковь находится особый киот с иконами: посередине Св. Николай с двумя серебряными ризами, из которых одна неизвестного веса и цены, а другая весом 17 фунтов, имеет украшения из камней неизвестной ценности. Справа икона трех угодников Божиих в ризе неизвестного веса и цены, и икона Спасителя, вес ризы 13 фунтов, цена 600 руб. Слева икона трех угодников Божиих в ризе неизвестного веса и цены и икона Божией Матери, вес ризы 19 фунтов, цена 620 руб. В Богоявленском алтаре на горнем месте икона Спасителя в серебряной ризе неизвестного веса и цены, а на жертвеннике икона Крещения Господня, вес ризы 7 фунтов, цена 300 руб. В иконостасе оправа в киоте, две малые иконы и слева в киоте одна малая икона в ризах неизвестного веса и цены. В алтаре Св. Параскевы на жертвеннике «Моление о Чаше», вес ризы 7 фунтов, цена 300 руб.
7. В иконостасе иконы: Спасителя, вес ризы 14 фунтов, цена 400 руб.; Божией Матери, вес ризы 14 фунтов, цена 400 руб.; Св. Параскевы, вес ризы 18 фунтов, цена 600 руб.; Св. Иоанн Предтеча и Алексий человек Божий, вес ризы 16 фунтов, цена 500 руб. Напрестольные кресты, евангелия, священные сосуды, лампады и другие предметы. Для нижней и верхней церкви всего имеется серебряных позолоченных вещей: крестов 10, из которых два весом по 1 фунту 30 золотников, ценой по 70 рублей, а остальные неизвестного веса и разной цены. Евангелий в серебряных окладах 14 разной величины, веса и цены. Ковчегов для Святых Даров, или дарохранительниц, 4: первая весом 18 фунтов, ценой 1000 руб.; вторая весом 8 фунтов, ценой 400 руб.; третья весом 7 фунтов, ценой 350 руб. и четвертая весом 6 фунтов, ценой 300 руб. Серебряных позолоченных чаш 11, из которых одна чаша весом 5 фунтов, ценой 350 руб.; две чаши весом по 2 фунта, ценой по 150 руб.; две чаши весом по 1 фунту, ценой по 100 руб., а остальные чаши меньших размеров разного веса и цены. Дискосов 10, из которых три дискоса весом по 1 фунту, ценой по 60 рублей, а остальные неизвестного веса и цены. Звездиц 10 разного веса в золотниках и разной цены, от 8 до 40 руб. Лжиц 9 разного веса и цены от 3 до 12 руб. Копий посеребренных 10 малой ценности. Ковшиков 3 разного веса и цены от 10 до 20 руб. Тарелочек разного веса и цены от 5 до 35 руб. Один сосуд для освящения хлебов непробного серебра, неизвестной цены. Одна малая дароносица, ценой в 25 руб. Архиерейских наперсных крестов 4, из которых один золотой, а остальные серебряные с украшениями неизвестной ценности. Панагий 6, из которых одна золотая, а пять серебряные с украшениями неизвестной ценности. Одна митра украшена бирюзой, а другая камнями неизвестной цены. Дикириев два и трикириев 2, весом около 1 фунта каждый и ценой по 50 руб. Архиерейский посох ценой 250 руб. Трехсвечников 2, ценой по 60 руб. каждый. Кадил 6 разного веса, ценой от 50 до 150 руб. Одно блюдо ценой в 60 руб. Лампад в нижней церкви 20 и в верхней 15 разного неизвестного веса и цены.
Основная часть ценностей в Успенском соборе была изъята в 1922 году. Некоторые незначительные вещи были оставлены на хранение при соборе, однако уже в 1924 г. и они были изъяты. Советские чиновники тогда определяли сами, какое количество утвари, одежды будет достаточно храму для совершения богослужения. Тогда же начали забирать иконы для Всеукраинского Социального 8 музея им. Артема. Изъяли иконы из главного иконостаса: Христа, Божией Матери, Неверия Фомы, а также другие иконы: чудотворную икону Елецкой Божией Матери, храмовую икону Успения Пресвятой Богородицы, Спасителя, двухстороннюю икону с образами Богородицы и Распятия, а также ряд богослужебной утвари. А Харьковский окрисполком в лице Отдела культа потребовал немедленной передачи этих ценностей. В 1926 году этот же музей потребовал передать ему еще некоторые ценные экспонаты, среди которых иконы Владимирской Божией Матери, Знамения и др.
В 1920-е годы в Успенском соборе в кладовой придела во имя Святой Параскевы Пятницы хранятся остатки консисторского архива – все то, что по какой-то причине не захотели забирать чиновники. А для богослужения епархиального ведомства передается каплица с чудотворным Образом Святителя Николая и Богоявленская церковь под колокольней Успенского собора. В каплице располагался деревянный позолоченный киот с тремя иконами: чудотворной иконой Св. Николая, трех угодников Божиих, Спасителя. Две иконы размещались в деревянных рамах: Спасителя и Божией Матери. В Богоявленском храме было два позолоченных иконостаса, в которых располагалось 37 икон, пять икон размещались в отдельных киотах. Следует отметить, что передача каплицы и Богоявленского храма состоявшаяся 26 октября 1926 г., происходила без участия представителей церковной пятидесятки и без согласия прихожан, зато по указанию Харьковского админотдела.
В 1920 г. здания, принадлежащие Успенскому собору, в основном были национализированы для нужд учреждений советской власти. Прежде всего четырехэтажный дом по Московской улице № 1, в нем первый и второй этаж заняли торговые заведения, а третий и четвертый жилые квартиры. Также были отобраны лавка в Гостином дворе и каменное здание в церковной ограде с северной стороны, где расположился книжный склад отдела народного образования. В 1922 г. единственное ненационализированное, здание (двухэтажное), располагавшееся в ограде собора с южной стороны, было занято под канцелярию Харьковского Архиепископа и коллегию епархиального свечного завода.
Причт собора на 7 октября 1923 г. состоял из семи человек: настоятель собора протоиерей Леонид Иванович Твердохлебов, ключарь протоиерей Иоанн Васильевич Петровский, протоиерей Серафим Оскарович Ляде, священник Максим Петрович Гришин, протодиакон Спиридон Макарович Евтушенко, диакон Стефан Павлович Киенко, диакон Михаил Константин Богославский.
Устав православной общины Успенского собора был зарегистрирован 10 апреля 1925 года. В настоящее время музей готовит к изданию метрические книги и исповедные росписи Успенского собора с 1733-го по 1799 годы. А в дальнейшем будут изданы метрики за XIX столетие. Кроме того, фотокопии оригиналов метрических книг будут переданы в архив собора. По сути, в собор вернется то, что хранилось в Успенском соборе до 1920 года.
http://otkudarodom.ua/sites/default/files/pdfs/uspenskiy_sobor_2012.pdf
История Успенского собора
1658 — Первое упоминание в документах об Успенской церкви, сооруженной в конце XVI века и преобразованной впоследствии в собор.1685-1687 — каменный Успенский собор.1771 — Успенский собор, заложено новое здание.1783 — окончание строительства нового здания.1821-1833, 1837-1844 — возведение колокольни Успенского собора.1917 — экспроприация здания, начало периода использования для различных нужд и последовавших значительных разрушений.1973 — начало реставрационных работ.1986 — открытие в здании собора Дома органной и камерной музыки.2016 — окончательная передача собора на баланс Епархии.
29 октября 2004 г. глава Харьковской областной государственной администрации Е.П. Кушнарев подписал распоряжение № 136 о передаче в ведение УПЦ Зала в колокольне Успенского собора до 16.11.2004 и всего комплекса Успенского собора до 01.01.2006. Распоряжение было оспорено в суде по инициативе депутата областного совета Дениса Шевчука, который обосновал свою позицию тем, что орган Харьковской филармонии находится в коммунальной собственности и имеет значительную стоимость (по оценкам депутата — неск. миллионов долларов), поэтому именно только жители Харькова вправе решить, как поступить с органом. Распоряжение от 29 октября 2004 г. было приостановлено решением суда.
21 ноября 2006 г. был восстановлен крест на колокольне. В 2009 г. глава Харьковской областной государственной администрации А. Б. Аваков подписал новое решение о передаче Успенского Собора в ведение Харьковской Епархии Украинской Православной Церкви. До 2010 г. в Соборе параллельно по согласованному графику будут проходить концерты органной музыки и церковные службы. В начале 2009 г. был подписан контракт на строительство нового органа «Alexander Schuke» (4 мануала, 72 регистра) в новом строящемся филармоническом комплексе, где с 2010 г. должен будет разместиться Органный Зал Харьковской филармонии. После открытия в 2016 г. нового органного зала в реставрируемом филармоническом комплексе Успенский Собор полностью перешел в ведение Епархии.
http://www.eparchia.kharkov.ua/churchinfo/33
В XVII и XVIII вв. главною церковью в Харькове — собором — была Успенская церковь. С учреждением в Харькове архиерейской кафедры и превращением Покровского монастыря в кафедральный собор значение Успенской церкви несколько умалилось, за нею осталось только имя «градского собора». В таком положении был собор до 1846 г., когда по Синодскому указу велено было архиерейскую кафедру перевести из Покровского в Успенский собор. «Градским собором» была названа Благовещенская церковь, затем в 1863 г., при Макарии, титул градского собора достался Воскресенской церкви. Титул этот, впрочем, фигурировал только в консисторских делах, так что даже далеко не всем харьковцам было известно, какая именно церковь носит имя «градского собора». В 1865 г. титул градского собора у Воскресенской церкви был отнят, так как в учреждении такого собора Синод не усмотрел никакой надобности. Градский собор в Харькове был признан излишним. Право на имя собора осталось за одним Успенским.
XIX век застал Успенский собор храмом о пяти престолах: главный — в честь Успения, северный — во имя св. Екатерины и южный — Крещенский; кроме того, на хорах, в южной их части, был престол во имя апостолов Петра и Павла, а в северной — Казанской Божьей Матери. На хоры вели две лестницы, одна с северной, другая — с южной стороны церкви. Церковь была холодная. С постройкой колокольни во втором этаже ее был устроен теплый храм с главным престолом в честь Крещения Господня. По первоначальному плану предполагалось освятить этот престол во имя св. Александра Невскаго, но когда церковь была устроена, причт и прихожане, в виду того, что праздник Крещения бывает среди зимы и в самое холодное время года, по неудобству совершать зимою богослуженье в холодной церкви, решили устроить главный престол в честь праздника Крещения. Другой престол в теплой церкви был устроен в честь св. Параскевы-Пятницы, по имени купчихи Прасковьи Тамбовцевой, щедрой жертвовательницы, которою был сооружен и иконостас для этого престола. Бывший Крещенский престол в нижней церкви переименован в Александро-Невский. В 1834 г. прихожане устроили сребропозлащенную ризу на икону Казанской Божьей Матери и просили у преосв. Иннокентия разрешения переименовать престолы: бывший Крещенский, а потом Александро-Невский престол переименовать в Казанско-Богородичный, а бывший престол в честь этой иконы на хорах — во имя св. Александра Невского. В 1887 г. при внутренней перестройке собора хоры были совсем уничтожены, а вместе с тем упразднены и находившиеся на них приделы Александро-Невский и Петропавловский. Собор остался при пяти престолах, трех в нижней церкви и двух — в верхней.
Внешний вид собора значительно изменился с устройством колокольни: благодаря ей красивая церковь превратилась в величественный храм. По обеим сторонам колокольни в виде контрфорсов были устроены лавки. Лавки числом 18 тянулись также и с северной, и с южной стороны храма, представляя собою как бы ограду его. Из-за этих лавок едва ли не тридцать лить тянулись пререканья между епархиальною властью и «гражданским начальством», находившим, что лавки существуют вопреки закону, безобразят собор и оскорбляют религиозное чувство. В 1856 г. генерал-губернатор Кокошкин, не любивший стесняться в осуществлении своих планов, снес две лавки, остальные продолжали существовать до 1869 г., когда губернатору Дурново удалось наконец добиться разрешения на их сломку. Колокольня собора за время своего существования изменений не потерпела, если не считать пристройки к ней, совершенно не подходящей по архитектуре часовеньки, в которой был повешен так называемый Царский колокол. Колокола на колокольне долгое время были небольшие: самый крупный из них весил 201 п. 32 ф. В 1863 г. этот колокол был заменен громадиной в 1000 с лишним пудов, отлитой на заводе братьев Рыжовых и ими пожертвованный собору. Крыша и купола собора были обычно окрашены зеленой краскою, а главы — желтой под лак. Только в последнее годы, при старости Уткине, главы позолочены, позолочен и купол колокольни, что, конечно, еще усилило то импонирующее впечатление, какое производит собор своею величественною внешностью.
Внутренний вид собора за сто лет потерпел некоторые изменения. С устройством колокольни и заменой западной стены церкви арками церковь значительно расширилась, но западная часть ее не отличалась обилием света и высотою, так как над нею нависали хоры и часть теплой церкви, устроенной в колокольне. Кроме того, своды, на которых была устроена верхняя церковь, значительно портили внутренний вид храма. В 1887 г., по инициативе преосвященного Амвросия теплая церковь была помещена в здании колокольни, своды с хор сняты. Церковь получила красивый вид: внутри ее два свода, с открытым иконостасом и увеличенным количеством воздуха. В соборе, как и во всех прочих харьковских церквах, в старые годы солея не отделялась от остальной части храма. В 1805 г. солея была отгорожена решеткой согласно синодскому указу в виду замеченных в церквах стеснений во время богослужения. До пятидесятых годов в соборе было так называемое «царское место», вероятно то, на котором когда-то помещалась Екатерина при посещении ею собора; была, кроме того, по примеру больших малорусских церквей старого времени, и проповедническая кафедра. К половине XIX в. и царское место, и кафедра обветшали и своим наружным видом безобразили церковь. В 1855 г. их убрали совсем. В том же году старый чугунный пол был заменен деревянным, а этот последний при старосте К. П. Уткине превратился в паркетный. В 1856 г. Харьковскому собору были отданы знамена дружин Харьковскаго подвижного ополчения. Помещены они возле клиросов, где находятся и теперь.
Мы не будем говорить об устройстве серебряных риз для иконостаса, кстати сказать, сохранившего свою старую живопись, о сооружении новых икон, о разрисовке стен церкви, остановимся только на ее наиболее почитаемых святынях. Таких две: иконы Елецкой Божией Матери и Николая Чудотворца. О первой из них мы уже говорили в первой части этого труда, что же касается второй, то ее происхождение относится к 1841 г. Устроена она была в память поднятия креста на соборную колокольню и помещена в том же месте, где находится и теперь. Икона писана на деревянной стачной доске длиною 1 арш. 8 вершк., шириною в 12 вершк. Чудотворец изображен в полном архиерейском облачении — в митре, саккосе и с палицею. Почитание иконы как чудотворной началось с конца семидесятых годов, когда среди населения города стали циркулировать слухи о чудесных спасениях во время последней турецкой войны, приписываемых спасенными молитвами Николая Чудотворца. С тех пор росла слава образа, перед которым стали совершаться постоянные молебны. К образу стали стекаться приношения, шедшие на украшение его и той часовни, в которой он помещается. Теперь перед образом более 200 серебряных вызолоченных лампад, множество привесок и других ценных украшений.
По описанию прот. Т. Буткевича, составленному в 1894 г., собору принадлежало 10 чаш, столько же дискосов и звездиц, 11 лжиц, стоимость которых превышаешь 2000 руб., 18 напрестольных крестов, стоящих более 1000 руб., четыре дарохранительницы (2014 руб.), двенадцать евангелий в сребропозлащенных окладах (1439 р.), 48 серебряных позолоченных риз на иконостасе, киотах и на жертвенниках стоимостью в 31343 р., 77 малых выносных икон в таких же ризах (5723 р.), 98 серебряных позолоченных лампад, 15 полных архиерейских облачений, 73 священнических и 56 диаконских облачений стоимостью в 11675 р.
Д. И. Багалей «История города Харькова», гл. 25, ч. 1
Построена по проекту профессора Харьковского университета Е. А. Васильева как монумент в честь победы России в Отечественной войне 1812-1814 гг. Проект был рассмотрен и одобрен акад. архитектуры В. П. Стасовым и утвержден в 1820 г. Заложена в 1821 г. Строительство вел автор проекта, после его смерти с 1837 г. — профессор Харьковского университета архит. А. А. Тон. Колокольня в стиле классицизма, возведена из кирпича, декоративные детали и карнизы из бетона, покрыта цементной штукатуркой с искристым декоративным терразитовым верхним слоем, выполненным на основе крошки доломита белого цвета. Пятиярусная, высотой 88,9 м. Основанием служит каменный фундамент шириной 6,5 м. Первый ярус решен в виде прямоугольного в плане двухэтажного объема с пилястрами тосканского ордера с трех сторон. Второй ярус квадратный в плане, с четырехколонными портиками, размещенными по осям. Верхние три яруса — круглые. Третий — с двухколонными портиками, четвертый — расчленен полуколоннами, поддерживающими антаблемент. Ордер колонн композитный. На пятом ярусе в 1862 г. установлены четыре циферблата часов с боем. Завершает колокольню крытая под чешую луковичной формы позолоченная глава с высокой главкой. Колокольня переходом соединена с собором. Памятник отреставрирован в 1972-1975 гг.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Иллюстрированный справочник-каталог, 4 том. Харьковская область.
Александровская колокольня Успенского собора
Надвратная 4-ярусная каменная колокольня, 1821—1841. Высота 89,5 м. Архитекторы: Е. Васильев, А. Тон.
12 ноября 1818 года и 13 февраля 1819 года состоялись собрания прихожан и граждан Харькова, на которых по предложению протоиерея Стефана Антоновского обсуждалось предложение воздвигнуть новую очень высокую колокольню в честь Александра I и победы российской армии над войсками Наполеона Бонапарта в Отечественной войне 1812 года. Колокольню было решено назвать Александровской, а её проектирование поручено профессору архитектуры Харьковского Императорского университета Евгению Васильеву.
Согласно городской легенде, при рассмотрении первоначального проекта городской голова Ломакин сильно возмутился тем фактом, что проектируемая колокольня будет выше колокольни Ивана Великого в Москве, имеющей высоту 81 м. Архитектор не хотел уменьшать высоту здания и ему пришлось пойти на хитрость и пообещать к следующему собранию переделать проект. На следующее рассмотрение Васильев представил тот же самый проект, только с указанием высот каждого этажа, без общей высоты. На словах же он уверил присутствующих, что колокольня не превысит колокольню Ивана Великого. И таким образом 8 мая 1820 года был утверждён план и фасад колокольни. В действительности Дворянское собрание не могло утвердить или не утвердить проект, оно просто не имело на это прав. Все утверждения проводились исключительно в Санкт-Петербурге. А подписи, в том числе и тогдашнего городского головы Ломакина, которые действительно есть на проекте архитектора, говорят только о том, что Васильев ознакомил с проектом членов комиссии по устройству колокольни.
На стройку было собрано много пожертвований, разобрана старая колокольня и уже 2 августа 1821 года преосвященным Павлом была заложена новая, но работы по строительству велись неспеша и с перерывами. Согласно проекту, в ней планировали расположить тёплый храм, и 5 ноября 1833 года был освящён главный престол в честь Богоявления Господня, а 12 ноября того же года преосвященным Иннокентием Александровым был освящён придел в честь Святой Великомученицы Параскевы. В 1837 году работы были продолжены, но уже под руководством архитектора А. Тона, и проект, с внесёнными незначительными изменениями, был в основном завершён в начале 40-х годов.
1 октября 1841 года архиепископом Смарагдом при большом скоплении народа был совершён крестный ход от Покровского собора к Успенскому, проведён молебен и окропление креста, после чего он был воздвигнут московским мастером Лукиным над куполом колокольни. Позолоченный крест имел в высоту 7 аршин (около 5 метров), а весил по одним данным 25 пудов (более 400 кг), а по другим около 30 пудов (около 490 кг). Крест был сделан из дубового дерева, обитого железными полосами, поверх которых обложен позолоченными медными листами. Такой же позолоченной медью был выложен шар, на котором устанавливался крест и небольшая глава, расположенная между основным куполом и шаром. Все эти работы обошлись в 20 тысяч рублей ассигнациями.
Полностью строительные работы были завершены только в 1844 году. Строители старались сделать здание как можно более прочным, в результате фундамент выстроенной колокольни заглублен в твёрдый грунт на 14 аршин (около 10 м), а толщина фундаментных стен составила 9 аршин (более 6 м). Высота от цоколя до окончания каменной постройки составила 32 сажени (более 68 м), а до верхней точки креста над куполом составляет 42 сажени (около 89,5 м). При её строительстве было использовано 3,5 млн кирпича и 4 тысячи пудов (около 65,5 т) связного железа. Общие затраты на строительство составили 110 тысяч рублей серебром, или же более 400 тысяч рублей ассигнациями. На колокольне были установлены 12 колоколов, причём поначалу использовались небольшие. Самый маленький из них весил всего лишь 8 кг, тогда как самый большой 201 пуд 32 фунта (более 3 т).
4 ноября 1846 году по ходатайству преосвященного Иннокентия решением Священного Синода Успенский собор получил статус кафедрального, а Покровский собор, бывший до этого кафедральным, стал просто монастырским храмом. Также, с учётом того, что колокольня собора строилась «въ память избавления отечества отъ нашествія иноплеменныхъ въ 1812 году», Синод счёл допустимым сделать на колокольне надпись: Богу Спасителю за избавленіе отечества отъ нашествія галловъ и съ ними двадесяти языкъ.
3 мая 1855 года Харьковское городское общество приняло решение за городские средства купить и установить на колокольне башенные часы, а для их починки и заводки содержать за счёт города часового мастера. И летом 1862 года часы установили. Они были французского производства, сделанные парижской фирмой «Борель». В сентябре 1863 года бывший самый большой 200 пудовый колокол был заменён на пожертвованный собору братьями Рыжовыми и отлитый на их заводе намного больший колокол весом 1003 пуда (более 16,1 т). Его поднятие и установка на первом ярусе колокольни проводилась при большом стечении народа.
Вскоре к колокольне пристроили часовню, освящённую в честь Святого Николая. В ней в 1886 году построили иконостас, разместив перед ним ограждение в виде бронзовой решётки. Высокопреосвященным Амвросием в 1889 году на средства духовенства и пожертвований прихожан Харьковской епархии был отлит серебряный колокол весом 18 пудов (около 300 кг). И этот так называемый Царский колокол был повешен в недавно построенной часовне. На колоколе среди орнаментов изображена монограмма с инициалами императора, окружённая с трёх сторон гирляндой с рельефными изображениями имён императорских детей.
В 1929 году были снесены все пять куполов Успенского собора, сняты колокола с колокольни.
В 1959 году была проведена частичная реставрация Александровской колокольни: перекрыт купол и нанесена на него позолота. Также произвели замену лестницы на новую металлическую, содержащую 280 ступеней. В колокольне были установлены новые часы с диаметром циферблата 3,7 метра и длиной минутной стрелки более 1,5 м.
Колокольня Успенского собора высотой 89,5 м на протяжении более полутора веков была высочайшим каменным зданием в городе (если не считать металлические вышки), и только в 2006 году были построены более высокие строения в Харькове — два 25-этажных жилых дома, высотой 91 (110 с антенной) и 95 м.